Введение в общую теорию систем
Лекции по дисциплине «Теория систем и системный анализ Лекция 1 Тема 1. Основы теории систем(4 часа) План лекции: 1. Введение в общую теорию систем 2. Системы. Основные понятия, свойства систем. 3. Структура системы. 4. Обратная связь системы. 5. Классификация систем
Введение в общую теорию систем
В общественно-экономической и политической сферах наблюдается усиление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодействия всех составных частей современного общества: все более тесно переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, теснее взаимодействуют государство и общество, производство и наука, культура и бытовая сфера, что порождает трудности в познании, прогнозировании и управлении, требующими принятия решения, часто в условиях неопределенности. Сложные ситуации независимо возникли и в других сферах практической деятельности человека. Необходимость решения вышеназванных проблем вызвала к жизни множество приемов, методов, подходов, которые постепенно накапливались, развивались, обобщались, образуя, в конце концов, определенную технологию преодоления качественных и количественных сложностей: · в инженерной деятельности: проектирование, инженерное творчество, системотехника; · в военных и экономических вопросах: исследование операций; · в административном и политическом управлении: системный подход, политология, футурология; · в прикладных научных исследованиях: имитационное моделирование, методология эксперимента и т. д. В результате сопоставления объектов различной природы удалось выявить у них нечто общее, что получило название "система" Системность окружающего мира описывалась в различных науках и теориях на разных уровнях абстракции. Системные представления не являются открытием XX в. Слово "система" появилось в Древней Греции 2000—2500 лет назад и означало "сочетание", "организм", "устройство", "организация", "строй", "союз". Первоначально оно было связано с формами социально-исторического бытия, позднее принцип порядка был перенесен на Вселенную. В античной философии термин "система" характеризовал упорядоченность и целостность естественных объектов, а термин "синтагма" — упорядоченность и целостность искусственных объектов. В первой половине XX в. наука вынуждена была переосмыслить многие фундаментальные понятия и выработать ряд новых, адекватных новым научным данным. Переход к изучению сложных систем практически во всех областях знаний потребовал переосмысления основ научной методологии и самого понятия "наука". Изучение квантово-механических систем в физике, химических процессов и систем, появление теоретической биологии, формирование геохимии, а также биогеохимии и экологии, изучение высшей нервной деятельности, развитие социологии как реакции на усложняющийся социум, экономики, менеджмента привели к переосмыслению понятий "система", "организация", "порядок", "хаос", "изменчивость", "устойчивость", "причинность", "взаимодействие", "управление", "обратная связь", "часть", "целое", "компонент", "элемент", "иерархия" и т. д. На повестку дня был поставлен вопрос изучения систем любой природы. В конце XIX — начале XX вв. возникают три варианта нового направления, которое предполагает обобщенное описание организации, поведения систем любой природы и управления ими. Впервые термин "теория систем" использовал биолог-теоретик и философ Людвиг фон Бератланфи на философском семинаре в конце 40-х гг. ХХ века. Ему обязана своим существованием область знаний под названием "общая теория систем". В 1948 г. выходит знаменитая книга Н. Винера "Кибернетика", в которой провозглашается единство принципов управления в биологических и технических системах, а позднее — и в социальных [1] (в настоящее время кибернетику чаще квалифицируют как часть теории систем). В дальнейшем вопрос о системности окружающего мира продолжали разрабатывать философы. Для решения практических задач было сформировано понятие "исследование операций" В 50—60 гг. в исследованиях сложных проблем проектирования и управления довольно широкое распространение получил термин "системотехника". В начале 80-х гг. уже стало очевидным, что все теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток, "системное движение", методологической базой которого стал так называемый "системный подход", широко использовавшийся в первые годы приложения теории систем к практическим задачам, но несколько скомпрометированный большим числом работ неконструктивного характера. Но системный подход - это не более чем подход, должна была возникнуть некая прикладная наука, являющаяся "мостом" между абстрактными теориями и живой системной практикой. Сначала она возникла, как мы видели, в разных областях под разными названиями, но затем оформилась в науку, получившую название "системный анализ" — наиболее конструктивное из прикладных направлений системных исследований[1]. Термин "системный анализ" впервые появился в работах корпорации RAND в 1948 г. Как направление кибернетики он стал рассматриваться в начале 50-х гг. при исследовании сложных систем в биологии, макроэкономике и создании автоматизированных экономико-организационных систем управления. Можно дать такое определение системного анализа[2]. Современный системный анализявляется прикладной наукой, нацеленной на выявление причин реальных сложностей, возникших перед "обладателем проблемы" (организация, учреждение, предприятие, коллектив), и на выработку вариантов их устранения. Цель системного анализа состоит не только в понимании функционирования системы — задачами более высокого уровня выступают проектирование, создание нужной системы и управление ею [4]. В основе системного анализа лежит системный подход. Системный подход — это методология научного познания и практической деятельности, а также объяснительный принцип, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы. Системный подход заключается в отказе от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования. Основной акцент при его применении делается на анализ целостных свойств объекта, выявление его различных связей и структуры [1]. Системный подход представляется наиболее универсальным методом анализа и исследования любых сложных технических, экономических, социальных, экологических, политических, биологических и других систем. Области применения системного подхода и системного анализа обширны от техники до экономики, от математики до социального планирования, от космических исследований до процессов обучения (в книге [1] убедительно описывается, чем помогает системный анализ каждому человеку, как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни). Задача курса "Теория систем и системный анализ" — изучение основ системного подхода к анализу, описанию, проектированию и управлению объектами любой природы. Необходимо, чтобы приемы системного анализа стали органической частью деятельности специалистов, способом их мышления. Данное пособие ориентировано на специалистов экономико-гуманитарного профиля, в связи с чем до минимума сведен используемый математический аппарат. Также следует отметить, что в этой работе мало говорится о конкретных экономических объектах - основное внимание уделено изучению общих принципов системного анализа и управления. Пособие в первую очередь предназначено для студентов и специалистов по информационным системам в экономике (учебная специальность 351400 "Прикладная информатика в экономике").
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1867)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |