Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осн. образ. институты в истории пед-ки (общинное воспитание, семейное воспитание, ученичество, школа, университет). Понятие матер. и формального, классич. и реального обр-ния



2015-12-14 461 Обсуждений (0)
Осн. образ. институты в истории пед-ки (общинное воспитание, семейное воспитание, ученичество, школа, университет). Понятие матер. и формального, классич. и реального обр-ния 0.00 из 5.00 0 оценок




Сторонники материального образования (или «дидактич. материализма») осн. цель школы усматривали в передаче учащимся возможно большей суммы знаний из разл. областей науки. Они полагали, что развитие способностей происходит в процессе систематич. овладения «полезными» знаниями и не требует спец. усилий. Полезность, пригодность для жизни — осн. критерии отбора материала для шк. курса. Для программ школ, построенных на идеях материального образования, характерны многопредметность (энциклопедич. курс), перегруженность, слабая связь между предметами. Сторонники материального образования опирались на идеи Дж. Мильтона, Я. А. Коменского (17 в.), И. Б. Базедова (18 в.). Теоретики реального образования (19 в.), прагматистской педагогики (20 в.) использовали эту концепцию.
Сторонники формальногообразования утверждали, что гл. внимание школы должно быть направлено на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли, а не на получение большого объёма знаний. По их мнению, ценно не знание основ науки, а то развивающее влияние, к-рое оказывает изучение науки (или её фрагментов) на совершенствование умственных способностей учащихся. Особую формирующую ценность видели в «инструментальных» предметах, т.е. в классич. языках и математике. В 18 в. филос. основой теории формального образования стало учение И. Канта. Концепцию формального образования поддерживал И. Г. Песталоцци, Дистервег, в России и А. Г. Ободовский. В совр. педагогике сторонники материального или формального образования немногочисленны: преобладает концепция двусторонней зависимости материальной и формальной сторон образования.

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,тип общего среднего образования, предусматривающий систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. сторонники К. о. выдвигают в качестве осн. цели развитие у учащихся способностей к приобретению нового знания. К. о. возникло в эпоху Возрождения, отвечая потребности европ. сознания нового времени осмыслить свое место в контексте др. культур. К. о. генетически связано с развитием высш. школы, гл. обр. университетского образования, однако тра-диц. понимание К. о. как подготовки наиб, способной части юношества к занятиям в ун-те неоднократно видоизменялось. Полная классич. программа, включавшая два древних языка (лат. и греч.), впервые была разработана И. Штурмом для основанной им школы в Страсбурге (1538). За К. о. в 19 в. закрепилась функция науч. образования, необходимого для успешных занятий в университете. Кроме древних языков и математики в уч. курсы были включены родной язык, история, география и в небольшом объёме естеств. науки. Уч. заведения типа классич. гимназий (лицеи, грамматич. школы и т. д.) стали осн. видом ср. общеобразоват. школы, пользующейся монопольным правом подготовки к ун-ту. К. о. сохранялось без существенных изменений в Европе и в Америке до нач. 20 в., когда постепенно уступило место реальному образованию. Приоритетное положение К. о. было подорвано в результате предоставления воспитанникам ср. школ др. типа одинаковых прав с выпускниками классич. гимназий при поступлении в ун-т. В кон. 20 в. круг уч. заведений с преподаванием древних языков неуклонно сужается. Славяно-греко-латинская академия, основанная в Москве как Эллино-греческая, с 1701 получила наименование Славяне-латинской, преподавание велось на лат. яз., греч. яз. нек-рое время вовсе не изучался. Реформа гимназий 1901, вызванная нестабильной полит, ситуацией, подорвала приоритетное положение древних языков в системе образована t, перенеся их в группу второстепенных предметов. Идея возрождения К. о. лежит в основе деятельности спец. гуманитарных лицеев и гимназий в 90-х гг. 20 в.


РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ(от лат. realis — действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к-рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естеств.-матем. цикла, изучались новые языки, спец. дисциплины. Потребность в Р. о. появилась в связи с развитием науки, пром-сти и торговли в период становления капитали-стич. уклада. Обществ, и пед. движение за осуществление Р. о. развиваось в противостоянии традиц. системе классич. образования. С особой силой это движение развернулось с сер. 19 в., хотя идеи Р. о. высказывались ещё в 16—17 вв. На необходимость включения в шк. курсы практически полезных знаний указывали Я. А. Коменский, Дж.Локк, представители пиетизма и филантропизма, франц. просветители Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро.
Реальные учебные заведения стали распространяться в нач. 18 в., гл. обр. в Германии. Программа реальной школы, отражавшая особенности данного типа образования, разработана нем. педагогом А. Шпиллеке, создавшим в 1822 в Берлине уч. заведение, «преследующее практические цели». В число уч. предметов включались закон Божий, естеств. науки, математика, новые языки (франц. и англ.), история, география и рисование. В России принципы Р. о. были заложены в проф. уч. заведениях, создававшихся в эпоху реформ Петра I (в их числе — Навигацкая школа). Частные реальные уч. заведения начали создаваться в кон. 20—30-х гг. 19 в. с целью распространения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Реальные гимназии были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий, имели во многом сходную с классич гимназиями программу по общеобразоват предметам и аналогичный порядок управления. Практика реальных гимназий 60-х гг 19 в показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим уч заведениям, они не давали и полноценного проф образования. В результате шк реформы 1871—12, направленной на усиление классич направления в общем ср образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные уч-ща, программы к-рых переориентировались с учетом потребностей торговли. В процессе формирования в 20-х гг 20 в в СССР единой трудовой школы реальные уч заведения как тип общеобразоват школы прекратили существование С 1990 в Рос Федерации наряду с гуманитарными ср уч заведениями создаются гимназии и лицеи техн направления с изучением общеобразоват дисциплин по определенному профилю.

 



2015-12-14 461 Обсуждений (0)
Осн. образ. институты в истории пед-ки (общинное воспитание, семейное воспитание, ученичество, школа, университет). Понятие матер. и формального, классич. и реального обр-ния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Осн. образ. институты в истории пед-ки (общинное воспитание, семейное воспитание, ученичество, школа, университет). Понятие матер. и формального, классич. и реального обр-ния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)