Задача: «Вовка №1 и Вовка №2»
Программа лабораторных занятий Психолого-педагогического практикума по кафедре педагогики Занятия № 1,2 (4 часа) Педагогическая задача и педагогическая ситуация Цель занятий: освоение технологии постановки и решения педагогических задач, прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
Материалы к занятиям
Понятия: «педагогическая задача» и «педагогическая ситуация». Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников («обмен деятельностями») на содержательной основе – есть суть педагогического процесса, протекающей в любой педагогической системе. Педагогическая задача – это основная единица педагогического процесса, она также развивается во времени, обладает всеми существенными признаками педагогического процесса, может быть выделена путем абстрагирования в, любом реальном процесс е и является задачей социального управления. Ситуация, возникающая в ходе реального или возможного взаимодействия педагогов и воспитанников, называется педагогической. Педагогическая ситуация – это объективное состояние педагогической системы в определенный момент времени. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Иными словами, педагогическая задача – результат осознания педагогом цели, воспитания, условий, а также противоречия между целью и неизвестными путями ее достижения. Педагогическая деятельность и педагогический процесс могут быть представлены как взаимосвязанная последовательность решений бесчисленного множества задач различных типов и уровней сложности.
Виды задач.
По длительности времени их решения выделяют: оперативные, тактические, стратегические задачи. Цели стратегических задач – достижение существенных изменений, некоторого педагогического идеала, тактических – формирование качеств у воспитуемых, оперативных – непосредственное изменение хода действий воспитуемых, осуществляющееся немедленно после их возникновения. Совокупность решений оперативных задач приводит к решению тактических, а затем и стратегических. Классификация оперативных задач осуществляется на основе учета структуры этапов педагогического процесса или цикла педагогического управления. В связи с этим выделяют: · задачи этапа педагогической диагностики; · задачи этапа педагогического целеполагания; · задачи этапа педагогического планирования предстоящего взаимодействия; · задачи этапа практического осуществления намеченного плана; · задачи анализа результатов выполненной работы.
Этапы решения педагогических задач: I. этап – анализа педагогической ситуации и постановки педагогической задачи. II. этап – проектирования вариантов решения и выбора оптимального. III. этап – осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, его регулирование и коррегирование.
В процессе анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач необходим выход на типы и виды педагогических взаимодействий и отношений. Взаимодействие, его виды, особенности педагогического взаимодействия. Взаимодействие – это «обмен» между его субъектами, взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Взяв за основу классификации характер взаимодействия' (отношения сторон к интересам
Сотрудничество – предполагает совместное определение целей деятельности, совместное планирование работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели и не ущемляют интересы субъектов взаимодействия. Большим потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного и эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, Опека – это забота одной стороны о другой. Одни действуют по преимуществу только Подавление – достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требования, предписаний, что и как делать. Подавление может Индифферентность – равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга, либо плохо знают свои партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнера. Для этого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации совместной деятельности и Конфликт или конфронтация – столкновение противоположно направленных целей, Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Педагогическое взаимодействие – универсальная характеристика педагогического Различают следующие виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений: - собственно педагогические (отношение между воспитателями и воспитанниками); - взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); - предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); - отношение к самому себе. Педагогическое взаимодействие имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаются по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию осознаваемой педагогом цели, характеру обратной связи (управляемые или неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции Эвристическая программа анализа ситуаций и решения задач В гуманитарных науках, к которым относится и педагогика, соответствующие проблемы и их задачи не могут решаться с помощью однозначных алгоритмов. Здесь применяются вместо них эвристические программы. Эвристическая программа (ЭП) - инструкция, в которой указано, какие познавательные задачи и подзадачи и в каком порядке решаются, на какие вопросы последовательно надо находить ответы для того, чтобы в итоге решить сложную познавательную задачу в целом. Эвристика решения задач на основе анализа их исходных условий - это описание подходов формирования и выполнения интеллектуально-практических действий, это предписания, содержащие принципы, правила, приемы, подсказки, направления в поисках решений. Эта эвристика нами представляется в виде эвристических обучающих программ (ЭОП) и эвристических диагностических программ (ЭДП). Они характеризуются обобщенностью указаний и поэтому могут быть конкретизированы в программные предписания для различного типа частных подзадач. Свойства ЭОП по педагогике не могут не учитывать типологию педагогических задач. На основе ЭП в зависимости от предложенных ситуаций на занятиях можно одних случаях просто изучать правильные (и неправильные) решения задач учителями, Эвристическая программа, раскрывающая содержание Этап первый: дайте характеристику социальной среды, в которой находится педагогическая система: – благоприятные или неблагоприятные условия вокруг городской или сельской школы (или дошкольного, или внешкольного воспитательного учреждения); – положительное или отрицательное влияние взрослого окружения на детей молодежь; – наличие региональных, национальных, религиозных традиций, формирующих нравственный микроклимат среды и так далее. Этап второй: дайте характеристику педагогической системы, которая изучается: – определите форму организации системы: учебная группа-класс, трудовое объединение, производственное звено или бригада, спортивная команда, объединение по интересам, хоровой коллектив, кружок, группа туристов, коллектив художественной самодеятельности и др.; – возрастной и половой состав; – формальные и неформальные лидеры; – оценка степени сплоченности и воспитанности группы (коллектива), если имеются соответствующие данные (воспитанный коллектив; признаки становления коллектива; коллектива нет; отрицательная направленность группы). Этап третий: выявите людей-организаторов системы, носителей целей (субъектов педагогического действия (СПД)): – определите тех, кто является организатором системы; если их несколько; то определите по порядку ответственности и значимости; – определите, если есть, субъектов непреднамеренного педагогического действия – произведите психолого-педагогическую диагностику СПД; если им является учитель, то используйте профессиограмму (см. Приложение); . – обобщите главные диагностические решения-выводы в характеристиках: умелые неумелые действия или действия частично правильные и частично неправильные. Этап четвертый: выявите тех, на кого направлены воздействия и расположите их по порядку значимости: – конкретный школьник, его психологические особенности, его состояние в данный момент (используйте материал из раздела 3.5.); – конкретная группа, ее состояние, ее направленность, ее интересы; – кто в ситуации является объектом воспитательного воздействия, прежде всего? – выявите конкретные социальные и психологические причины, которые вызвали наблюдаемые состояния у воспитанников и их групп; – выявите, насколько объект педагогического воздействия является субъектом собственного обучения и воспитания и т.д. Расположить факты диагностического анализа можно по такой схеме:
Этап пятый: определите характер отношений между воспитателем и воспитуемыми; выявите главные линии отношений в ПС: . – какие отношения имеют место между учителем (ила другим СПД) и конкретными – какие отношения имеют место между учителем и группой, классом? – дайте характеристику социально-гражданских, дидактических и, если имеют место, неформальных доверительных отношений между учителем и учащимися; определите, – выявите главные линии взаимоотношений в ПС и их роль для решения возникшей Этап шестой: обобщение ИСХОДНЫХ условий задачи и определение ее – уяснение всей совокупности имеющихся сведений об объективных и субъективных условиях ситуации; – конкретизация разрешающих условий (помогающих решить задачу) и ограничивающих условий (мешающих решить задачу); – определение проблемы (проблем) задачи, исходя из сиюминутной цели воспитательно-образовательной работы; выявление недостающей информации для решения проблемы (или также недостающих средств для решения проблемы); – возможная связь сиюминутной цели с целями перспективными, отодвинутыми во – формулировка задачи в целом (формулировка задачи содержит в сжатом виде цели, условия и возникшую педагогическую проблему; формулировка задачи - знаковая модель цели и условий необходимого(ых) действия(ий), она имеет своими основными компонентами условия и требование задачи. Этап седьмой: разработайте вариант разрешения проблемы задачи и достижения воспитательно-образовательной цели: – проектирование и обоснование плана решения задачи на теоретическом уровне путем привлечения научных знаний из педагогики, психологии, социологии, философии, культурологии, этики, эстетики и т.д.; – конкретная формулировка действий по порядку и по содержанию: во-первых, сделаю то-то и потому-то, во-вторых, сделаю то-то и потому-то; далее; шаг третий, четвертый и – определение степени достижения результата. На основе проведенного анализа можно составить и план работы аналитика по собственному самовоспитанию. Такова в общих чертах ЭП, которая может использоваться как в целом, так и по частям. На основе этой программы можно строить частные с более узкими целевыми функциями (к примеру, изучение личности школьника на основе определения его акцентуаций характера). На первых этапах профессионально-педагогического обучения целесообразно анализировать педситуации и решать на этой основе задачи частного (фрагментарного) характера. Нужно иметь в виду имеющих место два типа педагогических ситуаций с их задачами, принципиально отличающимися друг от друга. Первый тип: в ситуаций задачи налицо Задача: «Вовка №1 и Вовка №2» Форма предъявления: описание конкретной ситуации из школьной практики, излагающей условия задачи и ее проблему, которую надо выделить. Целевые функции:формирование у обучающихся умений анализировать ситуации и Прочтите следующую ситуацию. «Вовка Вернер был самым тихим и незаметным учеником в классе. Спрашивать его о Вовка никогда не высказывал своего мнения. Его «наставником» и руководителем В течение дня Пупынин менялся как хамелеон: с учителями был вежлив, со слабыми В октябре в класс пришла новая учительница математики Ольга Ивановна. Она была Пупынин, сидевший на первой парте, старался понравиться учительнице. Он льстиво улыбался, охотно шел за мелом, поднимал руку. Но Ольга Ивановна почему-то больше посматривала на последнюю парту, где сидел Вернер. Однажды во время самостоятельной работы Ольга Ивановна подошла к последней парте, где сидел «Вовка N2 2», постояла около него, вникая в написанное, и вдруг погладила мальчика по голове. Это было так неожиданно, что Вернер на мгновение замер, потом захлюпал носом, и, опустив голову, тихо заплакал.
На следующий день Вернер к Пупынину не подошел, чтобы получить свою долю завтрака. Тот, глядя на него, ухмылялся: «Все равно «дуб», придешь». Но Вовка больше к нему не подходил. Его как будто подменили, Глаза Вернера засветились каким-то светом, взгляд стал тверже, увереннее. Ребята с недоумением поглядывали то на Пупынина, то на Вернера. А Ольга Ивановна теперь, входя в класс, смотрела на Вернера и приветливо улыбалась. И от этого у подростка на душе становилось светло и радостно … И вдруг … В тот день Ольга Ивановна вошла в класс, как всегда, радостная. Приветливо кивнув ребятам, она села на стул и открыла журнал. Когда учительница направилась к доске, класс Пупынин повернулся в сторону Вернера и нагло ухмыльнулся. Дальше произошло то, – Дрянь ты, Пупынин, - выдохнул Вернер ... » Сформулируйте, какая проблема с подпроблемами возникла в описанной ситуации и Требование задачи: дать возможность студентам глубоко и. системно проанализировать ситуацию, используя эвристическую программу (она была приведена выше) и предложить вариант решения возникшей проблемы с обоснованием. В качестве подсказки можно напомнить план, по которому должен быть осуществлен 1. Общая характеристика образовательно-воспитательной системы, в которой происходит действие. 2. Диагностический анализ «Вовки N21 ». 3. Диагностический анализ «Вовки N22». 4. Диагностический анализ личности Ольги Ивановны. 5. Качественная характеристика отношений учителя с учащимися. 6. Определение всех существенных исходных условий и содержания проблемы педагогической задачи, Формулировка задачи в целом. 7. Планирование и осуществление предложенного варианта решения педагогической задачи: а) выбор способа достижения цели (ей); г) планирование и выбор образовательно-воспитательной информации; д) составление окончательного плана решения задачи: шаг первый, шаг второй, шаг е) осуществление плана решения задачи на практике с обоснованием степени вероятности достижения поставленной цели.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |