Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА



2015-12-14 637 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Предмет социальной философии.

2. Основные подходы к изучению общества.

3. Сущность материалистического понимания истории.

 

1. Предмет социальной философии. Общество является объектом изучения многих наук. Но у каждой из них свой предмет, т.е. свой, определённый аспект изучения общества, направленность на решение определённых проблем.

Философия изучает всё существующее, не может она обойти и такую важную часть материального мира, как общество. В рамках единого философского знания этим занимается социальная философия. Отличия социальной философии от других общественных наук: 1) она изучает не отдельные стороны жизни, а общество в целом, раскрывает взаимосвязи между всеми сферами жизни общества – материальной, социальной, политической, духовной. 2) Она изучает не единичные факты, а наиболее общие закономерности. Например, в отличие от истории социальная философия не изучает единичные события из жизни отдельных народов. Она отражает общий ход истории, раскрывает движущие силы и общие закономерности истории. Социальная философия является высшим уровнем обобщения всех обществоведческих знаний.

Материалистическая (марксистская) социальная философия конкретизирует принципы, законы и категории общефилософского материализма применительно к обществу. Например, основной вопрос философии о соотношении материи и сознания в социальной философии марксизма конкретизируется в вопросе о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Общефилософский принцип развития конкретизируется в принципе общественного прогресса. Закон единства и борьбы противоположностей конкретизируется в противоречиях между производительными силами и производственными отношениями, экономическим базисом и надстройкой.

Т.о. предмет социальной философии – это изучение соотношения общественного бытия и общественного сознания, раскрытие наиболее общих законов и движущих сил развития общества.

2. Основные подходы к изучению общества. Существуют различные подходы к изучению общества: идеалистический, натуралистический, вульгарно-экономический, техницистский, диалектико-материалистический. Эти подходы различаются пониманием того, что является основой и главной причиной развития общества. Т.е. они по-разному отвечают на основной вопрос философии применительно к обществу.

Идеалистический подход. Сторонники этого подхода считают основой и главной причиной развития общества какие-либо нематериальные факторы. Представители объективного идеализма считают, что история управляется нематериальной силой, действующей независимо от людей. У Гегеля – это Абсолютная Идея, у Шопенгауэра – мировая воля. Разновидностью объективного идеализма является религиозный подход, который существует в двух вариантах: 1)представители деизма считают, что бог создал мир, но в дальнейшем не вмешивается в его развитие, 2)представители теизма считают, что бог не только создал мир, но и постоянно управляет им, и всё в истории происходит по воле бога. Сторонники субъективного идеализма считают, что основой и главной причиной развития общества являются духовные факторы в деятельности людей: человеческое сознание, чувства, воля великих исторических личностей, различные идеи (политические, научные и т.д.) (Фрейд, Тард, Лавров, Михайловский).

Натуралистический подход. Его сущность состоит в том, что главным фактором развития общества называется природа. Основные варианты этого подхода: 1) Механический подход. Общество понимается как большой механизм, функционирующий по законам механики (фр. Просветители). 2)биологический – общество понимается как организм, и социальные процессы объясняются биологическими законами (Спенсер). Социал-дарвинизм: социальные противоречия объясняются борьбой за существование, а исторический прогресс – естественным отбором (Гумплович, Смолл). 3) Географический подход. Главным фактором развития общества признаётся географическая среда (Монтескье, Мечников).

Вульгарно-экономический подход. Его представители преувеличивают роль экономики в развитии общества, напрямую выводят из экономики все остальные социальные явления, недооценивают относительную самостоятельность и активность внеэкономических факторов (легальные марксисты – Струве, Туган-Барановский).

Техницистский подход. Его сущность в том, что главным фактором развития общества считается технический прогресс (Арон, Ростоу).

3. Сущность материалистического понимания истории. Формационный и цивилизационный подходы. Сущность диалектико-материалистического понимания истории состоит в том, что основой и главной причиной развития общества признается развитие материального производства. Этот подход был разработан Марксом и Энгельсом, а позднее дополнен Лениным. В сер. XIX в. рост мировой экономики и формирование мирового рынка помогли осознать определяющую роль материального производства в развитии общества.

Человек, как и любое живое существо, испытывает множество потребностей, т.е. для поддержания жизни ему необходимы конкретные внешние условия. Такими условиями для животного являются, например, наличие корма, благоприятный климат. В ходе эволюции человека его потребности становятся больше и разнообразнее. Потребность во власти удовлетворяется в политической деятельности, потребность в знаниях – в научной, потребность в красоте – в искусстве. Но несмотря на то, что человек возвысился над природой, он остаётся частью материального мира. Поэтому удовлетворение материальных потребностей является для него главным условием существования. И поэтому из всех видов деятельности определяющим является материальное производство.

В споре с идеализмом, Маркс и Энгельс подчёркнули очевидный факт: прежде чем заниматься политикой, наукой или искусством, людям необходимо питаться, шить одежду, строить жильё. Социальные отношения, политические процессы, духовные явления - основой всего этого является материальная жизнь, если не прямо, то косвенно и опосредованно. Совокупность экономических, производственных отношений - это базис общества. Надстройка - это совокупность различных идей: политических, правовых, философских, религиозных, художественных, а также соответствующих организаций и отношений. Базис определяет надстройку.

Развитие материального производства и история общества в целом подчиняются определённым законам. Поэтому история это не хаос событий, а направленный и закономерный процесс, в котором сменяют друг друга различные способы материального производства, в котором человечество последовательно проходит различные этапы - общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация – это общество, на определённой ступени его исторического развития, которое характеризуется соответствующим ему способом производства, экономическим базисом и надстройкой.

Источником развития выступают многочисленные противоречия, главное среди которых – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия с необходимостью приводят к социальным революциям. А главной движущей силой развития выступают народные массы. Роль личности в истории велика, но не абсолютна. Заслуга великих исторических личностей состоит не в том, что они поворачивают историю в любом направлении, в каком им захочется. Их величие в том, что они сумели понять, или почувствовать запросы истории и реализовать их, организуя народные массы.

Формационный подход предполагает, что разные народы проходят сходные этапы развития. Противоположный подход – цивилизационный – утверждает, что история – это смена цивилизаций, каждая из которых уникальна. Его создатели – А. Тойнби и Н.Я. Данилевский – автор теории культурно-исторических типов («Россия и Европа»).



2015-12-14 637 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)