ТЕМА 5. Личность и группа
Содержание: Групповые предпочтения (статусы членов группы). Структура власти. Формы влияния, руководство и лидерство. Типы лидера. Типы руководителей. Стили управления. Личность в группе
В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Проблемы личности в группе: - зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации; - зависимость формирования психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается формирование группы.
Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: 1. качества, проявляющиеся в совместной деятельности; 2. качества, необходимые в процессе общения.
Качества проявляющиеся в совместной деятельности, в совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как - умение взаимодействовать и сотрудничать с другими; - участвовать в принятии коллективного решения; - разрешать конфликты; - соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности; - воспринимать нововведения и т.д.
Структура группы Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы: - структуры предпочтений, - структура власти, - коммуникаций.
Структура групповых предпочтений Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики. Выделяют социометрические статусы членов группы как сумму предпочтений и отвержений: - социометрические «звезды» - наиболее предпочитаемые члены группы; - высокостатусные, среднестатусные, нuзкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений; - изолированные - члены группы, у которых отсутствуют и положительные, и отрицательные выборы; - пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое число отрицательных выборов и малое число предпочтений; - отверженные (изгои) - члены группы, имеющие только отрицательные выборы.
Статус часто не только сохраняется в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу. При переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может создавать вокруг себя конфликтные ситуации, если не изменится сам. С точки зрения развития личности человеку полезно менять свой статус, т.к. это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность побывать в различных ролях. Постоянное пребывание в «звездах», «любимчиках» делает человека очень уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Существует опасность устойчивого пребывания в роли отверженного или изолированного - весь мир будет восприниматься в черном цвете. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус, причем наименее адекватно «звезды», изолированные и отвергнутые. Можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное, и изгоев, вполне удовлетворенных своим положением.
Структура власти Структура власти в малой группе - это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на положение дел в группе. Власть реализуется с помощью различных форм влияния, среди которых наиболее изучены руководствои лидерство. Руководство –это управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, куратор, старшая медсестра отделения и т.д.). Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контрольдеятельности подчинённых и организации в целом. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Авторитет зависит от: - коммуникативно-организаторских способностей руководителя; - профессиональной компетентности; - ценностей и убеждений руководителя; - учёта психологии подчинённых; - стиля управления.
Стиль руководителя – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным, который в 1938 г. предложил три типа стилей. Стили управления: · авторитарный (директивный) стиль, в основе которого лежит единоначалие руководителя; · демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимодействия между членами группы и руководителем; · попустительский, основанный на полной групповой свободе действий, руководитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначительны.
Более развёрнутая классификация управленческих стилей: 1. Авторитарный – в любом деле, прежде всего единоначалие; 2. Авральный – сначала делаем, потом будем разбираться; 3. Деловой – вся работа запланирована, рассчитана и производится по оптимальным схемам; 4. Демократический – руководитель считает, что его точка зрения одна из возможных; 5. Либеральный – стиль сплочённого коллектива единомышленников; 6. Компромиссный – руководитель добивается своих целей, уступая людям с различными интересами.
От стиля управления и авторитета руководителя зависят: - взаимоотношения коллектива с руководителем; - психологический климат коллектива; - результаты работы коллектива.
Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления обществом и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс её внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления. Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов группы для достижения цели. Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство – управление группой через спонтанно возникающее влияние.
Концепции лидерства: I. Теория черт - более ранний подход, в соответствии с которым лидером становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и качествами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: - стремление к достижениям; - упорство и инициативность; - уверенность в себе; - острый и гибкий ум; - компетентность (доскональное знание своего дела); - сильная воля, организаторские способности; - умение понять особенности психологии людей.
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.
II. Ситуационная теория лидерства, в ней делается особый акцент на аспектах ситуации, в которой функционирует группа. Согласно этой теории, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способным оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
III. Синтетическая теория акцентирует внимание на взаимосвязи личностных и ситуативных факторов. Лидерство того или иного члена группы определяется как ситуацией, так и личностными качествами человека, соответствующими данной ситуации. Типы лидерства Инструментальное лидерство цель - обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач Экспрессивное лидерство цель - обеспечение позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности. Каждый тип лидерства может быть дифференцирован в соответствии с выполняемыми ролями. Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли: · инициатор- находит новые идеи и предлагает подходы к решению проблем и достижению целей группы; · разработчик - рассматривает и детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы; · координатор- комбинирует идеи и предложения, пытаясь координировать деятельность других членов группы; · контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса; · оценщик- критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи; · погонщик - стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.
Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли: · вдохновитель - поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений; · гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, сохраняя таким образом в группе гармонию; · примиритель - поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, чем также поддерживает в группе гармонию; · диспетчер - создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения; · нормировщик - формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов; · ведомый- пассивно следует за группой, выступает как зритель или слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений.
Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам.
В зависимости от определяющих функций выделяют виды лидеров:
С точки зрения масштабности решаемых задач, выделяют:
Лидерство реально существует в группе лишь в момент совместной деятельности, которая выдвигает того или иного человека на роль лидера. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы. В группе может одновременно существовать несколько лидеров.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |