Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


География – «расширение границ»



2015-12-14 359 Обсуждений (0)
География – «расширение границ» 0.00 из 5.00 0 оценок




В ХIХ веке в России стали формироваться русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири. С именем Миклухо-Маклая связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий по Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

В царствование Александра I русская географическая наука мощно заявила о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане.

В 1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, в ходе которой были сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка.

Следующие предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали существование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза о наличии перешейка между Азией и Америкой.

Также большой вклад в развитие этнографии и географии внесли Г.И. Невельский, Е.В. Путятин, В.М. Головнин (исследования островов Тихого и Ледовитого океанов и Аляски).

Еще одна экспедиция была осуществлена русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на военных судах «Восток» и «Мирный», цель которой заключалась в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием века: открытием шестой части света Антарктиды.

В 1870 году на военном корабле «Витязь» Миклухо-Маклай отправляется в Новую Гвинею. Здесь, на северо-восточном берегу этого острова, он проводит два года за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов). Начатые на Новой Гвинее наблюдения Миклухо-Маклай продолжает на Филиппинах, в Индонезии, на юго-западном берегу Новой Гвинеи, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах ученый снова проводит несколько месяцев на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, вернувшись к тому племени, жизнь которого он наблюдал ранее. К сожалению, пребывание его на острове было недолгим, и признаки анемии и общего истощения вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.

Развитие техники.

Значительными были достижения в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 году на Выйском металлургическом заводе (Урал) крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог и машину для нее с паровой тягой, а уже в 1837 году первые составы пошли по железной дороге Петербург – Царское Село. Черепановы создали более 20 различных паровых машин, работавших на нижнетагильских заводах, ряд уникальных станков — токарных, сверлильных, винторезных и др.

П.П. Мельников - инженер, ученый и организатор в области транспорта, один из основоположников отечественной железнодорожной науки, строитель первой в России железной дороги большой протяженности Петербург–Москва. Мельников добился постройки Московско-Курской железной дороги и линии Одесса—Елисаветград (ныне Кировоград). В 1869 г. им был созван первый общий съезд представителей железнодорожных предприятий, решениями которого было положено начало беспересадочной перевозке пассажиров по смыкающимся дорогам, установлены перегрузочные станции для непрерывной перевозки грузов.

Первые пароходы на Неве появились в 1815 году, а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

В 1895 году Ф.А. Блинов изобрел первый гусеничный трактор. Прообраз будущего трактора имел следующий вид: на прямоугольной раме, состоявшей из двух продольных и нескольких поперечных балок, размещался рассчитанный на давление 6 атм. котел высотой 1,5 м и диаметром 1,2 м. Силовыми установками служили две паровые машины мощностью 12 л.с. каждая. Двигатели посредством чугунных литых шестерен были связаны с ведущими колесами гусеничной цепи. Управление трактором осуществлялось из будки, установленной на раме, куда были выведены рычаги управления паровыми машинами. Тяговое усилие самохода составляло 1200 кг, что обеспечивало работу нескольких плугов.

Первым в мире построил полноразмерный самолет с паровой двигательной установкой А.Ф. Можайский. За счет своих средств сконструировал и построил летательный аппарат, имевший все основные элементы современного самолета. На нем были установлены два двигателя мощностью 20 и 10 л.с. и весом 48 и 28 кг. Большое плоское крыло площадью 370 м2 имело форму прямоугольника с вырезами для двух винтов. В 1881 г. получил привилегию (патент) на изобретенный им "воздухоплавательный снаряд" (самолет).

С.И. Мосин - конструктор стрелкового оружия, создатель "трехлинейки" -7,62-мм магазинной винтовки, которая была принята на вооружение русской армии с наименованием "Трехлинейная винтовка образца 1891 г.". Заслуги конструктора перед Родиной велики: он дал русской армии надежную винтовку во время русско-японской войны; с этой винтовкой воевала русская пехота в Первую мировую войну; вооруженная этой винтовкой Красная Армия изгнала интервентов с родной земли; безотказно служила эта винтовка Советской Армии и в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Общественные науки.

Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории, Н.М. Карамзин создал 12-томную Историю государства Российского, которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев, ему принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащая богатый фактический материал. Заметный вклад в изучение истории Отечества внес В.О. Ключевский, который написал «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов.

Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особого выделения заслуживает деятельность В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он трудился около 50 лет и который сохранил свое значение и в наши дни. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А.Н. Афанасьев. Большую известность получили работы русского филолога и искусствоведа, знатока древнерусской литературы и фольклора академика Ф.И. Буслаева.

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений – от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев.

То же самое можно сказать о социологии и психологии, они также переживают период активного становления.

Выводы.

Цели и задачи, поставленные в реферате, выполнены. Изучены исторические факты развития России в XIX веке, которые легли в основу бурного подъема наук; изучен процесс формирования и развития российской науки того столетия; на примерах конкретных научных деятелей, ученых, исследователей рассмотрено становление отдельных естественных и общественных наук, приведено практическое применение некоторых их открытий, отмечен вклад ученых того времени в российскую науку в целом.

Успехи в области образования и просвещения способствовали прогрессу российской науки, которая в XIX столетии переживала настоящий рассвет. Российская наука к началу XX века вышла на передовые позиции в мире, был сделан целый ряд блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и на технический прогресс европейской цивилизации на столетие вперед. Российские ученые занимали ведущие позиции в биологических науках, математике и механике, некоторых областях химии. Российские лаборатории и институты по размерам и уровню оснащенности относились к числу наиболее хорошо оборудованных в Европе.

Именно естественные науки приобрели в XIX веке первостепенное значение, особенно в тех отраслях знания, которые были связаны с производством и строительством. Подавляющая часть открытий, особенно в области химии, биологии, математики, физики и других наук, имела большое практическое значение. И я считаю, что XIX век можно считать настоящим прорывом, подъемом именно естественных наук в России, ведь имена естествоиспытателей того столетия, их открытия и свершения известны нам и поныне, потому что именно они заложили первые «кирпичики» в фундамент современной науки и технических достижений нашей страны, да и мировой науки тоже.

 

 

Список использованной литературы:

1. Алексеева В.И. Константин Циолковский: размышления о жизни. - Дельфис. – 2001 - №26 (2), С.24-28.

2. Артамонов В.И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными.- М.: Академия, 2003, С.24

3. Белл Э.Т. Творцы математики.- М.: Просвещение, 1979.

4. Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1983. — 639 с.

5. Большая Советская Энциклопедия в 30 тт.

6. Виноградов И.М., Математика и научный прогресс, в книге: Ленин и современная наука, кн. 2, М., 1970.

7. Виргинский В.С. Творцы новой техники в крепостной России очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII - пер. пол. XIX века. М. Учпедгиз, 1957.

8. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. - М.: ВШ, 1991. 656 с.

9. Волобуев П.В. Русская наука накануне Октябрьской революции.// Вопросы истории естествознания и техники. – 1987 - №3.

10. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. – М., 1999.

11. Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России, издание 2-е. — М.: КомКнига, 2005. — С. 105—112. — 296 с.

12. Голубев В.В. Николай Егорович Жуковский. – Изд. бюро новой техники НКАП, М., 1941.

13. История русской культуры 9-20 вв. / Под ред. Л.В. Кошман. - М., 2002. - С. 221-222.

14. Кузнецов И. В. Борис Семёнович Якоби (1801 - 1874) // Люди русской науки. - М., - Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. - Т. 2. - 554 с.

15. Лазарев П.П. К двадцатипятилетию со дня смерти П.Н. Лебедева. - УФН, 17, вып.4, 1937, С.405-420.

16. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. Учебное пособие для студентов химфака РГУ. - 1985.

17. Летопись Российской Академии наук РАН. Институт истории естествознания и техники. СПб. фил. Гл. ред. Ю.С. Осипов. Санкт-Петербург Наука, 2000, том 1,2.

18. Масликов С.А. Очерк деятельности Нижегородского кружка любителей физики и астрономии. – 2004.

19. Менделеев Д.И. Сочинения. – Изд. АН СССР, т.15, 1949. С.295.

20. Очерки истории техники в России 1861-1917 . Москва, Наука, 1975.

21. Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX века. Москва, Наука, 1978.

22.

Прудников В.Е. Пафнутий Львович Чебышев, 1821-1894. – Л.: Наука, 1976, С. 7.

23. Радовский М.И. Александр Попов. – М.: Молодая гвардия, 2009, С. 75.

24. Сеченов И.М. Автобиографические записки. - Изд. АН СССР, М., 1945, 175с.

25. Яроцкий А. В. Павел Львович Шиллинг. - Изд. АН СССР, М., 1963.

 

 
 
 



2015-12-14 359 Обсуждений (0)
География – «расширение границ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: География – «расширение границ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)