Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения педагогической теории К.Д. Ушинского



2015-12-14 2098 Обсуждений (0)
Основные положения педагогической теории К.Д. Ушинского 0.00 из 5.00 0 оценок




Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска.
В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры. Говорил о том, что наука должна способствовать улучшению народной жизни. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854—1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.
Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. По мнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Родной язык в народной школе должен составлять “предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты”. Необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, а также большое внимание уделял пословицам, прибауткам и загадкам. В своем труде “Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях. Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укореняется привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Необходимым условием нравственного воспитания является формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. Он высказал мысли о роли труда в жизни человека в своей статье “Труд в его психическом и воспитательном значении”: “Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... “ Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд серьезный. ”. Не нужно надрывать сил ученика в умственной работе, необходимо не давать ему засыпать, необходимо постепенно приучать его к умственной работе. Он высоко оценил влияние личности учителя на учащихся. В основу теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинский положил идею народности воспитания. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. . Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. “ Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование и пение.
. Ушинский считал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей; запаздывание же в обучении обусловливает отставание в развитии детей. Ушинский различал, во-первых, методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, “предшествующие книжному учению”, и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов).
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

 

 

Липецкий опыт

липецкая земля Богата выдающимися педагогами. Имена К.А. Москаленко, Н.Н. Кузьмина, О.А. Казанского, С.А. Шмакова и других учителей, сделавших свой неоценимый вклад в историю мирового образования, звучат на страницах отечественных и мировых антологий педагогической мысли.Новые альтернативные методы обучения и индивидуальный подход к учащимся завоевали признание в разных частях света. они, новаторы, оставившие след в книге жизни многих сотен воспитанников. Имена их связаны с Липецком и Лгпу.Личность каждого из них была по-своему неповторима и уникальна. Все они отдали свою жизнь и сердце делу учителя. Сталь Анатольевич Шмаков Педагог, филолог, историк, психолог. Профессор. И одновременно - школьный учитель, публицист, сценарист, режиссёр. В 1995 году он успел: написать и издать монографию, четыре учебных пособия, пять книг для учителей. 56 проблемных статей в газетах и журналах, две пьесы для кукольного театра. Подготовил три международных научных конференции, четыре зональных научных семинара. Ездил с лекциями в Петербург, нижний Новгород, Кисловодск, Белгород, Воронеж.Его учителями были академик Юрий Шаров, народный артист России Евгений Матвеев. Создал Сталь Анатольевич В Липецке педагогический клуб «Радуга», клуб просуществовал аж 30 лет. Придумал ещё в Новосибирске фантастическую «Снежную республику», вот и она уже четвёртое десятилетие прописана на карте детства. Придумал тогда же «сборы-погружение», и они стали каркасом методики коллективной творческой деятельности. А. Москаленко родился в Воронеже. В 50-х переехал в Липецк, где работал заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута. 30-летняя творческая и новаторская работа К. А. Москаленко в институте отмечена множеством государственных наград..Труды К. А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода», метода передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» было опубликована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широких резонанс в СССР и социалистических странах. Оттуда в Липецк неоднократно приезжали делегации учёных и учителей для изучения новаторского метода. Его идеи были подхвачены десятками учителей и школ в Липецке и области, стали широко известны педагогической общественности России и СССР. По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем защищена кандидатская диссертация, опубликованы свыше 20 работ, десятки статей. К. А. Москаленко в 1960-е-1980-е годы несколько раз выступал на коллегии министерства просвещения РСФСР со своим предложениями по совершенствованию урока и методов обучения. Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку — структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.К. А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий. О.А. Казанский Талантливый педагог, публицист, автор прекрасных книг, любимец молодёжи, неординарная личность, О.А. Казанский на протяжении многих лет являлся одним из самых авторитетных преподавателей Лгпу. Он понимал педагогику как выращивание, а воспитание – как создание возможностей для воспитанности. Отсюда его выход на педагогику любви. Он говорил: «Дети должны знать, что они любимы, что они нужны и интересны». Именно об этом была его последняя книга «Педагогика как любовь».Каждому творческому человеку мало реальности – у него есть скрытый от других внутренний мир. О.А, пожалуй, был весь нараспашку – и в доброте, и в противоречиях, и в ошибках. Он был очень публичным человеком. Он любил разные аудитории – школьные, студенческие, зрительские. Может быть, я ошибаюсь, но ему был важен не успех, ему было важно успеть. И он многое успел – и в сельской школе, и в российском лагере «Орленок», и в двух педвузах. Человек яркой индивидуальности, О.А. Казанский ушел из жизни очень рано, и это драма нашего времени, толкающего человека к уходу гораздо раньше, чем дано природой и определено судьбой.

 



2015-12-14 2098 Обсуждений (0)
Основные положения педагогической теории К.Д. Ушинского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения педагогической теории К.Д. Ушинского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2098)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)