Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Буддизм: генезис и эволюция



2015-12-14 1204 Обсуждений (0)
Буддизм: генезис и эволюция 0.00 из 5.00 0 оценок




Буддизм возник в V-VI вв. до н.э. в Индии на базе ее религиозно-философских традиций. Однако, он существенно отличался от основополагающих принципов индуизма. Онвозник в период острой социально-политической борьбы.В индийском обществе появились течения, не согласные с делением людей на касты. Например, учение джайнистов. Изначально и буддисты стали противниками социального неравенства, что в первую очередь выразилось в неприятии кастового строя. Кроме того, буддизм провозгласил, что его учение может исповедовать любой человек, независимо от его расы, национальности, страны, пола. Именно такая установка позволила буддизму перешагнуть национальные рамки и приобрести популярность не только в Индии, но и за ее пределами. Кроме того, в отличие от учения тех же джайнов, последователи буддизма вели широкую проповедническую деятельность новых идей.

Основатель буддизма — принц Гаутама Шакьямуни Сиддхартха (556 - 486 гг. до н.э.), или Будда. Об этом человеке мы узнаем из многочисленных источников легендарного характера, преданий. Благодаря этому пророку заложились основы религии, проникнутой человечностью, способностью понять ближнего. Он дал обществу надежду на спасение, оптимизм. А. Мень сказал: «Мудрец, проникнутый состраданием ко всему миру, он поистине достоин любви и благодарности человечества…»[48].

Принц Гаутама был сыном одного из индийских правителей. Перед рождением мальчика, родителям было пророчество, что ребенок будет великим вождем или духовным учителем. Поэтому родители прозвали ребенка Сиддхартха, что в переводе с санскрита означает «тот, кто выполнит свое предназначение»[49], не став направлять его воспитание в военное или ученое русло. Жизнь Гаутамы была беззаботна и радостна во дворце, но юноше было интересно, что происходит во внешнем мире. Он отправился странствовать и увидел, что в мире много горя, болезней, страдания, нищеты и несправедливости. Тогда он решил спасти мир с помощью поиска новой духовности.

Принц ушел странствовать, обучаться у разных монахов-аскетов, искать путь спасения человечества. При этом он вобрал из разных религиозно-этических учений наиболее важные черты, создал собственное синтетическое учение. Однако, фанатичное максималистское истязание собственной плоти не было принято проповедником. От джайнов он воспринял принцип самого аскетизма и отшельничества, которые легли в основу жизневосприятия буддийских монахов. От йогов Будда позаимствовал систему упражнений, медитативную практику.

На данной базе, выработав собственную систему упражнений, медитативную практику, принципы аскетизма, Гаутама Шакьямуни достаточно долго самосовершенствовался, пока не «прозрел». Это произошло в возрасте 35 лет, став Просветленным, или Буддой. Тогда ему и открылся путь спасения человечества и он создал «четыре благородных истины»:

1. Жизнь – это страдание.

2. Причина страданий — человеческие желания.

3.Откажись от желаний и исчезнет страдание

4. Прозревай и становись Буддой.

Итак, главный постулат буддизма: жизнь есть страдание.

Но это не то кармическое страдание индуизма, где каждый борется за себя в одиночку. Гаутама увидел «что понимание и любовь едины. … Понимание дает свободу для проявления состраданиями любви, которые, в свою очередь, способствуют правильным действиям»[50].

Не стоит полагать, что и любое желание в буддизме является греховным помыслом. Желания эгоистические, суетные, направленные на удовлетворение материальных ценностей или достижение какой-либо социальной выгоды разрушают душу человека, заставляя его вновь и вновь перерождаться и мешая преодолеть карму: «Желания беспечного человека растут, как сорная трава. Он мечется от жизни к жизни, как обезьяна по лесу в поисках плодов. Тех несчастных, у кого желания, устремленные к наслаждению, бурлят в тридцати шести кана­лах, — их сносит потоком собственных же­ланий в пучину страстей. Потоки мчатся во все стороны, сорные травы разрастаются. Если увидишь проросший сорняк, действуй мудро — вырви его с корнем. Тот, кого увлекают желания, мечется, как зат­равленный заяц. Он сам себе выбрал узы и око­вы, он снова и снова проходит через нескончае­мые страдания»[51].

Однако, нельзя порицать стремление человека помочь ближнему преодолеть боль и страдание. Буддизм носит сострадательный характер. Не случайно, сам Гаутама большое внимание уделял проповеди среди неприкасаемых, самого низкого слоя индийского общества, а среди его учеников было много простых, а не знатных людей.

Также как индуизм, буддизм признает идею кармы и переселения душ. Но освобождения от кармы достоин каждый, независимо от социального происхождения. Конечная цель жизни любого буддиста преодолеть карму и уйти в нирвану — это освобождение от всего привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров. Человек перестает быть человеком, он становится частью единой Вселенной, единого Абсолюта, растворяется в нем. Это состояние освобождения, слияние с мировым духом (космический Будда).

Здесь принципиально важно подчеркнуть, что в буддийской картине мира отсутствует Бог в нашем традиционном представлении: как высший судия, как совершенное существо, как создатель. Спасает в буддизме не бог. Спасение приходит изнутри человека в результате его собственных усилий или достигается благодаря помощи познавших истину просветленных людей — Будд, которых было и будет великое множество. А достижение нирваны, своего рода совершенства, зависит от развития личного духа человека. Каждый может стать Буддой, то есть Просветленным. Таким был и сам принц Гаутама, ставший отшельником. Но пантеон буддизма постоянно растет, поскольку появляется много учителей, достигших состояния духовного просветления.

Для совершения духовных подвигов необходимо порвать с внешним миром и стать монахом, следуя «восьмеричному пути»:

1. Правильные взгляды, т.е., взгляды, основанные на «благородных истинах»

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. речь доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный, т.е., мирный, честный, чистый образ жизни.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильно сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации[52].

Человек, освободившийся таким образом от страданий, достигает нирваны, сливается с Абсолютом.

Одно из центральных мест в учении буддизма занимает учение об умении человека умирать, созданное тибетским буддизмом (трактат «Тибетская книга мертвых»). Тем более, что умирает лишь физическая оболочка, а душа продолжает жизнь, либо в новом воплощении, либо в Абсолюте[53]. Смерть в сознании буддиста воспринимается как естественный ход человеческого существования, и посему к ней необходимо быть духовно подготовленным каждому: «Вопреки своей воле умирает тот, кто не знает, как умирать. Научись умирать, и ты будешь знать, как правильно жить, ибо не знает, как правильно жить тот, кто не знает, как умирать»[54].

Буддисты-миряне в своей повседневной жизни должны следовать более простым гуманистическим принципам, которые отражены в заповедях Панча Шила:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся от лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков[55].

Немаловажно, буддизм направлен на индивидуальное спасение человека, но одновременно не лишен гуманистических общечеловеческих принципов. Еще одной важной особенностью буддизма является то, что последователи буддизма не пытаются «завербовать» в свои ряды как можно больше приверженцев, не ведут широкой пропагандистской деятельности, что тоже связано с религиозной философией буддизма. Не случайно, буддизм — единственная мировая религия, приверженцы которой не развязывали религиозных войн.

На принципах ненасилия и буддийского сострадания крупнейший индийский император Ашока (268 — 231 гг. до н.э. — время царствования) попытался впервые в истории строить государство. Это была попытка провозгласить веротерпимостьгосударственно-политическим принципом.

Вообще, принципы своеобразного равенства характерны для буддизма. Не случайно, к монашеской деятельности в буддизме были допущены даже женщины, которые до этого времени не имели никаких прав, связанных с религиозными культами.

Особое место в буддизме занимает священная литература. Согласно преданию сам Будда не оставил письменных текстов, все его проповеди были записаны и систематизированы учениками. Итак, священное писание буддистов — «Трипитака» (в переводе «Три корзины»). Впервые проповеди записаны на Шри-Ланке в I в. До н.э. в виде единого канона на специально созданном языке пали[56]. Это главный текст буддизма, почитаемый представителями любой религиозной школы.

Таким образом, буддизм — первая мировая религия, выработавшая свою концепцию на основе индийских учений, существенно сместив акценты: буддизм поднял проблему равенства, справедливости и единства человечества. Существенной чертой этой религии является отсутствие категории Бог. Каждый человек может сам достигнуть просветления.

И хотелось бы закончить данный вопрос словами одного из гимнов раннего буддизма«Отречение», выражающих сущность буддизма (данные строки приписываются самому Гаутаме):

Беги от жажды жить, самовлюбленности,

Невежества и развлечений.

Не будь рабом. Ведь только так

Ты сможешь положить конец страданиям.

Сбрось Цепь Рождения и Смерти.

Ты знаешь, что это за иго.

И тогда, освободившись в этой жизни от страстей,

Путь свой продолжишь ты,

Исполненный спокойствия и мира[57].



2015-12-14 1204 Обсуждений (0)
Буддизм: генезис и эволюция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Буддизм: генезис и эволюция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)