Основные этапы развития педагогики
Билет №1 Педагогика как наука. Генезис и основные этапы развития педагогики. Объект, предмет, задачи педагогики.Место и роль педагогики в системе наук о человеке. Слово«педагогика»происходит от греч,что означает «детоведение, детовождение». Развитие пед-ки неотделимо от истории чел-ва. Пед мысль зародилась и на протяжении многих столетий развиваласьв древнегреч-ой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы фил-ких знаний в начале 17 в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагогаЯна Амоса Коменского.К современному времени пед-ка стала многоотраслевой наукой, функц-щей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.Педагогика-это наука о воспитании и обучении человека. Педагогика- это наука о воспитании и обучении человека, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации пед. процесса, как фактора и средства в развитии человека. Педагогика– наука о целенаправленном пр-се передачи чел-го опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деят-ти (Н.В. Бордовская). Предмет педагогики- это пед.процесс, направленный на развитие и формирование личности, в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики- это процесс образования. Задачи педагогики: -выявление и обобщение имеющегося пед. опытаПрофессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой, поэтому любой педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного влияния на учащихся. -разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; -конструирование контрольно-измерительных материалов; -прогнозирование в сфере образования на ближайшее и отдаленное будущее: Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки педагогики. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образ-я, совершенствованием пед деят-ти, управлением образовательными системами. -внедрение результатов пед. исследований в практику. Эта задача связана, прежде всего, с появлением рыночных отношений в сфере не только материального, но и духовного производства. Существует извечная борьба между традиционным и инновационным. Педагогика, как и многие другие области теории и практики, изобилует многочисленными фактами сопротивления новому. Масса рез-тов педагогических исследований даже при явной и бесспорной выгоде их применения остается невостребованными. Основные этапы развития педагогики Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки Педагогика тесно связана с науками, изучающими феномен человека. Связь с философией проявляется в определении методологических подходов в объяснении педагогических явлений и процессов и места воспитания в развитии общества. Механизмы педагогических явлений раскрывает наука психология. Влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений изучает социология. Из медицины, анатомии, физиологии, генетики педагогика получает знания, помогающие лучше понять особенности физического, физиологического развития человека, черпает рекомендации о сохранении и укреплении здоровья подрастающих субъектов взаимодействия. Этнология позволяет понимать и учитывать национальные особенности характера воспитанника, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании. Связи педагогики с другими науками осуществляются по многим направлениям. Понятия синергетики, кибернетики, системного анализа, социологии используются в описании функционирования и развития педагогических систем. Результаты исследования психологии, антропологии, физиологии служат опорой для понимания механизмов педагогических явлений. Делая попытку соотнесения педагогики с другими науками о человеке, можно понять место ее в системе других наук. Например, рассмотрим очень важную для педагогики категорию «развитие». Процесс развития исследуется не только в педагогике. Он исследуется в физиологии, в анатомии, в психологии, в социологии, в философии. Чем отличается отношение к этому процессу в упомянутых науках о человеке и в педагогике? Анатомия, физиология, психология, социология, этика исследуют механизмы и нормы развития. При этом каждая из наук рассматривает свое направление развития: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное. Педагогика не занимается рассмотрением механизмов и норм развития. Она исследует условия, в которых происходит развитие человека.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |