Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития



2015-12-14 2132 Обсуждений (0)
Тема: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Понятия: личность, ее развитие и формирование.

Основной целью воспитания является формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Для успешного достижения этой цели педагогам необходимо знать, что такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и формирование. Педагогические аспекты формирования личности находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике.

Этот вопрос освещается в трудах Я.А.Коменского, Ф.А. Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, а также белорусских педагогов С.Будного, С.Полоцкого и др.

Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность». Учёные сошлись во мнении о том, что в общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная.

Они хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет.

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но при этом нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения проявляется, прежде всего, в возрастных этапах его развития и поведения. Он находит свое отражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением им значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Они не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно. Поэтому он рассматривается в науке как биосоциальное существо.

Понятие «личность» включает в себя главным образом социальные свойства и качества человека, к которым, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. Поэтому в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, как таковая, а ее социальные качества.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

У одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее.

Психолог С.Я. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.

Философ В.П.Тугаринов к числу важнейших критериев личности относит:

1) разумность; 2) ответственность; 3) свободу; 4) личное достоинство; 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личности человека является также его общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. С этой точки зрения не является личностью младенец, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

На основе сказанного можно дать определение понятия «личность». Личность – сознательный индивид, продукт общественного развития, занимающий определённое место в обществе и выполняющий определённые социальные функции.

Характеристика понятий «человек» и «личность» дополняется понятием «индивидуальность».

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, и рационализаторским подходом к делу.

Иначе говоря, понятие "индивидуальность" включает в себя то особенное, чем. отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Таким образом, индивидуальность - это уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих социально-психологических особенностей.

Для полноты характеристики человека как общественного существа следует рассмотреть также понятие «индивид».

Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода как единичного природного существа безотносительно к его качествам. То есть индивид – это как человек, так и личность.

Поскольку личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий «развитие» и «формирование».

Развитие означает, прежде всего, процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, увеличиваются его отдельные органы и системы. У него появляется речь, увеличивается словарный запас. Человек овладевает множеством социально-бытовых, моральных и трудовых умений, навыков и привычек.

Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие его логического мышления и памяти.

Количественные и качественные изменения характеризуют процесс развития человека и личности.Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование личности означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип» (Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1940. - С. 1103).

Словарь по социальной педагогике толкует формирование личности как «процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности» (Словарь по социальной педагогике. Авт.-сост. А.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. - С. 327). Таким образом, целенаправленные объективные влияния являются определяющими в характеристике процесса формирования.



2015-12-14 2132 Обсуждений (0)
Тема: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)