Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 13. Информация и ее роль в системе государственного управления



2015-12-14 1038 Обсуждений (0)
Тема 13. Информация и ее роль в системе государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Темы: 13, 14, 15

Даты: 19, 26 ноября, 3 декабря 2015

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

(основной материал из книги «Дипломатическая служба», дополнительный материал из учебника «Политическая лингвистика», Тлостанова…)

Контрольные вопросы по темам дисциплины

«Русский как язык делового и международного сотрудничества»

 

1. Дайте определение и развернутую характеристику понятия «информация».

2. Какие формы информационно-аналитических документов используются в дипломатической практике?

3. Каким требованиям должны отвечать информационные мате­риалы дипломатического характера?

4. Какие источники дипломатической информации Вы можете назвать?

5. Какие каналы передачи информации дип. представительством из страны пребывания в центр вы можете назвать?

6. Язык и власть: Что Вам известно о политической лингвистике?

7. (См. прикрепленный материал 1) уч. пособие «Политическая лингвистика», а также 2) к 3 декабря 2015 письменно проанализируйте одну из статей на выбор из электронного ресурса журнала «Политическая лингвистика»: http://politlinguist.ru/about.html )

8. Как можно использовать ресурсы языка в качестве средства борьбы за политическую власть и манипуляции общественным сознанием?

 

  6. МОДУЛЬ VII. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВЕДА (Темы: 13, 14, 15) Тема 13. Информация и ее роль в системе государственного управления Информация как совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы. Принципы информационной работы. Важнейшие отличительные качества информации. Источники информации. Тема 14. Обработка информации Формы обработки информации. «Обзор печа­ти» / «Обзор текущих событий»/ «Хроника событий». «Информация». «Справка». «Информационное письмо». «Политическое письмо». Годовой отчет. Записи бесед. Политические портреты (характеристики). Понятие шифртелеграммы. Понятие «Мозгового штурма».   Тема 15. Информация как важнейший инструмент для управления обществом Политическая лингвистика и психолингвистика о манипуляции сознанием. Язык и власть. Политический дискурс. Использование ресурсов языка как средства борьбы за политическую власть и манипуляции общественным сознанием.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — защищенность интересов субъекта в информационной сфере, определяющаяся совокупностью интересов личности, общества и государства.

КРИПТОГРАФИЯ — система изменения письма с целью сделать его текст недоступным для понимания непосвященных лиц.

 

ИНФОРМАЦИЯ — совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы, используемых для оценки ситуации и выработки управленческих решений.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: актуальность, объективность, оператив­ность, полнота, новизна, конфиденциальность.

 

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — руководящие идеи, базисные ценности, определяющие существенные черты и качественные параметры оперативно-информационной и информационно-аналитической составляющей дипломатической службы.

 

Ведущее место в работе дипломатических представительств занимаем сбор, обработка, анализ и доклад в Министерство иностранных дел информации об обстановке и событиях, происходящих в стране пребывания и в регионе, где эта страна расположе­на, об отношении страны пребывания к основным проблемам, волнующим мировое сообщество. Это направление деятельности дипломатических структур предусмотрено Венской Конвенцией о дип. сношениях 1961 г. В ст. 3 указанного документа специально подчеркивается, что в функции дип. представительства входит «выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства»[1]. Причем речь идет не только и не столько о газетной и другой общедоступной информации, сколько об информации, которая основывается на многочисленных, разнообразных, «надежных и серьезных источниках», об информационной работе, которая, была бы основой активной дипломатии, содержала не только ситуативный отчет, но и прежде всего — профессиональный анализи компетентный про­гноз.А для этого, понятно, требуются глубокие знания не только ситуации в стране пребывания, но и в самой России, четкое представление о взаимосвязях задач, стоящих перед Россией и обста­новкой в мире» [2].

 

 

Тема 13. Информация и ее роль в системе государственного управления

 

Человечество давно знало, что успех любой практической деятельности определяется множеством факторов и прежде всего качеством ее информационного обеспечения. Пренебрежение ин­формацией или ее недостаток непременно ведут к просчетам и поражениям. В Ветхом и Новом заветах, древних эпосах, мифах и сказаниях многих народов мы находим немало примеров того, что боги праведникам и героям помогали главным образом путем передачи им информации.

Информация — это совокупность сведений о внутреннеми внешнем состоянии управляемой системы,используемых для оценки ситуации и выработки управленческих решений. Она обладает таки­ми ценными свойствами, как накопляемость, подвижность, сохранность при движении, коммуникативность, высокая стоимость. Причем это касается не только информации об экономической или оборонной мощи государства, но и научно-технической, политической, социально-гуманитарной и других видов информации. Именно поэтому информация, ее полнота, достоверность, своевре­менность и точность определяют силу государства, его международный потенциал.

Люди с незапамятных времен понимали, что информация несет в себе секрет силы и власти. Кто лучше осведомлен о реальном состоянии окружающей действительности, тот имеет значительно больше возможностей выбрать наиболее правильный вариант решения своей проблемы. Не случайно с годами наиболее важная и «чувствительная» информация стала охраняться как особое государствен­ное достояние. Доступ к ней стал ограничиваться.

Если социальная пирамида, имея широкое основание, постепенно сужается по мере продвижения вверх, и в конечном итоге венчается своего рода «шпилем» — главой государства, то информационная пирамида выглядит как бы перевернутой основанием вверх. Наиболее полно информированные социальные слои и управленческие структуры находятся наверху, здесь же и принима­ются важнейшие решения по управлению государством.

В полной мере эта закономерность характерна и для дип. службы. Молодой дип. работник проходит свою первичную информационную подготовку в соответствующем департаменте центрального аппарата МИД. Причем подготовку достаточно основательную — в аппарате для этого имеются все не­обходимые условия, технические средства, источниковая база.

По усмотрению руководства департамента (или соответствующего отдела) готовящийся к выезду в долгосрочную командировку дип. сотрудник может знакомиться с основными ин­формационными материалами, поступившими от зарубежных представительств, работающих в интересующем его географическом регионе. Уровень полноты указанной информации, степень ее секретности определяются руководством департамента в зависимости от должности и ранга конкретного сотрудника: сотрудник получает доступ только к той информации, которая ему действи­тельно необходима для высококачественного исполнения должностных обязанностей.

Источник же этой информации достаточно широк. Это прежде всего Информационный бюллетень Департамента информации и печати, информационные материалы департаментов внешнеполитического планирования, информационного обеспечения, по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека, Историко-документального департамента и др. По общегосударственной проблематике наиболее полезны пресс-релизы Правительства РФ, сообщения пресс-служб министерств и ведомств. Традиционно особое внимание в МИДе обра­щается на сообщения, поступающие из Совета Безопасности при Президенте РФ, Государственной думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Нет никаких ограничений для работников дип. ведомства в получении и использовании информации из новостных лент информационных агентств, сайтов газет, научных анали­тических центров. Главное, «не утонуть» в огромном потоке ин­формации, научиться четко формулировать задачу информационного поиска и анализа, диктуемую производственными потребнос­тями.

У рядового обывателя нередко создается впечатление, что он живет в чрезвычайно насыщенном информационном поле. Обилие и разнообразие телевизионных и радиопрограмм, газет и журна­лов, свободный доступ к практически неограниченным информационным ресурсам Интернета формируют ошибочное представление о том, что любой человек может иметь достаточное количество адекватной информации, чтобы принимать правильные решения.

 

М.В. Тлостанова: Во всемирной паутине интернета создается иллюзия того, что «процесс» целиком поглощает «пространство», тем самым в определенной мере отрицая его, совмещая технологический и рыночный аспекты коммуникации. Интернет, как структура без содержания, форма, внешне лишенная четких и привычных границ, которые предлагает традиционное печатное издание и, в частности, книга, несомненно меняет способ передачи и восприятия информации. Тем самым разрушаются пространственно-временные отношения, на которых строились до сих пор коммуникативные модели. Почти в полной мере повторяя логику детерриторизации, киберпространство объективно стремится к исчезновению понятий «здесь» и «теперь», которые все реже проявляются в определенном и раз и навсегда данном локале и посредством определенного голоса, который выражает говорящего и пишущего субъекта коммуникации. Метафора интернета в этом смысле выражает одновременно пустоту и беспредельность киберпространства, а его незримо присутствующая цифровая мембрана отделяет физическое от виртуального существования и в какой-то мере стремится к отрицанию самой дихотомии реального и воображаемого, переходя в область гиперреальности. Всемирная сеть, как воплощение идеала глобализации, действительно не обладает ни центром, ни периферией, но только точками интенсивности, полями собирания и обмена информацией, в этом смысле являясь самым ярким проявлением воплощаемости, материализованности (пусть и виртуальной) глобалистского проекта. Здесь глобализация потенциально исключает и авторство в прежнем понимании, и права собственности, и цензуру, как они существовали в мире книжной культуры. Мир киберпространства, в котором технологии сращиваются с коммерциализацией, оперирует лишь категорией количества, принципом обладания, деля мир на тех, кто имеет доступ к интернету и тех, кто не имеет, или же, тех, кто пользуется интернетом как образовательной силой, и тех, кто бездумно играет в компьютерные игры. Тем самым по существу воспроизводится на новом витке старое представление о развитых и неразвитых — в данном случае, в информационном смысле — странах и культурах. Симон Дюринг верно отмечает, что «абсолютно радужная технократическая оценка глобализации посредством скорости, коммуникационных технологий, отрицания пространства и т.д. недооценивает ее способности вновь и вновь воспроизводить типично колониалистские столкновения и взаимодействия, которые не исчезают, а скорее обостряются в эпоху глобализации» (During 1998: 36). Не остается ли при этом логика прежней — ведь порождение текстов и смыслов в интернете ведется чаще всего из технологически развитых центров и, прежде всего, из США. Вместе с тем, парадоксально, но нередко именно посредством интернета «субалтерны» получают доступ к дискуссиям по поводу глобализации, своего нового места в мире, хотя чаще всего это именно номинальный доступ, а не настоящее право голоса или участия, поскольку альтернативные СМИ, множащиеся в интернете, не имеют реального влияния на властные структуры. Парадокс интернета заключается, вероятно, именно в том, что он вроде бы преследует целью раскрытие возможностей самовыражения разных культур, но в силу особенностей глобализации, объективно ведет к редукции культурного многообразия и нивелированию локальных особенностей и к воспроизводству старых принципов доминирования.

Нажатие на клавишу открывает нам безграничную библиотеку, которую Ж. Деррида назвал космической, а Умберто Эко — мировой. И все ее тексты аморфны и не подчиняются жестким жанровым и видовым классификациям книжной культуры и существуют вне привычных локальных контекстов, потому что в логике киберпространства отменяется сама необходимость ре-контекстуализации, как и разрушается возможность коммуникативной передачи опыта, традиции, преемственности. В интернет тексте — как художественном, так и «притворяющемся» информативным, происходит важнейший смысловой сдвиг при сохранении внешней метафоры книжной культуры, которой следуют и интернет-тексты. От воплощенного авторского голоса, который выступает авторитетом высказывания, отвечает за него, мы постепенно переходим к интерактивной форме контроля за повествованием, сюжетом, идентичностью — в том числе и во вполне реальной сфере моделирования жизни путем набора манипуляций. Но парадоксально, такой интернет-текст все равно в конечном счете соответствует понятию литературного авторства. Метастазирующий гипер-текст со своей свободной коммуникацией скрывает и прячет изменения, происходящие, когда его потребитель перемещается из мира рационального и реального, где существует связь между реальным пространственно-временным существованием субъекта и его личным опытом и практикой, в деперсонифицированный мир симуляции, виртуальной реальности, который создается технологией и информацией и в котором создается иллюзия, что человек может быть отправлен по интернету или факсу так же успешно, как и любое сообщение.

 

Мнение о том, что любой человек может иметь достаточное количество адекватной информации, чтобы принимать правильные решения, ошибочно.

На самом же деле это не совсем так. Безбрежный океан открытой для всех информации чаще всего является важнейшим инструментом для управления обществом, формирования у людей такого мировоззрения и таких концептуальных установок, которые соответствуют политическим целям правящих кругов. Чаще всего огромные массивы информации создаются и вбрасываются в информационное поле с одной целью — развлечь читателей или зрителей, помочь убить свободное время, отвлечь от серьезных вопросов политической или социально-экономической жизни.

Используя практическую незащищенность рядового гражданина от лавинообразного информационного потока, военно-политические блоки государств, отдельные страны, транснациональные экономические структуры, крупные монополии, политические партии, религиозные организации целенаправленно моделируют сознание потребителей информации в нужном им направлении. Смысл и цели всего этого хорошо понимают политики и общест­венные деятели, не говоря уже о политтехнологах, которые профессионально занимаются манипулированием общественным со­знанием. Не случайно, в свое время Р.Никсон, выступая в Совете Национальной Безопасности США, утверждал, что гораздо выгоднее вложить один доллар в пропаганду, чем десять в оружие, ибо оружие вряд ли будет пущено в ход, а пропаганда работает ежедневно и ежечасно.

Поэтому можно сформулировать жесткое требование, предъяв­ляемое к информационному обеспечению дипломатической службы и информационной деятельности дипломатических служащих: каждый работник дипломатического представительства должен знать особенности информационного поля страны пребывания,подлинных хозяев тех или иных средств массовой информации, их социально-политические ориентации и приоритеты, степень ангажированнос­ти перед правительством или альтернативными политическими си­лами. Профессионализм дипломатического служащего в сфере информационных технологий — наиболее надежная его защита от непроизвольного попадания в информационные ловушки, защиты государства, которое он представляет, от опрометчивых решений и шагов. Дипломатическая информация — это информация особого рода. Это не просто передача сообщений из страны пребывания в Центр. Независимо от ее источников, видов и степени достовер­ности она нередко кардинальным образом меняет отношения между государствами. Главное чтобы в нужный момент она была актуальной и звучала убедительно.

Что касается непосредственно внешнеполитической проблематики, то ее освещение в СМИ наиболее крупных устоявшихся демократических стран (США, их союзники по НАТО, Япония и др.) отличается ситуативностью, нацеленностью на получение поддержки большинства населения тех или иных военно-политических или дипломатических акций. Именно в этом состоит главная отличительная черта и социально-политическая роль информации.

Правительства как бы заранее раскрывают свои замыслы, разумеется, не в полной мере, всячески стараются получить общественное одобрение своих действий. Пропаганда идет впереди поли­тики, она как бы разрыхляет почву для нее. Раньше часто использовалась специальная формула: «Идеологическое (пропагандистское) обеспечение политики государства». Это особенно было заметно в годы холодной войны. Но и в последнее время, например, при подготовке и проведении военных операций против Ирака («Буря в пустыне») или Югославии массированный информационный поток предварял непосредственное применение вооруженных сил.

Поэтому внимательное отслеживание тончайших нюансов отражения внешней политики в СМИ даст немалую возможность предвидеть в каком направлении могут развиваться события. Нередко военно-политические блоки и правительства не столь могущественных в военном отношении стран умело и активно используют средства массовой информации для демонстративного оказания давления на какую-либо строптивую страну или группу стран, добиваются неплохих результатов. Причем в ход пускают фальсифицированные факты, слухи, угрозы и даже ультимативные требования. Расчет делается на то, что оппонирующая сторона не выдержит морально-политического давления и примет навязанные ей условия и даже решения.

Таким приемом в свое время активно пользовалась гитлеровская Германия, когда решались проблемы Судетской области и Данцигского коридора в 30-е годы. США и НАТО применили его в отношении Ливии в 80—90-х годах прошлого века. Аналогично они действовали в наши дни в отношении Ирака и Югославии. Не являются исключением и страны СНГ. И такого рода фактов можно привести немало.

Эти особенности следует учитывать, работая с открытыми источниками информации. Но не только. Средствами массовой информации не ограничивается поле зрения дипломатических и кон­сульских работников в период их пребывания в загранкомандировках. Широкие связи с коллегами по дипломатическому и консульскому корпусу в стране пребывания, официальные и неофициальные беседы с политическими и общественными деятелями страны аккредитации, журналистами, деятелями науки и культуры открывают простор для обмена мнениями по самому широкому кругу вопросов. В ходе бесед нередко всплывают очень важные и крайне интересные проблемы в ином информационном преломлении, нежели их подают средства массовой информации. Такая информация (после соответствующего осмысления и обработки, а также оформления в дипломатических структурах) считается конфиденциальной информацией ограниченного доступа. Доступ к ней определяется особыми грифами: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности».

Чем суровее звучит ограничительный гриф, тем уже становится круг лиц, которым такая информация докладывается. Похожие или аналогичные ограничительные грифы для информации име­ются во всех без исключения странах мира. Это общепринятая практика. Такая информация хранится и пересылается в Министерство иностранных дел с соблюдением необходимых мер секретности. Для этого существует шифрованная связь между загранпредставительствами и МИД, периодически совершают поездки дип. курьеры, перевозящие различного рода докумен­ты, в том числе и секретную дип. почту.

МИД РФ не является единственным органом, снабжающим внешнеполитической информацией руководство государства, правительство, другие ор­ганы государственной власти и управления. В органы государственной власти страны поступает информация международного характера из таких структур как Служба внешней разведки РФ, Главное разведывательное управление Генштаба Министерства обороны РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и информации, а также не­которых других. Поэтому принято говорить, что в РФ действует система множественности «информационных окон», каждое из которых самостоятельно направляет свой продукт конечному адресату и получает от него оценку и соответствующие указания по уточнению целей и технологий дальнейшей информационно-аналитической работы.

 

Принципы же информационной работы для всех указанных ведомств одни:

— не дублировать сообщения средств массовой информации;

— вести сбор фактических данных своими специфическими средствами;

— давать свой собственный анализ полученных данных и фак­тов;

— формулировать предложения о целесообразности тех или иных шагов не из конъюнктурных соображений, а на основе научно выверенных выводов и только вытекающие из существа сообщаемой информации.

 

В условиях заграницы работа дип. представительств в информационном плане приобретает огромную важ­ность. И не только в плане «распространения официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса РФ, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны»[3], но и сбора информации и информирование директивных органов России «о государстве пребывания, его внешней и внутренней политике, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания»[4].

После непосредственно представительских функций и решения вопросов оперативного характера, пожалуй, самой важной функцией является именно сбор, обработка и направление в соответствующие структуры МИД России оперативно-информационных материалов. Эта работа поглощает не менее половины всего времени дип. состава. По уровню организации и эффективности информационно-аналитической работы дип. представительств судят о политической зрелости и профессиональной квалификации кадров дипломатического корпуса. Мало того, умение работать с информацией часто лежит в основе успешной служебной карьеры дипломата.

Но есть и другая закономерность: чем выше уровень профессионализма и культуры государственного аппарата, тем теснее связь между структурами, добывающими, анализирующими и потребляющими информацию.Это выражается в четкой постановке заданий для поиска информации, периодической оценке подготавливаемой информации, своевременной и умелой переориентации добывающего аппарата на решение новых информационных задач.

Сотрудники внешнеполитических ведомств, независимо от того, будут ли они работниками посольств, консульств, иных загранпредставительств либо просто экспертами в области мировой политики обязаны всеми силами и средствами собирать информацию о стране пребывания, о регионе и мире в целом.

Но эта работа подчинена нескольким квалификационным принципам и критериям. Дипломатов не интересует и не должна интересовать информация вообще. В поле их зрения повседневно должны находиться сведения о:

— внутренней и внешней политике государства пребывания;

— социально- экономической жизни общества;

— научной и культурно-просветительной среде;

— количественных и качественных изменениях в политическом истэблишменте;

— состоянии и перспективах отношений страны пребывания с Россией и странами СНГ;

— других проблемах, которые затрагивают интересы россий­ского государства и его граждан.

 



2015-12-14 1038 Обсуждений (0)
Тема 13. Информация и ее роль в системе государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 13. Информация и ее роль в системе государственного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)