Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения



2015-12-14 1073 Обсуждений (0)
Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя иучащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Обучение включает в себя два взаимосвязанных процесса:

- преподавание - передача знаний, умений, опыта

- учение - освоение знаний, умений,опыта

Обучение – двусторонний процесс. Обучение = преподавание + учение.

Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач, обеспечению информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний).

Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение задач обучения.

В процессе обучения происходит дидактическое взаимодействие: с одной стороны, педагог активно сообщает знания, развивает мотивы учения, организует специальную познавательную деятельность учащихся; с другой – возникает активная деятельность самих учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.

Процесс обучения носит личностный характер. Это выражается в:

– учете индивидуальных особенностей учащихся;

– ориентации на актуальные образовательные потребности учащихся;

– создании оптимальных условий для раскрытия и развития способностей учащихся.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Закономерности процесса обучения сформировались в результате длительных наблюдений. Поиск путей повышения эффективности обучения привел к необходимости выявления объективно существующих, повторяющихся, существенных связей явлений, имеющих место в процессе специально организованной, целенаправленной познавательной деятельности.

Дидактические закономерности:

- Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения;

- Продуктивность усвоения заданного объема знаний обратно пропорциональна количеству изучаемого материала.

- Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения учащимися.

- Результаты обучения зависят от способов включения учащихся в деятельность.

- Результаты обучения зависят от применяемых учителем методов.

- Результаты обучения зависят от применяемых учителем средств.

- Результаты обучения зависят от деления материала на части, подлежащие усвоению.

- Результаты обучения зависят от мастерства преподавателя.

- Продуктивность усвоения в 6-7 раз выше, если учащиеся включены в практическую деятельность.

Познавательные закономерности:

-Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться.

-Продуктивность усвоения прямо пропорциональна объему учебной деятельности учащихся.

-Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний.

-Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я.Лернер).

-Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый объект в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.

-Результаты обучения зависят от регулярности выполнения учащимися домашних заданий.

-Продуктивность усвоения знаний находится в пропорциональной зависимости от потребности учиться.

-Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения.

Среди психологических закономерностей следует выделить следующую закономерность:

- Продуктивность обучения прямо пропорциональна активности мыслительной деятельности обучаемых.

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.

Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения: научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность усвоения, воспитывающего обучения, личностный подход, связь теории с практикой.

Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания.

Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых.



2015-12-14 1073 Обсуждений (0)
Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)