Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строение и характеристика счетов



2015-12-14 626 Обсуждений (0)
Строение и характеристика счетов 0.00 из 5.00 0 оценок




Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами.

Счет - это также накопитель информации, который затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей. В начале таблицы дается название счета - наименование объекта уче­та. Например: счет «Материалы», счет «Основное производство» и др.

На счетах отражаются хозяйственные операции, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Левая часть счета называется дебет, а правая - кредит. Схема счета имеет вид:

 

Дт Наименование объекта учета Кт
   

Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется сальдо Сн - сальдо на начало периода Ск - сальдо на конец периода. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет имеет 2 оборота – дебетовый и кредитовый.

 

Дт Счет Материалы Кт
Сн = 1000 1) 5000 3) 3000   2) 1000 4) 500
ДО = 8000 КО = 1500
Ск = 7500  

 

Все счета бухучета по отношению к балансу делятся на 2 большие группы:

Ø счета для учета хозяйственных средств (счета средств);

Ø счета для учета источников образования (счета источников).

Все счета средств - счета активные. Они имеют следующее строение: остаток по счету только по дебету. Оборот по дебету означает поступление средств, а оборот по кредиту - их использование.

 

Строение активного счета

Дт АКТИВНЫЙ СЧЕТ Кт
Сн - сальдо на начало периода (входящее)  
Увеличение (приход) Уменьшение (расход) (-)
ДО – оборот по дебету КО – оборот по кредиту
Ск – сальдо на конец периода (исходящее)  

 

Расчет сальдо по активному счету производится по формуле:

Ск = Сн + ДО – КО.

К активным счетам относят «Материалы», «Основное производство», «Касса» и т.д.

Все счета источников образования средств - пассивные счета. Они имеют следующее строение: Сн - кредитовое, ДО - уменьшение источников, КО - увеличение.

 

Строение пассивного счета

Дт ПАССИВНЫЙ СЧЕТ Кт
  Сн - сальдо на начало периода (входящее)
Уменьшение (расход) (-) Увеличение (приход)
ДО – оборот по дебету КО – оборот по кредиту
  Ск – сальдо на конец периода (исходящее)

Расчет сальдо по пассивному счету производится по формуле:

Ск = Сн + КО - ДО

 

К пассивным счетам относят « Уставный капитал», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.

Существуют активно - пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть и дебетовый и кредитовый. Например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» может иметь два остатка - дебетовый - сумма дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый - сумма кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Строение активно-пассивного счета

Дт АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ СЧЕТ Кт
Начальный остаток по дебету (сальдо) Начальный остаток по кредиту (сальдо)
Увеличение дебиторской задолженности Увеличение кредиторской задолженности
Уменьшение кредиторской задолженности Уменьшение дебиторской задолженности
Конечный остаток по дебету (сальдо) Конечный остаток по кредиту (сальдо)

 

Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:

· каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда остальные статьи отражают данные нескольких счетов. Например: статья «Сырье и материалы» содержит остатки по счетам «Материалы», «Заготовление и приобретение», «Отклонение в стоимости материалов». Некоторые счета представлены в балансе несколькими статьями (например, счет «Расчеты с покупателями и заказчиками»);

· счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;

· остатки хозяйственных средств и источников их образования показывается на счетах на той же стороне, что и в балансе;

· суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива баланса (валюте баланса), а по всем пассивным счетам - пассиву баланса. Итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса;

· баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.

Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.

Двойная запись - способ отражения каждой операции, дебет одного и по кредиту другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения операций. Необходимость двойной за­писи выражается в 4-х типах балансовых изменений.

Двойная запись в процессе совершения хозяйственной операции отражает двойственное изменение в составе хозяйственных средств или их источников образования, или одновременно и в составе средств и источников их образования по дебету одного и кредиту другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Пример: Отпущены со склада и израсходованы в основное производство материалы на сумму 100 руб. Данная операция отражает уменьшение материалов на складе и увеличение затрат в основное производство на ту же сумму. Операция приводит к двойственным изменениям и затрагивает два счета «Материалы» и «Основное производство». Оба счета активные, увеличение средств по дебету, уменьшение по кредиту. Отразим операцию в бухгалтерском учете способом двойной записи:

 

Дт Материалы Кт   Дт Основное производство Кт
Сн = 300   1) 100 Сн = 600 1) 100  
ДО = 0 КО = 100 ДО = 100 КО = 0
Ск = 200   Ск = 700  

Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись обладает большим информационным значением, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источников их образования.

Двойная запись способствует контролю за движением хозяйственных средств и источниками их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая бухгалтерским балансом. Она обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.

Обозначение корреспонденции счетов, то есть наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции, называется бухгалтерской записью (проводкой).

Бухгалтерские записи по количеству затрагиваемых ими счетов подразделяются на простые и сложные.

Простыми принято называть такие бухгалтерские записи, в которых корреспондируют только 2 счета: один по дебету, другой по кредиту.

Пример: Остаток не выданной заработной платы возвращен из кассы на расчетный счет в сумме 15000 руб. Бухгалтерская проводка следующая:

Дт «Расчетный счет»

Кт «Касса» 15000 руб.

Сложными называются проводки, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или наоборот.

Пример: Списаны на основное производство материалы на сумму 500 руб. и услуги вспомогательных производств на сумму 800 руб.

Дт «Основное производство» - 1300руб.

Кт «Материалы» - 500руб.

Кт «Вспомогательное производство» - 800руб.

При составлении сложных проводок следует иметь в виду, что правильной является такая проводка, в которой корреспонденция счетов выражена ясно. Поэтому нельзя составлять такие бухгалтерские записи, в которых одновременно затрагиваются несколько дебетов и кредитов счетов. Бухгалтерские записи осуществляются только на основании документов, в которых зафиксирована хозяйственная операция, и отражаются в особых учетных регистрах (Журнал-ордер, Главная книга, карточки и т.д.).

Для контроля за полнотой отражения всех хозяйственных операций бухгалтерские записи регистрируются в последовательности совершения экономически разнородных операций. Отражение хозяйственных операций в последовательности их совершения носит название хронологической записи.

Для определения показателей хозяйственной деятельности, все хозяйственные операции группируют по экономически однородным признакам. Записи хозяйственных операций по определенной системе называются систематическими.

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для получения различных по степени детализации данных в бухгалтерском учете используется две группы счетов:

Ø синтетические

Ø аналитические

Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета - для подробной их характеристики. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах - называется синтетическим учетом, а на аналитических - аналитическим учетом. Синтетический учет ведется в денежном выражении. В аналитическом учете используются 3 группы измерителей. На аналитических счетах отражающих движение товарно-материальных ценностей, учет ведется в денежном и натуральном измерителях, то есть в количественно - суммовом выражении.

Синтетические и аналитические счета находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выражается в следующем:

· аналитические счета ведутся для детализации синтетического счета;

· операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических счетах, открываемых к данному синтетическому счету;

· на синтетическом счете операция записывается в общей сумме, а на его аналитических счетах - частичными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;

· запись на аналитическом счете производится на ту же сторону, что и на синтетическом счете, то есть их строение одинаково.

Поэтому начальный и конечные остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета, должны быть равны общим суммам соответствующих остатков и оборотов его аналитических счетов.

При подведении итогов за отчетный период синтетических и аналити­ческих счетов должны сверятся и совпадать, что свидетельствует о правиль­ности ведения учета.

Рассмотрим порядок отражения операций на синтетических и ана­литических счетах на следующем примере.

На начало месяца на счете «Материалы» учитывались:

Сталь прокатная - 100 тонн по 8 руб. (всего 800 руб.);

Проволока стальная -50 тонн по 2 руб. (всего 100 руб.).

Итого по счету «Материалы» - 900 руб.

1 Получено от поставщиков:

Стали прокатной - 20 тонн по 8 руб. - 160 руб.

Проволока - 30 тонн по 2 руб. - 60 руб.

Итого 220 руб.

2 Отпущено в производство:

Стали - 40 тонн по 8 руб. - 320 руб.

Проволока - 60тонн по 2 руб. - 440руб.

Отражение операции на синтетическом счете «Материалы»:

 

Дт Счет Материалы Кт
Сн = 900 1) 160 2) 60   3) 320 4) 120
ДО = 220 КО = 440
Ск = 680  

Аналитические счета:

Дебет Сталь прокатная Кредит

№ операции Количество, т Сумма, руб. № операции Количество, т Сумма, руб.
Сн      
ДО КО
Ск      

Дебет Проволока стальная Кредит

№ операции Количество, т Сумма, руб. № операции Количество, т Сумма, руб.
Сн      
ДО КО
Ск      

 

Объединим в таблицу данные об остатках и оборотах по синтетическому счету «Материалы» и аналитическим счетам.

Элементы счета Синтетический счет «Материалы» Аналитический счет Всего
Сталь прокатная Проволока стальная
Сн
ДО
КО
Ск

 

Следует отметить, что часть счетов синтетического учета отражает средства и источники их формирования, не требующие дальнейшей детализации. Такие синтетические счета не имеют аналитических счетов. К ним относится «Касса», «Расчетный счет».

Промежуточное место между синтетическими, и аналитическими счетами занимают субсчета.

Субсчет - способ группировки данных аналитических счетов. Количество синтетических счетов и субсчетов определяется потребностями составления отчетности. Количество используемых в организации аналитических счетов определяются потребностями управления хозяйствующим субъектом.

 



2015-12-14 626 Обсуждений (0)
Строение и характеристика счетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Строение и характеристика счетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)