Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ



2015-12-14 957 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Основные подходы к пониманию сознания.

2. Отражение как всеобщее свойство материи.

3. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.

4. Сознание и бессознательное.

1. Основные подходы к пониманию сознания. С древних времён философы пытались объяснить то особое качество, которое выделяет человека из материального мира. Это качество в разное время называли душой, духом, разумом, сознанием. Объяснить происхождение и сущность сознания – значит объяснить происхождение и сущность человека. И это станет решением основного вопроса философии – вопроса о соотношение материи и сознания.

Сторонники объективного идеализма считают сознание человека порождением какой-то высшей духовной силы. Сторонники религии верят, что бессмертная душа даётся человеку богом. Субъективные идеалисты считают сознание первичной реальностью. Солипсизм признаёт сознание единственной реальностью.

Материалисты считают сознание вторичным по отношению к материи. Но особенно трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания, а значит, и человека. Сторонники гилозоизма, (Спиноза) считали, что сознание – это свойство всей материи. Только неживая материя наделена сознанием меньше, чем животные, а животные – меньше, чем человек. «И камень мыслит».

Некоторые философы материалисты считали сознание лишь видом материи или материальным процессом. «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь». Такая примитивная трактовка сознания получила название «вульгарный материализм».

Диалектический материализм раскрывает качественную специфику сознания, как особой реальности, но доказывает его вторичность по отношению к материи, опираясь на новейшие открытия биологии и психологии.

2. Отражение как всеобщее свойство материи. Для объяснения происхождения и сущности сознания в рамках диалектического материализма была разработана теория отражения.

Если сознание стало продуктом эволюции материи, то вся материя, и живая и неживая, должна обладать каким-то свойством, на базе развития которого могло появиться сознание. Таким свойством материи является отражение.

Отражение – это всеобщее свойство материи, которое заключается в способности материальных объектов меняться под воздействием других объектов. В основе отражения лежит изменение объектов, т.е. движение. Поэтому каждой форме движения в природе соответствует свой уровень отражения. Механическое отражение – изменение состояния объекта в результате механического воздействия (изменение положения, скорости движения, формы). Физическое отражение изменение физических характеристик объекта в результате внешнего воздействия. Химическое отражение – изменение состава и строения веществ в результате внешнего воздействия.

Биологическое отражение – это реакция живых существ на внешние воздействия. Любое живое существо неизмеримо сложнее неживых объектов, и поэтому способно к более сложным реакциям. Чем более развитым является живое существо, тем более сложные виды биологического отражения ему доступны. Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям в ответ на действие раздражителей, это простейший вид биологического отражения, свойственный даже примитивным существам. Чувствительность, т.е. способность к ощущению, это более сложный вид биологического отражения, доступный существам, имеющим нервную систему. Психика – это высший вид биологического отражения, доступный существам, имеющим развитую центральную нервную систему. Психическое отражение позволяет свободно ориентироваться в окружающей среде, нестандартно реагировать в проблемных ситуациях, приобретать сложные условные рефлексы, т.е. обучаться. Высшим животным свойственны даже примитивные формы мышления. Но они лишены главного свойства человека – абстрактного мышления, разума, и поэтому их поведение остаётся неосознанным.

Высшей формой отражения является человеческое сознание. Появление сознания стало результатом эволюции психики высших животных. Биологической предпосылкой появления сознания стало формирование анатомии человека и, прежде всего, особой структуры коры головного мозга. На раннем этапе антропогенеза решающими были обычные эволюционные факторы – наследственность, изменчивость, естественный отбор. Но чем дальше продвигалась эволюция человека, тем большее значение приобретали социальные факторы – коллективное поведение человеческих предков. В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешнее взаимодействовали друг с другом.

Важнейшим социальным фактором антропогенеза стал труд и трудовые отношения предков человека. Практическое воздействие на предметы природы стимулировало познавательную деятельность, развивало память и абстрактное мышление. В труде человек не только менял природу, но и менялся сам. Труд, сознание и речь оказались тесно взаимосвязаны и выделили человека из природы.

3. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.

Человек – это существо биологическое, психическое и социальное. Для нормального развития сознания необходимы биологические предпосылки – здоровое тело, здоровый мозг. Но человек становиться самим собой только в обществе и под влиянием социальной среды. Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что сознание – это продукт развития общества и не возникает вне общения людей. Сознание формируется под влиянием условий, в которых живёт человек, людей, которые его окружают, событий, которые с ним происходят. Т.е. сознание формируется как отражение мозгом окружающей действительности. Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.

Таким образом, сущность диалектико-материалистического учения о сознании состоит в следующем: 1) сознание вторично по отношению к материи; 2) сознание есть высшая форма отражения действительности; 3) сознание есть функция высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека; 4) сознание имеет социальную природу.

Вторичность сознания по отношению к материи заключается в следующем: 1) материя существует вечно, а сознание возникает на определённом этапе её развития; 2) сознание вторично по отношению к своему материальному носителю, нарушение работы мозга ведёт к нарушению сознания, со смертью мозга сознание исчезает; 3) сознание как отражение, как образ окружающего мира, вторично по отношению к нему.

4. Сознание и бессознательное. Сознание формировалось у предков человека на базе животной психики и стало её верхним уровнем. Но нижние уровни никуда не исчезли. В психике человека, наряду с сознанием, сохраняется и область бессознательного, которая была впервые научно описана австрийским психологом З. Фрейдом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, не поддающихся произвольному контролю со стороны сознания. Бессознательная часть психики оказывает значительное влияние на поведение человека, заставляя совершать неосознанные действия, проявляясь в сновидениях, состояниях невменяемости, гипноза и сомнамбулизма.

Структуру психики можно образно сравнить с тёмной комнатой, которую прорезает луч света. Всё, что попадает в луч света, можно видеть и контролировать. Но многое остаётся в темноте. Тёмная часть психики - это сфера могущественных животных инстинктов. Одним из важнейших инстинктов, определяющих поведение человека, Фрейд считает сексуальное влечение – либидо.

Психика человека в процессе эволюции выработала защитный механизм. Воспоминания о неприятных событиях, травмирующие психику, постепенно забываются, но не исчезают бесследно, а вытесняются в сферу бессознательного. Сохраняясь там, они могут стать причиной различных неврозов, комплексов, вызывать панические страхи (фобии). Методика лечения состоит в том, чтобы раскрыть бессознательное (беседы, наблюдение, гипноз), найти причину болезни, перенести её в сферу сознания и помочь человеку примириться с неприятным воспоминанием, сделав его безопасным.

 



2015-12-14 957 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)