Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Наука и научный метод



2015-12-15 510 Обсуждений (0)
Раздел 3. Наука и научный метод 0.00 из 5.00 0 оценок




(8 часов)

 

Тема 3. Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний.

(4 часа)

 

Наука как профессиональная когнитивная деятельность. Основные функции науки: описательная, объяснительная и предсказательная (прогностическая). Формы познания мира – научная, религиозная, на основе произведений искусства, обыденная, их особенности.

Виды научных знаний: эмпирические и теоретические, их особенности. Принципиальное отличие научных знаний от обыденных, житейских. Неочевидность научных знаний, метафорическое определение научных знаний как «тайной сущности вещей». Необходимость постоянного пересмотра научных знаний как основа эволюции науки.

Алгоритм научного познания, его применимость в различных сферах деятельности (в т.ч. профессиональной) и обыденной жизни.

Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Относительность научных и абсолютность нравственных истин. Методы естествознания - общие, особенные и частные; научные законы - частные, общие и всеоб­щие. Научные законы как описание законов природы и общества.

Источники: обязательные 1, 3, 6;

Дополнительные 11, 14, 17, 37, 38, 52

Тема 4. Наиболее общие законы и особенности описания природы.

(4 часа)

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы как проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей, разви­тие идей атомистического (дискретного, квантового) строения вещества и континуального (непрерывного, предельно однородного) пространства. Корпускулярно-волновой дуализм как проявление закона диалектики (закона единства и борьбы противоположностей). Вещество и поле как два вида материи с дискретной и непрерывной структурой в классической картине мира.

Порядок и беспорядок в природе, упорядоченное устройство Вселенной (Космос) как противоположность первозданному всеобщему беспорядку (Хаос). Порядок и беспорядок в мире атомов, ближний и дальний порядок, его связь с агрегатным состоянием вещества.

Динамические и статистические закономерности в природе и виды научных законов, им соответствующие. Виды и особенности статистических законов.

Механика Ньютона и электромагнитная теория Максвелла как при­мер описания динамических закономерностей в природе, характерных для относительно простых систем или индивидуальных объектов. Динамиче­ские закономерности как выражение связи между разными состояниями объекта или состояниями разных объектов.

Статистические закономерности как проявление свойств совокупности или множества объектов, выступающих в виде единого целого (сложных систем). Проявление статистических закономерностей при взаимодейст­вии ансамбля однородных объектов - звезд, макроскопических тел, моле­кул, атомов, элементарных частиц, популяций, человеческих сообществ и т.д.

Типы статистических закономерностей:

законы, характеризующие совокупность однородных объектов, но не имеющие смысла по отношению к отдельным элементам совокупности, например, законы термодинамики, макроэкономики и др.;

законы, характеризующие совокупность однородных объектов на основе характеристик отдельных элементов совокупности, например, биологические, демографические, законы общественного развития, в том числе – экономические, юридические и др.;

законы, характеризующие совокупность однородных объектов, но применимые к отдельным элементам совокупности с определенной долей ве­роятности, например, законы квантовой физики.

Соотношение динамических и статистических закономерностей в при­роде как одна из наиболее важных философских проблем современного естествознания.

Особенности статистических законов, действующих в обществе, учет особенностей статистических законов в профессиональной деятельности юриста и менеджера.

Источники: обязательные 1, 3, 6;

Дополнительные 9, 10, 17, 21, 24, 26, 35, 38

 

Раздел 4. Физическая картина мира

(20 часов)

 

Тема 5. Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий. (6 часов)

 

Структурные уровни организации материи: микромир, макромир и мегамир.

Виды объектов каждого уровня. Основные теории, описывающие физические свойства объектов на этих уровнях: квантовая механика, классическая механика и теория относительности.

Микромир и его основные объекты (атомы, ядра, электроны и др. эле­ментарные частицы). Проблемы описания явлений микромира с позиции классических пред­ставлений о пространстве и времени. Принцип суперпозиции состояний и принцип дополнительности Бора, как основополагающие постулаты квантовой механики и философские принципы.

Макромир (молекулы, макроскопические тела, Земля и др. планеты). Теории происхождения Земли и Солнечной системы.

Мегауровень (звезды, Галактика, системы галактик, мета­галактика), эволюция Вселенной, эволюция звезд.

Взаимодействие как действие тел друг на друга, приводящее к измене­нию их состояния. Концепция дальнодействия Ньютона и близкодействия Фарадея.

Виды фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное, проявления этих взаимодействий, их свойства.

Состояние физических объектов как их динамическая характеристика; структура – как основа устойчивости.

Источники: обязательные 1- 6;

Дополнительные 7 -12, 18 – 20, 22, 24, 46, 48, 49, 58-66

 

Тема 6. Концепции пространства и времени. Принципы симметрии и законы сохранения (8 часов).

