Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.Закономерности и принципы обучения
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя иучащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Обучение включает в себя два взаимосвязанных процесса: - преподавание - передача знаний, умений, опыта - учение - освоение знаний, умений,опыта Обучение – двусторонний процесс. Обучение = преподавание + учение. Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач, обеспечению информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний). Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение задач обучения. В процессе обучения происходит дидактическое взаимодействие: с одной стороны, педагог активно сообщает знания, развивает мотивы учения, организует специальную познавательную деятельность учащихся; с другой – возникает активная деятельность самих учащихся по усвоению знаний, умений и навыков. Процесс обучения носит личностный характер. Это выражается в: – учете индивидуальных особенностей учащихся; – ориентации на актуальные образовательные потребности учащихся; – создании оптимальных условий для раскрытия и развития способностей учащихся. Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Закономерности процесса обучения сформировались в результате длительных наблюдений. Поиск путей повышения эффективности обучения привел к необходимости выявления объективно существующих, повторяющихся, существенных связей явлений, имеющих место в процессе специально организованной, целенаправленной познавательной деятельности. Дидактические закономерности: - Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения; - Продуктивность усвоения заданного объема знаний обратно пропорциональна количеству изучаемого материала. - Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения учащимися. - Результаты обучения зависят от способов включения учащихся в деятельность. - Результаты обучения зависят от применяемых учителем методов. - Результаты обучения зависят от применяемых учителем средств. - Результаты обучения зависят от деления материала на части, подлежащие усвоению. - Результаты обучения зависят от мастерства преподавателя. - Продуктивность усвоения в 6-7 раз выше, если учащиеся включены в практическую деятельность. Познавательные закономерности: -Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться. -Продуктивность усвоения прямо пропорциональна объему учебной деятельности учащихся. -Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний. -Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности (И.Я.Лернер). -Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый объект в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта. -Результаты обучения зависят от регулярности выполнения учащимися домашних заданий. -Продуктивность усвоения знаний находится в пропорциональной зависимости от потребности учиться. -Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения. Среди психологических закономерностей следует выделить следующую закономерность: - Продуктивность обучения прямо пропорциональна активности мыслительной деятельности обучаемых. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя. Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Принципы обучения: научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность усвоения, воспитывающего обучения, личностный подход, связь теории с практикой. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл. Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальным особенностям обучаемых.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |