Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы управленческой деятельности и принципы их реализации



2015-12-14 7092 Обсуждений (0)
Методы управленческой деятельности и принципы их реализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами, процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия: методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

 

В менеджменте принято выделять четыре группы методов управленческой деятельности:

1. с помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным методам. Это пассивные методы, которые создают так называемые рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. Они способствуют проектированию и учреждению предприятия (организации) во времени и пространстве; с их помощью создают нормы, регламенты, необходимые инструкции поведения в различных ситуациях. К ним относятся: методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и др.

2. на основе административных методов (методов властной мотивации) происходит вмешательство в саму деятельность организации. Это активные методы, получившие наибольшее распространение в армии, на транспорте, и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. На практике они реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Причем, их применение может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за выполненную работу. Основной недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на инициативу и рост.

3. экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления, когда непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они самостоятельно ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от административных методов являются не просто заслуженными, а заработанными (например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы). Так как размер выплат прямо пропорционально зависит от достигнутого результата, ра­ботник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении. Основ­ным недостатком этих методов является ограниченность в стимулировании действий работника (например, применительно к людям интеллектуальных профессий, поскольку для них деньги - важный, но зачастую не самый главный стимул работы).

4. социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности:

• они нацелены на формирование благоприятного морально-психоло-гического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя из "диктатора" в "отца семейства";

• направлены на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно – к повышению ее эффективности.

 

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». На основе изучения способов "выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

- научный подход к выполнению каждого элемента работы:

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

- кооперация с рабочими;

- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента Анри Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление», предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач при выполнении функций менеджмента.

Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

Следует отметить, что перечисленные выше методы управления на практике реализуются в соответствии с определенными принципами (правилами):

1. Принцип научности в сочетании с элементами искусства, который означает использование данных и выводов множества наук, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения и т.д.

2. Принцип целенаправленности, согласно которому процесс управления должен быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

3. Важным принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью, сущность которого состоит в том, к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.

4. Принцип руководства людьми заключается в том, что действия, предпринимаемые по отношению к различным категориям людей, должны иметь в основе нечто общее, универсальное (независимо от того, кто эти люди - солдаты или академики, артисты или чиновники).

5. Принцип последовательности означает, что действия, из которых состоит любой управленческий процесс, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Причем, в ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, например: планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов и др.

6. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы.

7. Принцип оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации позволяет обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

8. Так как само управление осуществляется людьми, то оно, в свою очередь, невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Соблюдение этого принципа обеспечит нормальный морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

9. Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом его звене необходим для нормального протекания управленческого процесса, так как избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; а недостаток парализует деловую активность и инициативу.

10.Принцип состязательности участников управления на основе личной заинтересованности в успехе должен способствовать поддержке и развитию на предприятии разнообразных мотиваторов (материальное поощрение, возможность продвижения по службе), самореализации, получения новых знаний и навыков.

11 Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем на самых ранних его стадиях означает, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем "спущенные сверху".

 

 



2015-12-14 7092 Обсуждений (0)
Методы управленческой деятельности и принципы их реализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7092)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)