Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА 5. Личность и группа




Содержание: Групповые предпочтения (статусы членов группы). Структура власти. Формы влияния, руководство и лидерство. Типы лидера. Типы руководителей. Стили управления.

Личность в группе

 

В социальной психологии личность - прежде всего взаимодей­ствующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкрет­ной группе.

Проблемы личности в группе:

- зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации;

- зависимость формирования психологических ха­рактеристик группы от психологических характеристик тех лично­стей, с которых начинается формирование группы.

 

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:

1. качества, проявляющиеся в совместной деятель­ности;

2. качества, необходимые в процессе общения.

 

Качества проявляющиеся в совместной дея­тельности, в совокупности обусловливают эффективность деятель­ности личности в группе.

Эффективность зависит от таких качеств личности, как

- умение взаимодействовать и сотрудничать с други­ми;

- участвовать в принятии коллективного решения;

- разрешать конфликты;

- соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности;

- воспринимать нововведения и т.д.

 

Структура группы

Структура группы рассматривается с точ­ки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены груп­пы:

- структуры предпочтений,

- структура власти,

- коммуникаций.

 

Структура групповых предпочтений

Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики.

Выделяют социометричес­кие статусы членов группы как сумму предпочтений и отвержений:

- социометрические «звезды» - наиболее предпочитаемые члены группы;

- высокостатусные, среднестатусные, нuзкостатусные, определя­емые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;

- изолированные - члены группы, у которых отсутствуют и поло­жительные, и отрицательные выборы;

- пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое число отри­цательных выборов и малое число предпочтений;

- отверженные (изгои) - члены группы, имеющие только отрица­тельные выборы.

 

Статус часто не только сохраняется в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу. При переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может созда­вать вокруг себя конфликтные ситуации, если не изменится сам.

С точки зрения развития личности человеку полезно менять свой статус, т.к. это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность побывать в различных ролях. Постоянное пребы­вание в «звездах», «любимчиках» делает человека очень уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Существует опасность устойчивого пребывания в роли отверженного или изо­лированного - весь мир будет восприниматься в черном цвете. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус, при­чем наименее адекватно «звезды», изолированные и отвергнутые. Можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное, и изгоев, вполне удовлетворенных сво­им положением.

 

Структура власти

Структура власти в малой группе - это система взаиморас­положений членов группы в зависимости от их способности оказы­вать влияние на положение дел в группе.

Власть реализуется с по­мощью различных форм влияния, среди которых наиболее изучены руководствои лидерство.

Руководство –это управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, куратор, старшая медсестра отделения и т.д.).

Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контрольдеятельности подчинённых и организации в целом.

Основным инструментом пси­хологического влияния руководителя на группу является его авто­ритет.

Авторитет зависит от:

- коммуникативно-организаторских способ­ностей руководителя;

- профессиональной компетентности;

- ценностей и убеждений руководителя;

- учёта психологии подчинённых;

- стиля управления.

 

Стиль руководителя – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным, который в 1938 г. предложил три типа стилей.

Стили управления:

· авторитарный (директивный) стиль, в ос­нове которого лежит единоначалие руководителя;

· демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимо­действия между членами группы и руководителем;

· попустительс­кий, основанный на полной групповой свободе действий, руково­дитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначи­тельны.

 

Тип Описание стиля
Авторитарный (диктаторский)   Характерны: деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя – вне группы, выше группы. Дела в коллективе планируются руководителем заранее, решение принимаются единолично (что и как делать), голос руководителя – решающий. Подчиненные знаю лишь непосредственные, ближние цели, дальние – неизвестны.  
Демократический   Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений. Для него характерны: товарищеский тон, уважительное, внимательное отношение к подчиненным. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание – с советами. Позиция руководителя – внутри группы, коллектива. Мероприятия не заранее, а в группе. Решения принимаются на основе коллегиального обсуждения. За реализацию предложений отвечают руководитель и подчиненный.  
Попустительский   Для руководителя характерны: отсутствие похвалы и порицаний, полная отстраненность руководителя от дел коллектива, отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, руководитель сам является членом группы. Дела в группе идут сами по себе. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.  

 

Более развёрнутая классификация управленческих стилей:

1. Авторитарный – в любом деле, прежде всего единоначалие;

2. Авральный – сначала делаем, потом будем разбираться;

3. Деловой – вся работа запланирована, рассчитана и производится по оптимальным схемам;

4. Демократический – руководитель считает, что его точка зрения одна из возможных;

5. Либеральный – стиль сплочённого коллектива единомышленников;

6. Компромиссный – руководитель добивается своих целей, уступая людям с различными интересами.

 

От стиля управления и авторитета руководителя зависят:

- взаимоотношения коллектива с руководителем;

- психологический климат коллектива;

- результаты работы коллектива.

 

Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления обществом и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс её внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления.

Лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов группы для достижения цели.

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и сле­дования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство – управление группой через спонтанно возника­ющее влияние.

 

Концепции лидерства:

I. Теория черт - более ранний подход, в соответствии с которым лиде­ром становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и качествами, благодаря которым он выдвигается в лидеры.

Ли­деру присущи следующие психологические качества:

- стремление к достижениям;

- упорство и инициативность;

- уверенность в себе;

- ост­рый и гибкий ум;

- компетентность (доскональное знание своего дела);

- сильная воля, орга­низаторские способности;

- умение понять особенности психологии людей.

 

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечислен­ными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

 

II. Ситуационная теория лидерства, в ней делается особый акцент на ас­пектах ситуации, в которой функционирует группа.

Согласно этой теории, лидером становится тот человек, который при возникнове­нии в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойства­ми и опытом, способным оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы.

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

 

III. Синтетическая теория акцентирует внимание на взаимосвязи личностных и ситуативных факторов.

Лидерство того или иного члена группы определяется как ситуацией, так и личностными качествами человека, соответствующими данной ситуации.

Типы ли­дерства

Инструментальное лидерство цель - обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач

Экс­прессивное лидерство цель - обеспечение позитивного внутреннего клима­та группы, ее стабильности.

Каждый тип лидерства может быть дифференцирован в соот­ветствии с выполняемыми ролями.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут вы­полнять в группе следующие роли:

· инициатор- находит новые идеи и предлагает подходы к решению проблем и достижению целей группы;

· разработчик - рассматривает и детально прорабатывает идеи и пред­ложения, выдвинутые другими членами группы;

· координатор- комбинирует идеи и предложения, пытаясь коорди­нировать деятельность других членов группы;

· контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;

· оценщик- критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставлен­ной задачи;

· погонщик - стимулирует группу и подталкивает ее членов к дейст­виям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделан­ного.

 

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на под­держку других, могут выполнять следующие роли:

· вдохновитель - поддерживает начинания других, высказывает пони­мание чужих идей и мнений;

· гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между чле­нами группы возникают разногласия, сохраняя таким образом в группе гармонию;

· примиритель - поступается своим мнением, чтобы привести в соот­ветствие мнения других, чем также поддерживает в группе гармонию;

· диспетчер - создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;

· нормировщик - формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;

· ведомый- пассивно следует за группой, выступает как зритель или слу­шатель в групповых дискуссиях и при принятии решений.

 

Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не прини­маются.

Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучше­нием взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам.

 

В зависимости от определяющих функций выделяют виды лидеров:

Вид лидера Характеристика
Организатор Нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует
Творец В работе видит новые перспективы, берётся за решение проблем кажущимися неразрешимыми. Не указывает и командует, а приглашает к обсуждению.
Боец Уверенный, сильный, волевой человек. Постоянно идёт на встречу с опасностью, вступает в борьбу.
Дипломат Отлично владеет ситуацией и её скрытыми деталями. В курсе всех дел коллектива (например, сплетен), поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
Утешитель Уважает людей, относиться к ним доброжелательно. Готов поддержать в трудную минуту.

 

С точки зрения масштабности решаемых задач, выделяют:

 

Тип лидерства Группы
Бытовой Семья, школьные группы, студенческая группа, досуговые объединения
Социальный Производство, профсоюз, спортивные общества, творческие общества
Политический Государственные и общественные деятели

 

Лидерство реально существует в группе лишь в момент совместной деятельности, которая выдвигает того или иного человека на роль лиде­ра.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы. В группе мо­жет одновременно существовать несколько лидеров.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)