Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ)



2015-12-14 4276 Обсуждений (0)
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Глобальный экологический кризис – это нарушение механизмов саморегуляции и самовоспроизводства природных систем в результате все возрастающего техногенного воздействия человека на природу.

О глобальном экологическом кризисе заговорили в конце 60 – начале 70-х гг. 20 в.

Причины глобального экологического кризиса восходят к началу техногенной цивилизации, т.е. к 17 веку, к возникновению в 17 в. науки в современном смысле слова (экспериментально-математического естествознания) и сопряженному с ней новым образом знания и природы. Грандиозные успехи классической механики к концу ХVIII в. создали условия для промышленного переворота конца ХVIII – нач. ХIХ вв. В XIX в. техногенная цивилизация вступила в индустриальную стадию развития. На смену мануфактурному пришло крупное промышленное производство. Если для предшествующей (традиционной) цивилизации были характерны примат аграрного способа производства, сращенность человека с природными условиями своего существования и ценностно-рациональное отношение к миру, то техногенная цивилизация базируется на технико-технологических структурах разного типа и целерациональном отношении к миру. Для техногенной цивилизации характерен разрыв внутренних, органических связей человека с природой, присущих аграрному способу производства. Человек и природа соединяются внешним образом как субъект и объект. Природа становится простым материалом для преобразования, объектом технического воздействия человека, преследующего свои практические цели. Формируется агрессивно потребительское отношение человека к природе как к безмерной кладовой («природа не храм, а мастерская»). Знание должно быть полезным, оно должно дать человеку власть над природой.

Это стало мировоззренческим основанием и первопричиной глобального экологического кризиса в последней трети 20 в., когда все возрастающие масштабы негативного воздействия человека на природу привели к нарушению глобальных механизмов саморегуляции биосферы. Развитие преобразующих технологий, их вторжение в естественные процессы и видоизменение их, замещение естественных элементов искусственными привели к тому, что к настоящему времени масса искусственно созданных предметов значительно превосходит естественную биомассу. Под угрозой оказались природное равновесие биосферы и жизнь человеческой цивилизации.

Формы проявления глобального экологического кризиса – потепление климата, мутации, вымирание некоторых видов животных, истощение природных ресурсов и др.

В этих условиях приоритетными становятся сохранение и регенерация природных ресурсов, разработка нового образа природы и новой модели отношений человека с природой, предполагающей повышение уровня его экологической культуры и др.

Понятие биосферы для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар, впервые ввел Ламарк (нач. XIX в.). В.И. Вернадский развил учение о живой, спонтанной природе, о переходе биосферы в ноосферу, о живом веществе как факторе геологической эволюции. Эти идеи Вернадского положили начало процессу формирования экологического мышления, который продолжается в наши дни. Биосферой Вернадский назвал среду, в которой обитают все населяющие Землю организмы. Появление человеческой жизни и трудовой деятельности по изменению природной среды изменяет биосферу. Оно интерпретируется Вернадским как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к переходу биосферы в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера (греч. noos – разум, sphaira – шар) как новый этап развития биосферы определяется историческим развитием человечества, его разумом и трудом. Таким образом, деятельность человека представляется основным фактором эволюции биосферы как космического тела, утверждается ответственность человека за протекание процессов на планете. Наступление эпохи ноосферы будет означать, что развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией биосферы. Обеспечение коэволюции (совместного, согласованного развития) человека и природы выдвигается в качестве экологического императива современного социоприродного взаимодействия. Согласно принципу коэволюции, человечество, изменяя и приспосабливая биосферу к своим потребностям, должно само изменяться. Оно должно научиться учитывать объективные требования природы, действовать в интересах всей жизни на Земле, распространять принципы нравственности на свои взаимоотношения с природой.

Таким образом, в связи с развитием идей самоорганизации, глобального эволюционизма и коэволюции в науке второй пол. ХХ в. начинает формироваться новый взгляд на природу. Ее начинают понимать как спонтанный жизненный организм, саморазвивающуюся целостность, включающую человека. Современные философы и ученые ищут способы преодолеть глобальный экологический кризис на пути мировоззренческой переориентации человека и общества, отказа от потребительского отношения к природе, формирования нового, экологического, мышления и утверждения диалогической модели взаимодействия человека и природы. Диалогическая модель базируется на глубоком уважении жизни, ориентирует человека на установление взаимопонимания и гармонического соединения с природой.

 

 



2015-12-14 4276 Обсуждений (0)
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)