Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие цены, функции и виды цен



2015-12-14 8926 Обсуждений (0)
Понятие цены, функции и виды цен 0.00 из 5.00 0 оценок




Цена — это денежное выражение ценности (значимости) товара, услуги, фактора производства в процессе обмена. Ценность товара, услуги, фактора производства – это единство цены и относительных функциональных и психологических преимуществ, предлагаемых торговой маркой. Компании стремятся обеспечить конкурентное преимущество за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других усовершенствований, а не только за счет цен и уменьшения маржи прибыли.

Цена является рыночной характеристикой товара; в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей. Т.о. цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Цена является важным показателем для предприятия, влияющим на величину его выручки, прибыли, рентабельности, она оказывает влияние на жизнеспособность, структуру производства, долю фирмы на рынке. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товара и оказания услуги, расчета издержек производства, определение объемов инвестиций. Уровни цен некоторых товаров (нефть, сталь и т.д.) оказывают сильное влияние на экономику предприятий (как производителей, так и всех потребителей этих товаров) и страны в целом. Цена влияет на установление отношений между предприятием и покупателями его товара. Варьируя свои цены, предприятие стремиться удержать имеющихся или привлечь новых покупателей своих товаров.

Функции цены

Функция цены — это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют следующие функции цены:

1. Измерительная функция – благодаря которой удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. С ней связана соизмерительная функция, заключающаяся в сопоставлении ценностей различных товаров.

2. Учетная функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара.

3. Стимулирующая функция заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Механизм этого влияния основан на желании производителей в повышении объемов производства и качества продукции с целью увеличения сумм прибыли. Цены должны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.

4. Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях — прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

5. Функция балансирования спроса и предложения.Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства.

6. Функция цены как инструмента рационального размещения производства.Значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности предприятие принимает самостоятельно исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция вложения средств в торговлю. Сфера производства развивается крайне медленно, и в нее неохотно вкладывают деньги, поскольку существует угроза инфляции, производство связано с большим сроком окупаемости вложенных средств.

Можно добавить еще одну социальную функцию – с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ, услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция на уровень цен и его изменение достаточно высока.

Классификация цен

Все действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Это объясняется тем, что:

- во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство;

- во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой;

- в-третьих, все элементы рыночного хозяйственного механизма тесно взаимосвязаны.

Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен. В зависимости от признака принятого для классификации, все виды цен можно разделить на следующие группы.

 

 

1. По характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые (отпускные) цены - это цены, по которым предприятия и оптово-сбытовые организации продают продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

- закупочные цены (относятся к числу оптовых) – по которым реализуют продукцию сельскохозяйственные производители для последующей переработки.

- биржевые цены – также относятся к оптовым - это цены контрактов, заключаемых на товарных биржах.

- розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю в так называемой розничной торговой сети. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обсуживаются конечные потребители, домашние хозяйства и граждане.

Можно выделить также:

Цены на строительную продукцию -

· сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;

· прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продукции объекта строительства (например: 1 кв. м. площади);

· договорная цена — цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.

Тарифы на услуги транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров.

Тарифы на услуги, оказываемые населению - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и прочее.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования,степени конкуренции на рынке различают свободные и регулируемые цены.

· Свободные—цены, которые свободно формируются под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного воздействия. К ним относятся: цены спроса, цены предложения, цены производства.

· Регулируемые — испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов по формированию цен, министерств и ведомств, ограничивающих рост или снижение цен в разной степени.

К ним относятся: предельные (выше которых предприятия не могут устанавливать цены), фиксируемые (цены, устанавливаемые на определенном уровне), рекомендуемые, пороговые цены.

3. По способу установления, фиксации:

· Твердые (постоянные)— цены, которые зафиксированы в контракте в момент его заключения и не подлежат изменению на протяжении всего срока действия контракта.

· Подвижные— цены, которые зафиксированы в контракте в момент его заключения и могут быть изменены к моменту фактического выполнения поставки при определенных условиях (например: при изменении рыночной цены).

· Скользящие— цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Эти цены, как правило, устанавливаются на продукцию длительного изготовления.

4. По способу получения информации:

· Публикуемые— цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные и прейскурантные цены (публикуются в статистических справочниках, журналах, прейскурантах и каталогах), цены аукционов и торгов, биржевые котировки.

· Расчетные— цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей, эти цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении.

5. С учетом фактора времени.

· Постоянные –цена, срок действия которой заранее не определен.

· Сезонные— цены на товары, потребление которых носит сезонный характер. Величина этих цен определяется фактором времени.

· Ступенчатые– ряд последовательно снижающихся цен на продукции в заранее установленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

6. В зависимости от вида рынка на котором образуется цена:

· Цены товарных аукционов– торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров (продукция лесного, сельского хозяйства, торговля пушно-меховым товаром, драгоценными камнями, предметами старины и искусства).

· Биржевые котировки- цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров (лесное сырье, цветные металлы, нефть и нефтепродукты, продовольственные товары).

· Цены торгов- цены особой формы торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям и привлечение на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей.

Внутрифирменные цены.

Трансфертные цены– цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия или разных предприятий, входящих в одну ассоциацию.

7. По условиям поставки и продажи:

· Цена – нетто – цена на месте купли продажи.

· Цена- брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, вида возмещения транспортных расходов (вида «франко») и условия страховки.

 



2015-12-14 8926 Обсуждений (0)
Понятие цены, функции и виды цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие цены, функции и виды цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8926)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)