Профессионализм. Подходы к пониманию профессионализма. Понятие и структура профессионализма
Профессионализм – новый высший уровень знаний и результаты человека в какой-либо деятельности, а также определённая организация сознания психики субъекта. 2 подхода к пониманию профессионализма: социологический и психологический 1.Социологический – профессиональная деятельность выступает противопоставлением непрофессиональной деятельности (платный характер, систематический характер) 2.Психологический (для удовольствия) – деятельность будет профессиональной, если она выражается профессионализмом в своей деятельности, который выступает как параметр. Профессионализм выключает 2 системы: профессионализм деятельности и профессионализм личности. 1.Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразную эффективность профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. - характеристика, отражающая профессиональную компетентность, владение современными способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. 2.Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально-важных и личностно-деловых качеств, акмиологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие. Допрофессионализм - если затраченные ресурсы больше результата Профессионализм - если затраченные ресурсы равны результату Профессионализм личности - если затраченные ресурсы меньше результата. 17. Акмеологические инварианты профессионализма (АИП). Общие и специфические инварианты профессионализма. АИП – основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надёжность выполняемой деятельности практически независимо от её содержания и специфики. У АИП есть 2 элемента: 1)качества обеспечивающие эффективность деятельности независимо от специфики: 2)внутренние побудительные причины, нацеленность на саморазвитие АИП – набор умений, качеств характера, которые обеспечивают успешность в профессии независимо от специфики. Специфические АИП – частично зависят от специфики деятельности, одинаковы для какой-то профессиональной сферы, группы профессий. 1) Проницательность – социально-перцептивная компетентность 2) Коммуникабельность - стремление к общению 3) Коммуникативные умения 4) Умение оказывать психологическое воздействие 5) Способность к имиджированию и самоимиджированию (выстраивать имидж) Общие АИП – не зависят от специфики деятельности 1)Сила личности: если этого нет, то ничего не формируется, является самой размытой характеристикой и включает в себя: · развитые волевые качества (воля – практическая сторона деятельности. Человек может достичь желанного, преодолевая препятствия; способность достигать задуманного – развитые волевые качества) · Зрелость личности · Способность брать на себя ответственность · Формирование Я-концепции: представление человека о себе. Я-концепция включает Я-идеальная (каким человек хотел быть), Я-реальная (представление о своих возможностях, способностях), Я-зеркальная (как, по-моему, меня воспринимают другие люди и как они ко мне относятся); Я-образ (каким мы хотим, чтобы нас видели люди) · Комплексное полное эмоциональное состояние в определённый момент времени (РВД) Эго-состояние – любой взрослый хронологический человек имеет в своей личности 3 эго-состояния, которые доминируют в конкретный момент: родитель (надо, должен, обязан, соц.нормы, ограничения, воспитание); взрослый (могу эффективно решать проблемы, адекватная самоооценка); дитё (игры, флирт, творчество, кураж, комплексы, капризы, неадекватное поведение) · Психологическая грамотность – умение самоконтроля · Психологическая зрелость – умение переходить в определённое состояние в любое время 2) Развитая антиципация – умение точно, далеко и надёжно прогнозировать развитие профессиональной ситуации. Развивается за счёт жизненного опыта, определённых умений, знаний – практика. 3) Высокий уровень саморегуляции – проявляется в умении управлять своим состоянием, в высокой работоспособности, в стрессоустойчивости, в постоянной готовности к экстренным действиям, в способности мобилизовать все свои ресурсы в нужный момент. В широком смысле: 1) эмоциональный уровень 2)
3) психологическая регуляция 4) физиологическая регуляция Саморегуляция – регулирование эмоционального состояния, способность вызвать нужные эмоции Самоорганизация – умение организовывать время и пространство (тайм-менеджмент) Основа планирования - деление на этапы (конкретизация цели): -«съесть лягушку» (самое непростое дело из всех, которые нужно выполнить, нужно сделать в первую очередь) -«есть слона по частям» (распланировать дело, выписать пункты поэтапно) 4) Умение принимать решения: А) смелость в принятии решений Б) умение принимать на себя риск и его последствия В) надёжность решений Г) своевременность решения Д) точность решений (подход к данной жизненной ситуации) Е) нестандартность решения и его итоговая эффективность Ж) креативность 5)Креативность – искусственная генерация творческих вариантов мышления; наличие творческого понимания: -высокий творческий потенциал -специальные умения нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи -2 вида мышления: +Вертикальное (однолинейное) – логическое, очень логично выстроенное решение, оно анализирует причинно-следственные связи +Горизонтальное (латеральное) – умение смотреть на ситуации с разных точек зрения (необычные выводы) 6)Высокая адекватная мотивация достижений (определить, развить) Профессионал-человек, способный к самомотивации. Адекватные мотивации-способность к правильному целеполаганию В основе всех поступков лежит стремление к удовольствию или стремление к избеганию боли
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |