Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 4. Психология групп



2015-12-14 813 Обсуждений (0)
ТЕМА 4. Психология групп 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Содержание:Группы как социально-психологический феномен. Классификация групп. Групповые процессы. Конформизм. Факторы, влияющие на структуру группы. Психологическая совместимость. Социально-психологический климат группы.

Понятие и основные характеристики группы

 

Группа не является суммой составляющих ее людей. С момента возникновения это самостоятельное явление с собственными ха­рактеристиками, собственной историей и закономерностями.

Вы­полняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется во всех этих группах:

- семья,

- студенческая группа,

- спортивная команда,

- рок-группа, толпа на стадионе,

- трудовой кол­лектив, Ассоциация медсестер России и т.д.

Очень важно каков будет результат этих групповых влияний,т.е.закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.

 

Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

 

Социальная группа- это определенная система дея­тельности, заданная ее местом в системе общественного разделе­ния труда.

 

Основные характеристики группы:

1. композиция группы (или ее состав) - численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение;

2. структура группы - функции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций);

3. групповые процессы - групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.

4. положение индивида в группе:

- статус - обозначающий место индивида в группе. Статус соеди­няет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;

- рольиндивида в группе. Содержание роли непостоянно, оно ме­няется от группы к группе, а также внутри самой группы;

5. система групповых ожиданий – от каждой роли в группе ожидает­ся выполнение определенных функций. Выполнение обяза­тельно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и груп­повые санкции.

6. групповые нормы - это определенные правила, которые вырабо­таны группой, приняты ею и которым должно подчиняться по­ведение ее членов;

7. система санкций - совокупность механизмов, с помощью кото­рых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения груп­повых норм.

Санкции бывают:

- поощрительные и запретительные,

- позитивные и негативные.

 

Классификация групп

 

Социальные группы делятся на услов­ные и реальные.

Условная группа - это группа, подобран­ная по определенному признаку, например студенты средних ме­дицинских учебных заведений России.

Реальные группы:

Большие стихий­но возникшие группы – это толпа, публика, аудитория.

Большие ус­тойчивые группы – это этнические, профессиональные, классовые группы.

Малые группы – это семья, учебная группа, спортивная ко­манда, коллектив отделения ЛПУ и т.д.

Структура малой группы

Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении.

 

Члены малой группы объединены общей социальной деятельнос­тью и находятся в непосредственном личном общении. Нижняя граница численности малой группы 2 человека, а верхняя должна соответствовать определению малой группы.

Структура группы рассматривается с точ­ки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены груп­пы структуры предпочтений, власти, коммуникаций.

 

Групповые процессы

1. Процесс группового давления.

Участники группы долж­ны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы. Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.

Возможно:

- сознательное, свободное принятие норм;

- вынужденное под угрозой санкций;

- демонстрация антагонизма по отноше­нию к группе (Я не такой, как вы все);

- осознанное, свободное от­вержение норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.

Раз­личают:

- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,

- и внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно свя­заны с самооценкойлюди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям и наоборот.

Также конформизм связан с размером группы вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.

Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и веро­ятность нонконформизма.

Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает, при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.

Уровень конформизма также зависит от пола и возраста. Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые. Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми. Конформизм зависит также от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.



2015-12-14 813 Обсуждений (0)
ТЕМА 4. Психология групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 4. Психология групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)