Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Превентивные меры и управление агрессией



2015-12-14 3298 Обсуждений (0)
Превентивные меры и управление агрессией 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективные способы предотвращения агрессии - катарсис и наказание.

Грозящее наказание может эффективно предотвращать агрессию, но лишь тогда, когда:

- агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления;

- если наказание, которое он может ожи­дать, достаточно сурово;

- если вероятность применения такого наказания действительно высока;

- если выгода от совершения агрессивного действия не слишком высока.

Наказание может удерживать от последующих агрессивных дей­ствий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приводится в исполнение сразу после совершения проступка и с соблюде­нием всех правил.

 

Осуществление катарсиса предполагает, что если человеку дать возможность «выпустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негатив­ных эмоций и снизит вероятность проявления опасных форм аг­рессивного поведения.

Катарсис способствует снижению агрессии, но весьма непро­должительному.

 

Иногда агрессию можно ослабить с помощью наглядных приме­ров неагрессивного поведения. В критической ситуации следует проявить сдержанность и/или призывать других не под­даваться на провокацию.

На агрессию сильно влияют различные когнитивные факторы. Информация о смягчающих обстоятельствах, на­пример о принудительном участии в провокационных действиях, также может ослабить агрессивные реакции.

 

В ряде случаев эффективным способом снятия агрессивности может быть юмор. Чтобы произвести благоприят­ное действие на агрессора, он не должны иметь в своей основе враждебность и агрессивность. В противном случае влияние юмора как способа снятия агрессив­ности окажется абсолютно бессмысленным.

 

Эффективным способом профилактики агрессии служат реак­ции, несовместимые с гневом или агрессией.

Это могут быть:

- страда­ния жертвы агрессии (хотя в некоторых случаях страдания жертвы, наоборот, усиливают агрессивные реакции),

- просмотр юмористи­ческих материалов,

- неожидан­ный подарок, похвала и т.д.

Одним из способов предотвращения агрессии может быть тре­нинг социальных умений.

Многие люди постоянно по­падают в проблемные ситуации, потому что у них отсутствуют базовые социальные умения:

- они не знают, как ответить на провокацию дру­гих, чтобы «потушить, а не раздуть пламя гнева»;

- не точно могут проинформировать других о своих желаниях и расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями;

- часто мане­ра самовыражаться по мягкости и деликатности напоминает «на­ждак»;

- при этом у них безразличное отношение к эмоциональному со­стоянию других.

В результате эти люди испытывают постоянную фрустрацию, они гово­рят слова и осуществляя действия, которые настраивают других про­тив них. Обучаясь социальным умениям, эти люди смогут посте­пенно уменьшать частоту агрессивных реакций против себя.

Вопросы для самопроверки

Ø Дайте определение понятию агрессия. Приведите примеры агрессивного поведения.

Ø Какие стимулы внешней среды могут провоцировать агрессию?

Ø Как человек научается агрессивному поведению?

Ø Как семейные отношения влияют на становление агрессивного поведения?

Ø Охарактеризуйте социальные детерминанты агрессии.

Ø Дайте характеристику внешних детерминант агрессии.

Ø Опишите основные черты людей типа А и типа Б.

Ø Какие меры профилактики агрессии вы знаете?

 

ТЕМА 8. Толерантность

 

Содержание:Понятие толерантности, виды толерантности, гендерная толерантность. Интолерантность. Социальные источники предрассудков. Формирование толерантности. Психологический портрет толерантной личности.

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих:

- Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

- Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

- Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

- Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

У разных народов слово толерантность имеет разные значения:

- tolerancia (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

- kuan rong (китайский) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- tasamul (арабский) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- Терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Виды толерантности:

· Политическая толерантность– отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

· Межнациональная толерантность– отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей.

· Расовая толерантность– отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.

· Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозностии со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

· Гендерная толерантность– непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим

· Возрастная толерантность– непредвзятость к недостаткам человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

· Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д

· Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.

· Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

· Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым

· Сексуально – ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

· Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности:

Ø Естественная (натуральная) толерантность Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Ø Моральная толерантность Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания.

Ø Нравственная толерантность Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.

Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности. Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии.

Интолерантность - это проявление нетерпимости по отношению к людям на основании самых разнообразных признаков. Интолерантное отношение опирается на этноцентризм, предубеждения и предрассудки.

Проявления интолерантности:

· Этноцентризм – это склонность человека оценивать различные социальные и природные явления на основании норм и обычаев своей группы.

· Предубеждение – враждебное или негативное отношение к группе людей, основанное исключительно на принадлежности к иной группе.

· Предрассудок – негативная оценка людей, заведомо ложное суждение, исключительно на основании их принадлежности к иной группе.

· Дискриминация – негативное поведение или призывы к негативному поведению по отношению к людям исключительно на основании их принадлежности к иной группе.

· Ксенофобия – навязчивый страх, боязнь незнакомых людей, враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному.

· Экстремизм – приверженность крайним, преимущественно насильственным средствам ради достижения цели.

· Национализм – идеология, политика, общественная психология и общественная практика, сущность которой являются идей национальной исключительности, обособленности и пренебрежения к другим нациям.

· Терроризм – агрессивные, насильственные действия экстремистки настроенных групп, целью которых является стремление вызывать состояние ужаса не только у своих жертв – заложников, но и у всех остальных людей.

 

Характеристики свойственные человеку толерантному (Т) и интолерантному (И).

 

1. Знание себя

Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.

2. Защищенность

Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.

И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении

Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации.

И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

Чувство юмора

Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

Авторитаризм

Т: Предпочитает демократические начала.

И: Предпочитает жесткую власть.

 

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Позиция толерантности - это признание возможности существования иной точки зрения и предпочтение точки зрения Другого, если в споре человек убедился в своей неправоте.

Основными факторами формирования толерантного сознания являются:

- семейное воспитание;

- условия школьного обучения.

 

Толерантность включает в себя:

- толерантное отношение к себе;

- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;

- межкультурная толерантность;

- толерантность восприятия других людей.

Наше общение очень сильно зависит от того, как мы воспринимаем собеседника. А как же толерантно воспринимать людей? Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения. На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип – своеобразный ярлык, который мы наклеиваем (например: «весельчак», «подлиза», «зубрила», «синий чулок» и т. д.), и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Наиболее известны этнические стереотипы - например, «все цыгане - обманщики», «все немцы – педанты».

Еще одна распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок.

Еще один фактор - «превосходство». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превосходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»).

Фактор «привлекательности». Если партнер нам нравится внешне, то мы склонны его считать привлекательным и внутренне.

Фактор «отношение к нам». Те, кто хорошо к нам относится, кажется нам значительно лучше тех, кто относится плохо.

При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оценивать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.

Примерные правила толерантного восприятия других людей:

1. Считайся с чужим мнением.

2. Не бойся правды, высказанной в твой адрес.

3. Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.

4. По одежке встречай - по уму провожай.

5. Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.

6. Проявляй уважение к другому человеку.

7. Слушай, что тебе говорит другой человек.

8. Принимай другого человека таким, какой он есть.

9. Старайся ставить себя на место другого человека.

 

Портрет толерантной личности

Толерантный человек не разделяет людей на два типа, например, «слабых и сильных», не утверждает, что есть только один правильный способ делать что-либо, не разделяет окружающую действительность на «правильную» и «неправильную».

Сталкиваясь с ограничениями, толерантные люди не впадают в панику, возлагают ответственность на себя, не обвиняя других.

Врожденные свойства темперамента служат психофизической основой формирования толерантных установок.

Образованные толерантные родители воспитывают столь же толерантных детей.

Толерантные люди обладают большей социальной чувствительностью, более аккуратны в своих суждениях о других людях, чем интолерантные.

Толерантные люди способны к рефлексии, осознающие свои достоинства и недостатки, возможности и ограничения, критичные к себе не склонны переносить свою вину и ответственность на других.

Толерантные люди не ищут опоры и поддержки у других людей, они самодостаточны и независимы.

Толерантные люди способны смеяться над собой, и не склонны испытывать превосходство над другими.

Недостаток информации не раздражает толерантных людей, они начинают самостоятельно действовать, чтобы восполнить ее.

Толерантные люди не стремятся к исключению или дискриминации других, они принимают взгляды как можно большего количества других людей.

Толерантный человек может взаимодействовать со всеми людьми без исключения. Он уверен в себе.

Вопросы для самопроверки

Ø Дайте определение понятию толерантность.

Ø Охарактеризуйте виды толерантности. Приведите примеры.

Ø Какие виды толерантности, применительно к личности, вы знаете?

Ø Дайте определение понятию интолерантность.

Ø Какие виды интолерантности вы знаете? Приведите примеры.

Ø Сравните проявления толерантной и интолерантной личности.

Ø Опишите правила толерантного восприятия других людей.

Ø Опишите портрет толерантной личности.

 

Часть 4. Медицинская психология

Тема: Предмет, задачи и методы медицинской психологии

Содержание:

- Определение медицинской психологии и её место в системе прикладных психологических наук.

- Цели и задачи медицинской психологии.

- Структура медицинской психологии.

- Основные методы, применяемые в медицинской психологии.

- Понятие о медицинской этике.

- Медицинская этика и деонтология в России.

- Этический кодекс медицинской сестры России.

 

Медицинская психология – это область, пограничная между медициной и психологией, при этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте.

Медицинская психология изучает особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности и роль внешних и внутренних факторов.

По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психологияизучает общие вопросы и направлена на выявление общих закономерностей. Включает в себя следующие разделы:

1) психологию больного человека (критерии нормальной, временно изменённой и болезненной психики);

2) психологию медицинского работника;

3) психологию повседневного общения медицинского работника и больного;

4) психологическую атмосферу лечебно-профилактических учреждений;

5) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

6) индивидуальность (темперамент, характер, личность);

7) процесс развития человека (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст);

8) аффективно-волевые процессы;

9) медицинскую деонтологию, включающую вопросы профессионального долга, этики, медицинской тайны;

10) психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психогигиеническое обучение);

11) психологию семьи, брака и половой жизни;

12) общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает особенности конкретного больного:

1) особенности психических процессов у психически больных;

2) психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

4) психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В нашей стране известный психолог Константин Константинович Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил, помимо клинической психологии, психогигиену.

 
 

 


 

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии.

В психиатрической клинике – патопсихология. Патопсихология изучает закономерности распада психики, изменения личности психически больных, нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Психопатология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия (диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др.).

В неврологической клинике – нейропсихология. Нейропсихология близка к патопсихологии. Объектом изучения служат заболевания центральной нервной системы (преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга).

В соматической клинике – психосоматика. Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

В число задач медицинской психологии включаются:

- психодиагностика;

- восстановительная деятельность;

- реабилитация инвалидов;

- психотерапия;

- психогигиена;

- психокоррекция;

- психосоматика.

Методы

 

  1. Эксперимент.

Общеизвестно, что только эксперимент может показать, что в науке истинно. Чем тщательнее он поставлен, тем выше вероятность, что его результаты обусловлены реально существующей связью между явлениями, а не артефактом и не случайным стечением обстоятельств.

  1. Наблюдение за поведением во время исследования.
  2. Беседа с больным.
  3. Тестирование.
  4. Изучение истории болезни.
  5. "Анамнестический" или биографический метод – изучение истории жизни человека. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

 

Понятие о медицинской этике. Медицинская этика и деонтология в России. Этический кодекс медицинской сестры России.

 

Медсестра имеет дело с человеком и касается тех сторон его жизни, от которых зависят его благополучие и радость. От медицинского работника требуется человеческое отношение к пациенту. И это требование является одним из главных и коренных требований, которые можно предъявить к медицинским работникам.

Сестринская этика – это совокупность принципов регулирования и норм поведения медсестры/медбрата.

Медицинская этика – более широкое понятие, т.к. включает принципы регулирования и норм поведения не только медсестёр, но и врачей, фельдшеров, младшего медперсонала.

Принципы медицинской этики:

  • постоянно думать о пациентах;
  • не лгать, не лицемерить, не быть легкомысленным;
  • основа любого лечения – уважение.

Поведение медсестры/медбрата – это сердечный и заботливый подход к пациенту с учётом особенностей течения болезни и психики больного.

В общем комплексе лечебно-профилактических мероприятий, большое значение имеют окружающая пациента обстановка, тактичное, чуткое и вдумчивое отношение к нему медицинского персонала, полное исключение того, что травмирует психику пациента.

Рассматривая вопросы о взаимоотношениях медработника и пациента, нередко применяют термин «деонтология».

«Деонтология» от греч. deontos – должное; logos – учение.

Деонтология– учение о долге, составляющее раздел этики.

Медицинская деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (профессиональная этика).

В настоящее время любой специалист медицинской практики понимает, что для успешной работы недостаточно овладеть профессиональными знаниями и умениями.

Необходимо большее – умение слушать и слышать собеседника, смотреть и видеть эмоциональное состояние партнёра по общению, устанавливать правильные взаимоотношения. Данную задачу призвана разрешить медицинская деонтология.

Принципы медицинской деонтологии:

  • действия мед. работника должны направляться на благо пациента;
  • необходимо избегать действий, которые могут причинить страдания больному или его родственникам;
  • действия мед. работника не должны наносить ущерб другим людям;
  • решения мед. работника должны основываться на знаниях современной науки;
  • мед. работник не должен смотреть на пациента как на источник обогащения;
  • мед. работник должен хранить сведения о здоровье пациента в тайне.

Потребность в сестринской помощи существует повсеместно.

Медсёстры имеют четыре фундаментальные обязанности:

1) укреплять здоровье;

2) предотвращать болезни;

3) восстанавливать здоровье;

4) облегчать страдания.



2015-12-14 3298 Обсуждений (0)
Превентивные меры и управление агрессией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Превентивные меры и управление агрессией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)