Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЕН.Ф.О1 Концепции современного естествознания



2015-12-15 568 Обсуждений (0)
ЕН.Ф.О1 Концепции современного естествознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; исто­рия естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания приро­ды; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни органи­зации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; прин­ципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаи­модействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химиче­ские процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биоло­гического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроиз­водства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

 

Формы организации текущей и итоговой аттестации качества освоения учебного материала.Для текущей аттестации качества усвоения учебного материала на семинарских и практических занятиях используются устные и письменные опросы, выступления по самостоятельно подготовленным темам, компьютерное тестирование. Итоговая аттестации проводится в форме устного зачета (компьютерного тестирования).

Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения КСЕ обучающиеся должны:

знать

современные обще- и частнонаучные картины мира;

историю эволюции научных знаний,

принципы универсального эволюционизма;

основные проблемы биоэтики;

типы научной рациональности;

 

уметь

критически анализировать и обобщать информацию, отличать научные знания от лженаучных и обыденных;

логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, используя основные общенаучные термины;

адаптировать научную картину мира в соответствии с современным уровнем знаний;

выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности,

использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

учитывать принципы биоэтики и экологической этики при решении профессиональных задач;

применять знания о физиологии человека как основу здорового образа жизни и сохранения работоспособности;

владеть

методологией научного познания и научной рефлексии;

навыками

§ применения основных научных концепций и статистических законов для описания объектов, процессов и явлений, относящихся к области профессиональной деятельности;

§ использования алгоритма научного познания для решения практических задач;

§ постановки целей и выбора адекватных путей их достижения;

§ употребления общенаучных терминов в дискуссии по профессиональным вопросам;

§ развития интеллектуального и общекультурного уровня.

 

Раздел II. Тематический план

2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения

    №       Наименование разделов и тем       Общее кол-во часов Аудиторные занятия   Самостоя- тельные занятия
  Всего     Лекции   Семинары, практичес- кие занятия
I Введение -
  Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.           -  
II История естествознания
  Тенденции развития естественных наук. История научных картин мира          
III Наука и научный метод  
    Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний.         -  
Наиболее общие законы и особенности описания природы и общества         -  
IV Физическая картина мира
  Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий.         -  
  Концепции пространства и времени.Принципы симметрии и законы сохранения.          
  Основные начала термодинамики         -  
V Химическая картина мира
  Основные понятия химии, химические процессы          
VI Геологическая картина мира
  Земля и её строение, геологическая история.          
Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы         -  
VII Биологическая картина мира        
  Особенности организации живой материи          
Биосфера, ноосфера и космические циклы         -  
Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества.            
VIII Человек
    Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.               -      
  Биоэтика и экологическая этика       -    
Эволюционная картина мира          
    Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма               -      
Эволюция научных картин мира
  Всего часов

2.2 Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения

    №       Наименование разделов и тем       Общее кол-во часов Аудиторные занятия   Самостоя- тельные занятия
  Всего     Лекции   Семинары, практичес- кие занятия
I Введение -
  Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.           -  
II История естествознания - - -
  История научных картин мира. Тенденции развития естественных наук.     -   -   -  
III Наука и научный метод -
    Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний.         -  
Наиболее общие законы и особенности описания природы и общества         -  
IV Физическая картина мира
  Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий.         -  
  Концепции пространства и времени.Принципы симметрии и законы сохранения.       -    
  Основные начала термодинамики         -  
V Химическая картина мира -
  Основные понятия химии, химические процессы         -  
VI Геологическая картина мира -
  Земля и её строение, геологическая история.       -    
  Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы         -  
VII Биологическая картина мира        
  Особенности организации живой материи         -  
  Биосфера, ноосфера и космические циклы       -   -  
  Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества.     -   -      
VIII Человек -
    Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.               -      
  Биоэтика и экологическая этика         -  
Эволюционная картина мира       -    
    Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма     -     -     -        
Эволюция научных картин мира -
  Всего часов

Форма итогового контроля – зачет в тестовой форме

2.3 Тематический план для студентов заочной формы обучения

    №       Наименование разделов и тем       Общее кол-во часов Аудиторные занятия   Самостоя- тельные занятия
  Всего     Лекции   Семинары, практичес- кие занятия
I Введение -
  Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.           -  
II История естествознания - - -
  История научных картин мира. Тенденции развития естественных наук.     -   -   -  
III Наука и научный метод  
    Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний.         -  
Наиболее общие законы и особенности описания природы и общества     -   -   -  
IV Физическая картина мира -
  Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий.     -   -   -  
  Концепции пространства и времени.Принципы симметрии и законы сохранения.           -  
  Основные начала термодинамики     -   -   -  
V Химическая картина мира - - -
  Основные понятия химии, химические процессы     -   -   -  
VI Геологическая картина мира - - -
  Земля и её строение, геологическая история.   -   -   -    
Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы     -   -   -  
VII Биологическая картина мира       -  
  Особенности организации живой материи     -     -  
  Биосфера, ноосфера и космические циклы     -   -   -  
  Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества   -   -  
VIII Человек - - -
    Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.       -     -     -      
  Биоэтика и экологическая этика     -   -   -  
Эволюционная картина мира          
    Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма.             -  
Эволюция научных картин мира.
  Обзорные лекции        
  Всего часов

Раздел III. Содержание дисциплины

 

Раздел 1. Введение.

 

Тема 1. Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.

(6 часов)

 

Естествознание как совокупность наук о природе. Дихотомическая классификация наук. Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) – частнонаучные и общенаучные картины мира. Научные картины мира (НКМ) как необходимый этап развития знаний о природе и обществе. Роль КСЕ в миропонимании и формировании мировоззрения.

Основные стороны естествознания: эмпирическая, теоретическая и прикладная.

Предмет естествознания - различные формы движения материи в при­роде структурные уровни организации материи, их строение и генезис; основные формы всякого бытия; связь явлений природы.

Природа и общество как объект естественных и гуманитарных наук, их взаимосвязь и отличие. Системная классификация наук по Б.М. Кедрову.

Отсутствие принципиальных отличий естественных наук от гуманитарных. Особенности законов, используемых для описания совокупности множества однородных объектов (элементов), их применимость к природным и общественным процессам и явлениям.

Источники: обязательные 1,2,6;

Дополнительные 7, 8, 11, 38, 39

 

Раздел 2. История естествознания.

 

Тема 2. История научных картин мира Тенденции развития естественных наук. (10 часов)

 

Основные этапы развития естествознания. Основа появления знаний о природе - практическая человеческая дея­тельность. Мифология как отдаленная предпосылка науки. Необходимое условие возникновения научных сообществ - высокий уровень развития производства и общественных отношений.

Стадии познания природы - синкретическая (натурфи­лософская), аналитическая (по отдельным областям знаний); синтетиче­ская (воссоздание целостной картины природы). Периоды и этапы развития естествознания.

Натурфилософия как подготовительный этап естествознания. Натурфилософский период (VI в. до н.э. – нач. ХVII н.э.), его характерные черты: наблюдение как основной метод познания мира, недифференцированность на отдельные области знания, соединение собственно науки и философии – их синкретичность, отсутствие необходимости опытной проверки теоретических умозаключений, оторванность от жизни, абстрактность.

Возник­новение первых теоретических систем (Фалес, Демокрит и др.). Первые описания закономерностей природы, общества и мышления (Платон, Ари­стотель и др.).

Создание первых естественнонаучных теорий в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей). Развитие естествознания в эпоху Средневековья на Востоке и в Сред­ней Азии (Авиценна, Аль-Хорезми, Улугбек и др.).

Схоластика как специфиче­ская средневековая форма науки в Европе; развитие мыслительной куль­туры, теоретических споров и дискуссий (В.Оккам, Р.Бэкон, Ф.Бэкон и др.). Алхимия и астрология как основа экспериментального изучения при­родных веществ и наблюдений за небесными телами.

Возникновение механистического и метафизического естествознания в эпоху Возрождения на основе систематических экспериментов; превраще­ние науки в самостоятельный фактор духовной жизни общества (Леонардо да Винчи, Н. Коперник).

Первая научная революция XVI-XV1I вв., использование эксперимента как активного метода познания мира (Г. Галилей), создание механистической системы мира (Р. Декарт, И. Ньютон и др.)

Стихийно-диалектический период развития естествознания в XVII-XVIII вв. (Л. Эйлер, М. Ломоносов, К. Линней, П. Лаплас и др.).

Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX вв. как основа ин­тенсивного развития естествознания. Открытие закона сохранения энергии (Р. Майер, Д. Джоуль), периодического закона (Д. Менделеев), создание эволюционного учения (Ч. Дарвин). Развитие естествознания в конце ХIX-ХХ вв. (М. Фарадей, Дж. Максвелл, М. Планк, Э. Резерфорд, И.Павлов, Н. Бор, П. Капица, Л.Ландау, Н.Вавилов, Н.Семенов и др.)

Особенности развития естествознания в XXI в. Научная парадигма и ее влияние на развитие науки, структура научных революций.

Основные тенденции развития современного естествознания:

§ раскрытие всеобщей связи явлений природы, в т.ч. связи объектов микромира (самого малого) с объектами мегамира (самого большого и далекого);

§ изучение передачи наследственной информации, связи генетики и эволюции живого;

§ самого сложного (возникновения и развития жизни и мышления, законов функционирования сознания).

Необходимое условие развития естествознания на современном этапе - дифференциация и интеграция отдельных областей знания; целостный и многосторонний охват изучаемых объектов и явлений. Панорама современного естествознания. Гуманистические ценности как главные ориентиры развития науки на современном этапе.

Источники: обязательные 1- 6;

Дополнительные 7, 9, 10, 40, 41, 43, 44, 52, 58 - 66

 



2015-12-15 568 Обсуждений (0)
ЕН.Ф.О1 Концепции современного естествознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЕН.Ф.О1 Концепции современного естествознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)