Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль эмоций в жизни человека



2015-12-14 626 Обсуждений (0)
Роль эмоций в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Различные эмоциональные переживания, возникнув в процессе активного взаимодействия с миром и другими людьми, сами начинают влиять на характер и успех той или иной деятельности. Особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация в условиях волевых действий, связанных с преодолением серьезных трудностей и препятствий, которые встречаются на пути к достижению цели. Чем выше цель, которую ставит перед собой человек, тем эмоционально насыщенней его жизнь.

Эмоции и чувства выполняют существенную коммуникативную функцию. Через выразительность речи, интонаций, жестов, мимики человек проявляет свое эмоциональное отношение к другим людям.

 

Классификация эмоциональных состояний

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношения к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию.

Собственно эмоции – это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства – устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношение к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Настроения – наиболее длительные эмоциональные состояния. Это фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Фрустрация- состояние напряжения, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Тревога - ощущение неопределенной угрозы, чувство неясной опасности.

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящими реальными или предполагаемым бедствием.

Стресс – это системная реакция организма на биологическое, химическое, физическое или психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т.д. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства. Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела – это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает – «стресс кролика».

Виды стресса

1. Острый стресс

- ситуация конфликта (противоречивые требования);

- фрустрация (блокирование реализации актуальной потребности);

- кризис (необходимость изменения стереотипов деятельности).

2. Хронический стресс

- умеренное, но постоянно повторяющееся и длительно действующее воздействие.

Общий адаптационный синдром.

Защитная реакция на стресс включает три стадии.

1. Стадия тревоги. Характеризуется напряжением мышц, учащенное дыхание, ускоренный пульс, повышенное артериальное давление, чувство тревоги. Она отражает мобилизацию всех ресурсов в организме. Устойчивость организма при этом снижается, и если стрессор достаточно сильный, то может даже наступить смерть.

2. Стадия резистентности. Организм начинает приспосабливаться к продолжающемуся воздействию стрессора. В ходе этой стадии устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору. Устойчивость организма по отношению к нему становится выше исходного уровня.

3. Стадия истощения. Возникающая при воздействии сверхсильных или сверх длительных раздражителей, сопровождается снижением резистентности организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.

Воля

Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Они бывают двух видов – внешние и внутренние.

Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия. Внутренние - зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять деятельность определенным задачам.

Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства. Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. С поступлением в школу волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, учителей и родителей. Определенное значение имеет и самовоспитание людей, упорная работа над развитием у себя волевых качеств.

Вопросы для самоподготовки.

Что такое эмоции? Что человек может сделать в состоянии аффекта? Обоснуйте.

Что такое стресс? Назовите три стадии стресса.

Почему у одних людей есть сила воли, а у других нет? Обоснуйте.



2015-12-14 626 Обсуждений (0)
Роль эмоций в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль эмоций в жизни человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)