 

Развитие представлений о пространстве и времени от древности до наших дней. Концепции пространства и времени Демокрита и Ньютона, Аристотеля и Лейбница. Развитие концепции Г. Лейбница А. Эйнштейном в специальной и общей теории относительности.

Концепции абсолютных пространства и времени (Демокрит, И.Ньютон) и относительного пространства-времени (Аристотель, Г.Лейбниц, А.Эйнштейн).

Современная концепция пространства-времени – специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна, постулаты и следствия СТО и ОТО. Концепция Большого взрыва как следствие общей теории относительности.

Ограниченность делимости пространства и времени, соотношение неопределенностей В.Гейзенберга, его физический и философский смысл.

Метрические (протяженность и длительность) и топологические (размерность, непре­рывность и связность пространства и времени, порядок и направление времени) свойства. Свойства времени: однородность, одномерность и асимметричность («стрела времени»). Свойства пространства: однородность, трехмерность и изотропность.

Принцип относительности и другие принципы инвариантности (симметрии) законов природы. Взаимосвязь принципов симметрии с зако­нами сохранения энергии, импульса, момента количества движения и со свойствами пространства и времени.

Законы сохранения как принципы запрета в макромире и принципы разрешения в микромире («все, что не запрещено законами сохранения, обязательно происходит»).

Источники: обязательные 1 - 6;

Дополнительные 9 - 12, 18 – 20, 22, 24, 52, 58 - 66

 

Тема 7. Основные начала термодинамики

(6 часов)

 

Первое начало термодинамики или закон сохранения энергии. Виды энергии: механическая (работа), тепловая, электрическая, магнитная, химическая, ядерная и др., особенности тепловой энергии. Проявления закона сохранения энергии.

Второе начало термодинамики или закон неубывания энтропии. Энтропия как мера хаоса или беспорядка, принцип возрастания энтропии в замкнутых системах. Особенности термодинамических систем, определение направления времени по возрастанию энтропии в замкнутых системах. Невозможность создания вечных двигателей первого и второго рода.

Использование понятия энтропии в теории информации и для характеристики процессов в сложных саморазвивающихся системах, в том числе социальных.

Источники: обязательные 1, 2;

Дополнительные 15 - 16, 18 – 20, 22, 24, 52 - 54, 56, 58 - 66

 

Раздел 5. Химическая картина мира

(8 часов)

 

Тема 8. Основные понятия химии, химические процессы

(8 часов)

 

Предмет химии: элементы (атомы), вещества (молекулы), их превращения и законы этих превращений.

Периодический закон Д.И. Менде­леева - один из фундаментальных законов природы, основная концепция в химии. Первоначальная и современная формулировки Периодического закона, их физический смысл.

Зависимость реакционной способности эле­ментов от их положения в Периодической системе. Химическая реакция как процесс изменения состава, структуры или заряда участвующих в процессе частиц при неизменности химической природы атомов. Связь реакционной способности веществ и их свойств с типом химиче­ской связи в молекулах. Типы химической связи - ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.

Связь химических и физических процессов, отличие химических процессов от физических.

Источники: обязательные 1, 3, 6;

Дополнительные 10, 11, 21, 27, 26, 54, 56, 59 - 66

 

Раздел 6. Геологическая картина мира.

(10 часов)

 

Тема 9. Земля и ее строение, геологическая история

(6 часов)

 

Земля как небесное тело, гипотезы происхождения Земли (небулярная гипотеза Канта-Лапласа и др.).

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, их состав и свойства. Внешние оболочки Земли: гидросфера и атмосфера, структура атмосферы, магнитосфера.

История геологического развития Земли.

Литологический, стратиграфический и палеонтологический методы изучения земной коры. Этапы развития Земли: докембрийский, раннепалеозойский, позднепалеозойский, мезозойский, кайнозойский.

Основные периоды (эры) геологической истории: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

Источники: обязательные 1 – 3, 6;

Дополнительные 9-12, 28, 43, 61 - 66

 

Тема 10. Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы

(4 часа)

 

Тектоника плит — современная парадигма в науках о Земле. Теория геосинклиналей и дрейфа материков. Контракционная гипотеза и принцип изостазии. Концепция спрединга, движение литосферных плит.

Современные концепции развития геосферных оболочек: литосферы, атмосферы и гидросферы. Влияние внешних и внутренних геологических процессов и человеческой деятельности на формирование географической оболочки Земли.

Литосфера как абиотическая основа жизни, ее экологические функции – ресурсная, геофизическая, геохимическая и геодинамическая.

Источники: обязательные 1 – 3, 6;

Дополнительные 13-18, 28, 32, 43, 57, 61 - 66

Раздел 7. Биологическая картина мира

(18 часов)



2015-12-15 510 Обсуждений (0)
Раздел 3. Наука и научный метод 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Наука и научный метод

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)