Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 6. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА



2015-12-14 536 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 6. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Успех разумной деятельности человека зависит от того, в какой мере он использует полученные ранее знания для того, чтобы принимать правильные решения и избегать ошибочных. Эти знания извлекаются из памяти.

За единицу количества информации принято считать 1 бит (от англ. bit, сокр. binfuy – двойничный и digit – знак), т.е двойничный код, который представляет собой различные комбинации двух цифр 0 и 1. Такое кодирование позволяет передавать в единицу времени очень большой объем информации. Емкость нейрона – 1010-1024 бит информации. В ЦНС 1010 нейронов обеспечивает 4,5х105 бит информации, которую человек воспринимает в течение жизни. Импульсы создаваемые скоплением нейронов являются «нейронными кодами» составляющими язык мозга, который обеспечивает память.

В основе обучения лежит совокупность процессов, изменяющих силу, число и разнообразие связей между нейронами головного мозга. Организация этих связей формирует человеческую индивидуальность. Благодаря обучению индивид приобретает знания, а память позволяет их сохранить. Все, что человек знает о мире и цивилизации – результат обучения, так что обучение тесно связано с памятью.

Уже с раннего детства формируются элементы опыта. В течение жизни опыт приумножается, причем новые элементы не сменяют старые, а накапливаются, образуя возрастные пласты. На основе имеющегося опыта человек совершает свои поступки. Получаемая мозгом информация фильтруется, отбирается, упорядочивается и соотносится с полученной ранее. Впоследствии это облегчает мозгу ассоциативный поиск информации.

Улучшение памяти связано с увеличением возбудимости нейронов: чем она больше, тем выше способность к запоминанию. С памятью связывают активность ретикулярной формации, гиппокампа, миндалины, гипоталамуса.

 

ТЕМА 17. Виды памяти

Память– это совокупность накопления, хранения и последовательного считывания информации, получаемой организмом на протяжении его жизни.

 

По характеру психической активности выделяют 4 вида памяти:

1. Двигательная память– обеспечивает способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (ходить, писать, пользоваться инструментами, компьютером, водить машину и т.д.). Формирует трудовые и спортивные умения и навыки.

2. Образная память– дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентируется в основном на зрительную и слуховую память.

А)Зрительная память – важна для людей разных профессий. Особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди, способные в течение длительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала действовать на органы чувств. То, что человек зрительно может представить, легче запоминается и воспроизводится (память на лица, ситуации, интонации, картины природы и т.п.).

Б)Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

3. Эмоциональная память– это память на чувства, переживания. Представляет собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний. Она проявляется в человеческих отношениях, на этой памяти основана прочность запоминаемого материала. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Человек, которого испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо. Это память стыда, страха, слепой ярости, а также сочувствия другому человеку, сопереживания герою книги.

4. Вербальная (словесно-логическая или семантическая) память– это речевая память. Она связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этой памятью обладают ученые, лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.), грамматика. Это наши мысли, но они не существуют без языка. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

1. Произвольная память –это такой способ запоминания или воспроизведения, который происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальных задач (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

2. Непроизвольная память– процесс запоминания или воспроизведения требует особых усилий воли. Непроизвольно лучше запоминается материал, который является объектом внимания и сознание выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

По продолжительности хранения информации П.Линдсней и Д.Норман считают, что существует 5 различных типов памяти:

1. Непосредственный или сенсорный тип памяти– ее системы удерживают довольно точные и полные дан­ные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 сек.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, неслож­но:

а)похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают. Сначала у вас еще сохранится реальное ощущение похлопывания, а затем – лишь воспоминание о том, что оно было;

б)поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

в)закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает;

Это — содержание сенсорной памяти. Если полученная таким обра­зом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек. (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная память.

Кратковременная память все же поддается сознательной ре­гуляции, может контролироваться человеком. А «непосредствен­ные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психи­ка возможности не имеет.

2. Кратковременная память (КП) –любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъяв­ленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения. С одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, чисел, фигур, картинок, кусков информации (7±2). Главное добиться, чтобы эти «кус­ки» были более информационно насыщены за счет группиров­ки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуа­лен, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения. В КП сохраняется не полный и обобщенный образ, его существенные моменты. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение. КП хранится от нескольких секунд до нескольких часов. Из сенсорной памяти в КП попадает только та информация, которая соответствует интересам и потребностям человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

3. Долговременная память (ДП)- обеспечивает длительное хранение информации.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться лишь то, что было когда-то в кратковременной памяти и хранится в ней долгое время часы, дни, годы. В долговременную память можно перевести гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить

Сегодня исследователи памяти выделяют три вида долговременной памяти: память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, принято называть эксплицитной. Следующий вид долговременной памяти связан с навыками. Такая память называется имплицитной.

Долговременная память также подразделяется на:

А. Генетическая памятьхорошо изучена. Вся информация о развитии организма записана (закодирована) в молекуле ДНК. Фрагменты ДНК – гены – обеспечивают ее сохранение, а повышение активности генов приводит к воспроизведению информации в нужное время. Причиной изменчивости генетической информации может быть мутация генов. На генетическую память нельзя оказать влияние через обучение и воспитание.

Б. Индивидуальная памятьсвязана с индивидуальным развитием человека. Она «вносит поправки» в генетическую память. С ней связано приспособление организма к окружающей среде. Индивидуальная память формируется в процессе научения. Она связана со свойствами нервной системы, с особенностями ее функционирования и развития. Она включает несколько процессов: 1. получение информации; 2. запечатление информации и формирование в процессе обучения следа памяти – энграммы; 3. сохранение энграммы; 4. воспроизведение ранее полученной информации.

Долговременная памятьбывает двух типов:

1) долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспом­нить нужную информацию). Для ДП с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь, или с ошибками. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием. Исследование процесса забывания выявили интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня – это явление реминисценции.

2) долговременная память закрытая (человек в есте­ственных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

4. Оперативная память– процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции, при этом информация, обеспечивающая эту деятельность поступает как из КП, так и из ДП. Эта память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитана только на решение этой задачи.

5. Промежуточная память– накапливает информацию в течение дня. Хранится такая информация в течение нескольких часов, а время ночного сна используется для очищения промежуточной памяти, накопленной за прошедший день, переводя ее в ДП. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3-х часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, КП, появляются ошибки в речи, в действиях.

 



2015-12-14 536 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 6. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 6. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)