Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации



2015-12-14 1443 Обсуждений (0)
Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительным решением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей в этот период, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему иерархии потребностной структуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации.

Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить в виде перевёрнутой пирамид:

Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации

 

4 ступень РЕБЕНОК +ДИТЯ
3 ступень РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)
2 ступень РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ
1 ступень РЕБЕНОК + МАТЬ

 

I ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубо отрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

II ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. В начале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения (соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показали исследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как её отражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

Ш ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам и предметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников.

Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходит дело и до ссор.

IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательного процесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагают ребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграй с детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежелание посещать ДОУ.

Следует признать, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:

Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери – глубокое потрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.

– Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации. Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этой ситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослые миновав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказаться на третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьми игрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу на четвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»

– Неправильно выстроенная линия поведения взрослых (тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой и затяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм, жизнерадостность – дают положительный результат в адаптационный период.

– Прогулка с первых дней посещения ДОУ – хороший способ снять напряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать в обязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационного периода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можно расстаться с малышом и передать его маме.

– Заинтересованность, слаженность действий и целей в этом процессе взрослых – родителей и сотрудников ДОУ.

 



2015-12-14 1443 Обсуждений (0)
Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)