Кодекс РБ об образовании: правовые основы регулирования, совершенствование качества образования
С момента обретения независимости РБ было принято 50 нормативных актов, относящихся к сфере образования. Было принято 5 Законов, в т.ч. Закон «Об образовании» (1991), «О профессионально-техническом образовании» (2003), «О специальном образовании» (2004), «Об общем среднем образовании» (2006), «О высшем образовании» (2007), а также Декрет Президента РБ от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования». Однако отсутствовало правовое регулирование дошкольного образования, среднего специального, послевузовского, внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Законодательство в сфере образования требовало совершенствования в целях инновационного развития страны, вхождения в «европейское пространство высшего образования». С 1 сентября 2011 года основным документом в области образования является кодекс Республики Беларусь об образовании. Он состоит из 17 разделов, 63 глав, 295 статей. Кодекс имеет общую часть, в которой определены основы правового регулирования в сфере образования, и особенные части (от дошкольного до дополнительного образования). В Кодексе уточнена структура национальной системы образования, обновлены понятия, название и содержание всех уровней образования. Кодекс – это существенно дополненный свод документов об образовании, принятых в республике ранее. Основная задача документа – обеспечить стабильность системы образования, повысить качество образования, укрепить престиж нашего образования на мировом уровне. Образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося; Образовательная деятельность — деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность); Образовательная программа — совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования; Образовательный процесс — обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ; Образовательный стандарт — технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания; Субъекты -обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Объекты - знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: 1.1. приоритета образования; 1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; 1.3. гарантии конституционного права каждого на образование; 1.4. обеспечения равного доступа к получению образования; 1.5. обязательности общего базового образования; 1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования; 1.7. экологической направленности образования; 1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства; 1.9. государственно-общественного характера управления образованием; 1.10. светского характера образования.
Образовательный процесс организуется на основе: 1.1. принципов государственной политики в сфере образования; 1.2. образовательных стандартов; 1.3. достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов; 1.4. педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания; 1.5. культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры; 1.6. современных образовательных и информационных технологий. Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования; компетентностный подход; охрана здоровья обучающихся; соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся; соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений; создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития. Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Цели образования - формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Компонентами системы образования являются: 1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; 2. образовательные программы; 3. учреждения образования; 4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; 5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; 8. учебно-методические объединения в сфере образования; 9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; 10. организации — заказчики кадров; 11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых; 12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования. Основное образование 1. Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования. 2. Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: 2.1. дошкольное образование; 2.2. общее среднее образование; 2.3. профессионально-техническое образование; 2.4. среднее специальное образование; 2.5. высшее образование; 2.6. послевузовское образование. 3. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования. Дополнительное образование 1. Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования. 2. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: 2.1. дополнительное образование детей и молодежи; 2.2. дополнительное образование взрослых. Специальное образование 1. Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. 2. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений. Формы получения образования 1. Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства. 2. Очная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося. Вечерняя форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося. 3. Заочная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Дистанционная форма получения образования — вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. 4. Соискательство — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования. Учреждения образования 1. Учреждения образования подразделяются на следующие типы: 1.1. учреждения дошкольного образования; ясли ( ясли-сад; детский сад; санаторный ясли-сад; санаторный детский сад; дошкольный центр развития ребенка) 1.2. учреждения общего среднего образования: (начальная школа; базовая школа; средняя школа; вечерняя школа; гимназия; гимназия-интернат; лицей; специализированный лицей; суворовское училище; кадетское училище; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторная школа-интернат; учебно-педагогический комплекс; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации; межшкольный центр допризывной подготовки. 1.3. учреждения профессионально-технического образования: (профессионально-техническое училище; профессиональный лицей; профессионально-технический колледж). Профессионально-техническое училище реализует образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. Профессиональный лицей — учреждение профессионально-технического образования, которое реализует образовательные программы профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. Профессионально-технический колледж — учреждение профессионально-технического образования, которое реализует образовательные программы профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. 1.4. учреждения среднего специального образования – колледж. 1.5. учреждения высшего образования: классический университет; профильный университет (академия, консерватория); институт; высший колледж. 1.6. учреждения специального образования: специальное дошкольное учреждение; специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат); вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат); центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; 1.7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи: центр (дворец), школа искусств; 1.8. учреждения дополнительного образования взрослых: академия последипломного образования; институт повышения квалификации и переподготовки; институт развития образования; центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов; центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих. 1.9. воспитательно-оздоровительные учреждения образования: воспитательно-оздоровительные учреждения образования; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения. 1.10. социально-педагогические учреждения: социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки). 1.11. специальные учебно-воспитательные учреждения: специальные школы закрытого типа; специальные профессионально-технические училища закрытого типа. 1.12. специальные лечебно-воспитательные учреждения. специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа; специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа. Основные обязанности обучающихся 1. Обучающиеся обязаны: 1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; 1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях; 1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; 1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Меры дисциплинарного взыскания(замечание, выговор, отчисление) применяются к обучающимся, достигшим 14-летнего возраста, за: · Опоздание или неявку без уважительных причин на учебные занятия; · Нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса; · Несоблюдение режима рабочего времени в период прохождения практики; · Неисполнение без уважительных причин законного требования пед. работника; · Оскорбление участников образ. процесса; · Распространение информации, наносящей вред здоровью обучающихся; · Несоблюдение (нарушений) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности; · Употребление алкоголя или наркотиков, курение на территории учреждения образования (в том числе в общежитиях). Отчислениекак мера дисциплинарной ответственности может быть применено за: длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года; систематическое (повторноев течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания. Дошкольное образование — уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учётом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими проф. ЗУНов, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих. Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечение отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами. Новыми типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования. Содержание образования в этих уч. заведениях более насыщенное, направлено как на получение фундаментальной общеобразовательной подготовки, так и на удовлетворение запросов учащихся. В них делается ставка на энциклопедизм образования и на углубленное специальное образование различного профиля. Это первый признак учебных заведений нового типа: интеллектуальная насыщенность содержания образования. Второй признак – высокий уровень методики обучения. В уч. заведениях нового типа работают лучшие учителя, преподаватели вузов, социологи и психологи. Третий признак – единая психолого-пед. направленность при всей их многопрофильности (наличие различных отделений, кафедр, секций). Четвёртый признак – новая система пед. отношений между воспитателями и воспитанниками. Основная цель и задачи, которые призваны решать уч. заведения нового типа, обуславливаются потребностями совр.. общ. развития. Это существенное улучшение качества общего образования, повышение уровня проф. подготовки и создание условий для непрерывного образования. Гимназия , являясь старшей ступенью общеобразовательной школы, призвана обеспечить реализацию гос. требований к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Лицей определяется как профессионально ориентированное уч. заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы. Основной целью лицея является «создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся, освоение общекультурных ценностей наследия бел. народа, подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1000)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |