Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ



2015-12-14 3955 Обсуждений (0)
ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Позитивистская мысль в своем развитии прошла четыре стадии: позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Позитивизм (философия науки)возник в 30-е гг. 19 в.Основоположник франц. мыслитель О.Конт. Предмет анализа – само научное знание, его отношения с философией. Ядро позитивизма: научное (положительное, «позитивное») знание о мире должно опираться на эмпирические факты. Такое знание могут давать только специальные (прежде всего, естественные) науки, ибо они пользуются методами наблюдения и эксперимента, опираются на бесспорные факты. Умозрительное знание (философия) должна уступить место науке как подлинно истинному знанию. Философии должна лишь обобщать и систематизировать результаты научного познания.

Эмпириокритицизм (философия критического опыта) был распространен среди естествоиспытателей в нач. ХХ в. Основные представители –Авенариус, Мах. Мах выдвинул задачу критического очищения опыта от проблем и понятий традиционной философии (от вопроса о соотношении знания и реальности; от понятий «субстанция», «закон», «причина» и др.), от тех научных понятий, которые не могут быть даны в чувственном опыте субъекта (атом, электрон). Научное знание, по Маху, должно ограничиваться эмпирическим материалом; понятия теории должны сводиться к чувственным данным.

Неопозитивизм сформировался в 20 гг. ХХ в. на базе Венского кружка философов, логиков и физиков (логический неопозитивизм). Предмет его анализа – язык науки. Представители: Шлик, Рассел и Витгенштейн. Согласно Расселу, философия есть формальная логика, и она должна выявлять в научном языке «атомарные предложения», которые фиксируют «атомарные факты» опыта. Члены Венского кружка ставили задачу построения единого языка науки (языка физики) и объединения всех наук посредством перевода их утверждений на язык физики (так наз. принцип физикализма). Они выступали за устранение метафизических (философских) положений как вненаучных (не поддающихся непосредственному сопоставлению с фактами). Для проверки научного знания на подлинность М. Шлик выдвинул принцип верификации (эмпирической проверки теоретических суждений на их соответствие чувственным данным опыта).

В 50 – 60 гг. ХХ в. Витгенштейн предложил лингвистический неопозитивизм.Предмет его исследований - обыденный язык с его неоднозначностью, неточностью. Добившись правильной структуры повседневного языка, можно устранить «псевдопроблемы», прежде всего, философские.

Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд) сделал предметом своего анализа реальную историю развития научных теорий, влияние социокультурных факторов на развитие науки. Родоначальник постпозитивизма – Поппер. Он заменил принцип верификации принципом фальсификации (чтобы верифицировать утверждение «Все лебеди белые», надо сделать бесконечное число проверок, тогда как для его фальсификации достаточно обнаружить одного черного лебедя). Любое научное знание, по Попперу, гипотетично. Устранение ошибок увеличивает его правдоподобие. Поппер разграничивал научные и философские проблемы (последние не подлежат изучению эмпирическими методами).

Т. Кун разработал концепцию динамики научного знания как чередования двух основных этапов – «нормальной науки» и научной революции. Этап «нормальной науки» характеризуется тем, что ученые работают в рамках принятой парадигмы (образца решения задач, набора предписаний), и новые факты ее подтверждают. Однако с течением времени появляются и накапливаются новые факты, не объясняемые с помощью принятой парадигмы. Когда эта масса «аномальных фактов» становится критической, происходит научная революция – смена парадигмы, смена оснований, идеалов, норм и ценностей научного познания. Построение же этих новых оснований, идеалов, норм и ценностей познания – прерогатива философии. Так в постпозитивизме нашло свое выражение признание не только осмысленности философских положений и специфической природы философского знания, но и его неустранимости из научного познания.

 

 

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс.

Социально-экономические предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом, формировался новый субъект исторического процесса – пролетариат. В 30-40 годы 19 века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.

К середине 19 в. появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология.

Философия марксизма подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. В своей философии Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.

С самого начала творчества К.Маркса начала проявляться социальная ориентация его философии. Маркс расширил сферу действия материализма. Он распространил материалистический подход на общество.

Одним из важнейших его открытий называют материалистическое понимание истории.Оно заключается в следующем: исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе политическое, правовое устройство общества, мораль, искусство и т.д. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и его главного вида – материального производства – позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории не могут служить причинами общественных изменений реальности.Они лишь отражают объективную реальность и могут быть использованы лишь тогда, когда в самой этой реальности появятся благоприятные возможности. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия. Соответственно, сущность человека, по Марксу, есть «ансамбль» всех общественных отношений.

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

На основе материалистического понимания истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Характерными для идеологии являются представления о независимой форме существования сознания. Поэтому Маркс и Энгельс называли идеологию ложным сознанием. Они подчёркивали социально-классовую сущность идеологии. Источник идеологии – в социальной действительности. Идеология – это результат расслоения общества, и возникает она только с возникновением классов, каждый из которых имеет свои интересы и цели. При этом идеология стремится выдать интересы своего класса за интересы общества в целом.

Концепция общественно-исторической, предметно-практической деятельности человека и материалистическое понимание истории позволили Марксу и Энгельсу коренным образом преобразовать материализм. Главным основополагающим принципом их философской системы является принцип практики: практика первична по отношению ко всему духовному миру, из неё можно объяснить все самые сложные социальные процессы и явления.

Понятие практики противостоит широко используемому понятию «опыт», в котором, по мнению основоположников диалектического материализма, заложена пассивная позиция человека: мир воздействует на человека – человек отражает этот мир. В практике, прежде всего, выделяется активный, деятельный, преобразовательный характер.

