Основные направления и функции методической работы
Методическая деятельность всех уровней воздействия строится на опыте, обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии. Организационно-методическое обеспечение деятельности КДУ осуществляют методические службы различных видов:[1] ØРайонные дома культуры; ØРайонные (городские) организационно (информационно, координационно) -методические центры; ØМетодические кабинеты при КДУ; ØОрганизационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой. Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах: Øкак учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом); Øкак филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры; Øкак специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) КДУ или органа управления культурой. Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности. Основными функциями методической службы являются:[2] ØОрганизация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций; ØПовышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы; ØОрганизации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней; ØСоздание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества; ØМониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов; ØРазработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений; ØРазработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы; ØСбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений. В условиях преобразований административной, бюджетной сферы и возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности учреждений клубного типа, значительно повысилась роль методических служб различных уровней. В этих условиях возрастают роль и значение региональных и низовых органов методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, ибо только они могут помочь успешному внедрению новых технологий распространения культуры. Несмотря на серьезные потрясения структуры методического обеспечения на уровне республик (в составе РФ), краев и областей большинство научно-методических центров этого регионального уровня сохранены и продолжают работать. Задачи республиканских, краевых, областных научно-методических центров аналогичны задачам Государственного Российского Дома народного творчества, но применительно к своему региону. Осуществляется координация деятельности ГРДНТ, региональных центров и низовых методических центров. К низовым методическим центрам системы методического обеспечения следует отнести методические кабинеты районных домов культуры. В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосредственно отделу культуры администрации района и организует разнообразную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района. Районный дом культуры является центром методического обеспечения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет методическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ. Своеобразной методической лабораторией районного дома культуры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в практику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распространения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отделом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методические разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ. Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора. Через методический кабинет осуществляется координация методической работы в учреждениях культуры района. Работники методического кабинета анализируют сценарные планы, создают методические рекомендации, изучают репертуар и исполнительский уровень коллективов художественного творчества, проводят семинары, методические конференции, оказывают помощь клубным работникам непосредственно на местах и т.д. Они обрабатывают и систематизируют методические материалы и другую специальную литературу, поступающую из областного методического центра, и на этой основе комплектуют библиотеку методкабинета. Здесь собираются и накапливаются лучшие сценарии, методические разработки, подготовленные местными клубными работниками. В методическом кабинете сосредотачиваются технические средства культурно-досуговой деятельности, наглядные пособия. Большинство методических кабинетов широко используют в работе по распространению передового опыта и обучению специалистов базовые, опорные клубные учреждения по различным направлениям культурно-досуговой деятельности, а также лучшие коллективы художественного творчества. Успехи и недостатки в методической работе зависят от методиста. Он должен иметь высшее образование, стаж работы в учреждениях культуры, в совершенстве владеть методикой культурно-досуговой деятельности, разбираться в социально-культурной ситуации, уметь эффективно использовать различные формы и методы работы, знать передовые достижения отечественной и мировой культуры. Таким образом, районный дом культуры, осуществляя культурно-досуговую деятельность в районном центре, в то же время является методическим учреждением для клубных учреждений всего района. Наряду с системой государственных методических органов в стране функционируют методические системы других ведомств. К ним относятся: сеть методических органов профсоюзов, Министерства обороны России, Министерства путей сообщения, профтехобразования и др. В заключение подчеркнем, что наличие разнообразных структур методических органов (как Министерства культуры РФ, так и других ведомств) позволяет говорить о существовании методического обеспечения культурно-досуговой деятельности и ее определенной системе.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |