Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Профессионализм. Подходы к пониманию профессионализма. Понятие и структура профессионализма




Профессионализм – новый высший уровень знаний и результаты человека в какой-либо деятельности, а также определённая организация сознания психики субъекта.

2 подхода к пониманию профессионализма: социологический и психологический

1.Социологический – профессиональная деятельность выступает противопоставлением непрофессиональной деятельности (платный характер, систематический характер)

2.Психологический (для удовольствия) – деятельность будет профессиональной, если она выражается профессионализмом в своей деятельности, который выступает как параметр.

Профессионализм выключает 2 системы: профессионализм деятельности и профессионализм личности.

1.Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразную эффективность профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

- характеристика, отражающая профессиональную компетентность, владение современными способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

2.Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально-важных и личностно-деловых качеств, акмиологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.

Допрофессионализм - если затраченные ресурсы больше результата

Профессионализм - если затраченные ресурсы равны результату

Профессионализм личности - если затраченные ресурсы меньше результата.

17. Акмеологические инварианты профессионализма (АИП). Общие и специфические инварианты профессионализма.

АИП – основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надёжность выполняемой деятельности практически независимо от её содержания и специфики.

У АИП есть 2 элемента: 1)качества обеспечивающие эффективность деятельности независимо от специфики: 2)внутренние побудительные причины, нацеленность на саморазвитие

АИП – набор умений, качеств характера, которые обеспечивают успешность в профессии независимо от специфики.

Специфические АИП – частично зависят от специфики деятельности, одинаковы для какой-то профессиональной сферы, группы профессий.

1) Проницательность – социально-перцептивная компетентность

2) Коммуникабельность - стремление к общению

3) Коммуникативные умения

4) Умение оказывать психологическое воздействие

5) Способность к имиджированию и самоимиджированию (выстраивать имидж)

Общие АИП – не зависят от специфики деятельности

1)Сила личности: если этого нет, то ничего не формируется, является самой размытой характеристикой и включает в себя:

· развитые волевые качества (воля – практическая сторона деятельности. Человек может достичь желанного, преодолевая препятствия; способность достигать задуманного – развитые волевые качества)

· Зрелость личности

· Способность брать на себя ответственность

· Формирование Я-концепции: представление человека о себе.

Я-концепция включает Я-идеальная (каким человек хотел быть), Я-реальная (представление о своих возможностях, способностях), Я-зеркальная (как, по-моему, меня воспринимают другие люди и как они ко мне относятся); Я-образ (каким мы хотим, чтобы нас видели люди)

· Комплексное полное эмоциональное состояние в определённый момент времени (РВД)

Эго-состояние – любой взрослый хронологический человек имеет в своей личности 3 эго-состояния, которые доминируют в конкретный момент: родитель (надо, должен, обязан, соц.нормы, ограничения, воспитание); взрослый (могу эффективно решать проблемы, адекватная самоооценка); дитё (игры, флирт, творчество, кураж, комплексы, капризы, неадекватное поведение)

· Психологическая грамотность – умение самоконтроля

· Психологическая зрелость – умение переходить в определённое состояние в любое время

2) Развитая антиципация – умение точно, далеко и надёжно прогнозировать развитие профессиональной ситуации. Развивается за счёт жизненного опыта, определённых умений, знаний – практика.

3) Высокий уровень саморегуляции – проявляется в умении управлять своим состоянием, в высокой работоспособности, в стрессоустойчивости, в постоянной готовности к экстренным действиям, в способности мобилизовать все свои ресурсы в нужный момент.

В широком смысле:

1) эмоциональный уровень

2)

Умение управлять
самоорганизация

3) психологическая регуляция

4) физиологическая регуляция

Саморегуляция – регулирование эмоционального состояния, способность вызвать нужные эмоции

Самоорганизация – умение организовывать время и пространство (тайм-менеджмент)

Основа планирования - деление на этапы (конкретизация цели):

-«съесть лягушку» (самое непростое дело из всех, которые нужно выполнить, нужно сделать в первую очередь)

-«есть слона по частям» (распланировать дело, выписать пункты поэтапно)

4) Умение принимать решения:

А) смелость в принятии решений

Б) умение принимать на себя риск и его последствия

В) надёжность решений

Г) своевременность решения

Д) точность решений (подход к данной жизненной ситуации)

Е) нестандартность решения и его итоговая эффективность

Ж) креативность

5)Креативность – искусственная генерация творческих вариантов мышления; наличие творческого понимания:

-высокий творческий потенциал

-специальные умения нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи

-2 вида мышления:

+Вертикальное (однолинейное) – логическое, очень логично выстроенное решение, оно анализирует причинно-следственные связи

+Горизонтальное (латеральное) – умение смотреть на ситуации с разных точек зрения (необычные выводы)

6)Высокая адекватная мотивация достижений (определить, развить)

Профессионал-человек, способный к самомотивации.

Адекватные мотивации-способность к правильному целеполаганию

В основе всех поступков лежит стремление к удовольствию или стремление к избеганию боли

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2075)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)