Практика – это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействию всех людей. Она всегда носит общественный характер, она исторична и заключается в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

В теории познания практика получает более конкретное и узкое толкование: практика – это материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений; практика – основная движущая сила познания (главный стимул для познания – потребности людей, они оказывают влияние на выбор предмета исследования и т.д.); сфера приложения знания; первоначальная форма получения знаний; критерий истины.

 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Феноменология– одно из ведущих направлений философии ХХ в. Современный вид ей придал немецкий философ Гуссерль. Феноменология стремится освободить философское сознание от натуралистических и объективистских установок с тем, чтобы сознание смогло увидеть, каким способом оно само активно конституирует предметы мира. Выполнить это феноменология может, только будучи строгой наукой.

Для этого философия должна сначала описать сознание, его структуры и акты, посредством которых сознание конструирует смыслы, которые затем оно вписывает во внешний мир. Феноменология, по мнению Гуссерля, и есть такая дисциплина, которая описывает сущностные характеристики и структуры сознания, его смыслопорождающую деятельность. Основной характеристикой сознания Гуссерль считает интенциональность (направленность сознания на свой объект). В зависимости от того, какой тип этой направленности сознания (любовь, страх, ожидание и др.), конституируется объект мира. Смысловым фундаментом всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т.е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом этот предмет дан нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразия видов человеческого опыта. Феноменология оказала огромное влияние на экзистенциализм и герменевтику.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Экзистенциализм (от лат. ex(s) istentia – существование) – одно из крупнейших направлений философии ХХ в. Экзистенциализм наиболее ярко воплотил особенности философии XX века. Предшественники экзистенциализм – Паскаль, Кьеркегор, Достоевский, Ницше. Ведущие представители: немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.. П. Сартр, А. Камю, испанец Х. Ортега-и-Гассет, русские – Н. Бердяев, Л. Шестов. Основной проблемой философии, считает экзистенциализм, является индивидуальное человеческое существование, которое уникально, единственно и не выразимо в языке рационального познания, науки. Центральное понятие – экзистенция – обозначает специфи­чески человеческий способ существовать в мире, в противоположность бытию вещи. В человеке существование предшествует сущности, поэтому он свободен в выборе своего способа быть в мире. Выбирая себя, человек одновременно конституирует мир в конкретную ситуацию. Следствием его свободы является его тотальная личная ответственность не только за себя, но и за все происходящее в мире.

Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер).

Экзистенциализм различает аутентично­е (подлинное) и неаутентичное (неподлинное) существование человека. Аутентичное существование связывается со способностью и решимостью человека мыслить и действовать «из себя», «из своей самости», рисковать и нести ответственность за свой выбор. Неаутентичное – конформистское, анонимное, безличное и безответственное существование (когда человек говорит и поступает «как все», оправдывая свое поведение обстоятельствами, традициями, привычкой, характером и проч.).

Для экзистенциализма характерны отказ от наивной веры в научно-технический прогресс, стоическая вера в возможности индивида про­тивостоять любым формам социальных манипуляций и насилия, самостоятельно придавать смысл внешним обстоятельствам и своему существованию в мире, выбирать и утверждать в мире порядок экзистенции. Осознание человеком своей свободы и ответственности за мир и свой способ быть в нем сопряжены с ощущением «тревоги», «тошноты».

 

 

ГЕРМЕНЕВТИКА.

Герменевтика – искусство истолкования и понимания. Само герменевтическое искусство возникло в античности (толкование высказываний, намеков оракула, поиск сакрального смысла и др.). В Средние века истолковывали Священное Писание и тексты античных авторов. Возникновение философской герменевтики связывают с именем Ф. Шлейермахера (19 век). Делая упор на связке «автор – текст», Шлейермахер поставил вопрос о самой возможности истолкования вообще, о поиске оснований понимания чужих текстов. Таким основанием Шлейермахер считал реконструкцию первоначального замысла автора (путем непосредственного вчувствования, вживания в его внутренний мир). Шлейермахер разработал идею герменевтического круга (круга целого и части). Ее суть: поскольку часть понятна из целого, а целое – из частей, в процессе понимания мы вынуждены постоянно двигаться в круге. Понимание углубляется, двигаясь по расширяющимся кругам – от целого к частям и обратно.

Дальнейшее развитие философской герменевтики связано с именем В. Дильтея. Противопоставив науки о духе и науки о природе, он поставил вопрос: как возможно историческое знание? Дильтей выдвинул идею по­нимания как метода наук о духе, в отличие объяснения как метода наук о природе. Фундамент исторического знания у Дильтея – переживание. Но понимание у Дильтея – уже не непосредственное психологическое вживание в мир автора, а опосредованное проникновение в другое сознание – через объективированные (внешние) продукты духовной жизни.

Современная философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер) делает упор на отношениях Текст – Интерпретатор. Для Гадамера сам интерпретатор есть существо историчное, включенное в культурную традицию. Интерпретатор составляет часть того, что он интерпретирует. Его укорененность в традиции объявляется неустранимым и необходимым условием понимания «сути дела».

Французский философ П. Рикёр развивает идеи философской герменевтики, рассматривая вопросы конфликта интерпретаций и объявляя легитимной их множественность. Задача герменевтики, по Рикёру, – критический анализ всех возможных методов интерпретации и определение границ их применимости.

 

 



2015-12-14 3955 Обсуждений (0)
ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3955)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)