ЕН.Ф.О1 Концепции современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Формы организации текущей и итоговой аттестации качества освоения учебного материала.Для текущей аттестации качества усвоения учебного материала на семинарских и практических занятиях используются устные и письменные опросы, выступления по самостоятельно подготовленным темам, компьютерное тестирование. Итоговая аттестации проводится в форме устного зачета (компьютерного тестирования). Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения КСЕ обучающиеся должны: знать современные обще- и частнонаучные картины мира; историю эволюции научных знаний, принципы универсального эволюционизма; основные проблемы биоэтики; типы научной рациональности;
уметь критически анализировать и обобщать информацию, отличать научные знания от лженаучных и обыденных; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, используя основные общенаучные термины; адаптировать научную картину мира в соответствии с современным уровнем знаний; выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; учитывать принципы биоэтики и экологической этики при решении профессиональных задач; применять знания о физиологии человека как основу здорового образа жизни и сохранения работоспособности; владеть методологией научного познания и научной рефлексии; навыками § применения основных научных концепций и статистических законов для описания объектов, процессов и явлений, относящихся к области профессиональной деятельности; § использования алгоритма научного познания для решения практических задач; § постановки целей и выбора адекватных путей их достижения; § употребления общенаучных терминов в дискуссии по профессиональным вопросам; § развития интеллектуального и общекультурного уровня.
Раздел II. Тематический план 2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения
2.2 Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения
Форма итогового контроля – зачет в тестовой форме 2.3 Тематический план для студентов заочной формы обучения
Раздел III. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки. (6 часов)
Естествознание как совокупность наук о природе. Дихотомическая классификация наук. Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) – частнонаучные и общенаучные картины мира. Научные картины мира (НКМ) как необходимый этап развития знаний о природе и обществе. Роль КСЕ в миропонимании и формировании мировоззрения. Основные стороны естествознания: эмпирическая, теоретическая и прикладная. Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе структурные уровни организации материи, их строение и генезис; основные формы всякого бытия; связь явлений природы. Природа и общество как объект естественных и гуманитарных наук, их взаимосвязь и отличие. Системная классификация наук по Б.М. Кедрову. Отсутствие принципиальных отличий естественных наук от гуманитарных. Особенности законов, используемых для описания совокупности множества однородных объектов (элементов), их применимость к природным и общественным процессам и явлениям. Источники: обязательные 1,2,6; Дополнительные 7, 8, 11, 38, 39
Раздел 2. История естествознания.
Тема 2. История научных картин мира Тенденции развития естественных наук. (10 часов)
Основные этапы развития естествознания. Основа появления знаний о природе - практическая человеческая деятельность. Мифология как отдаленная предпосылка науки. Необходимое условие возникновения научных сообществ - высокий уровень развития производства и общественных отношений. Стадии познания природы - синкретическая (натурфилософская), аналитическая (по отдельным областям знаний); синтетическая (воссоздание целостной картины природы). Периоды и этапы развития естествознания. Натурфилософия как подготовительный этап естествознания. Натурфилософский период (VI в. до н.э. – нач. ХVII н.э.), его характерные черты: наблюдение как основной метод познания мира, недифференцированность на отдельные области знания, соединение собственно науки и философии – их синкретичность, отсутствие необходимости опытной проверки теоретических умозаключений, оторванность от жизни, абстрактность. Возникновение первых теоретических систем (Фалес, Демокрит и др.). Первые описания закономерностей природы, общества и мышления (Платон, Аристотель и др.). Создание первых естественнонаучных теорий в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей). Развитие естествознания в эпоху Средневековья на Востоке и в Средней Азии (Авиценна, Аль-Хорезми, Улугбек и др.). Схоластика как специфическая средневековая форма науки в Европе; развитие мыслительной культуры, теоретических споров и дискуссий (В.Оккам, Р.Бэкон, Ф.Бэкон и др.). Алхимия и астрология как основа экспериментального изучения природных веществ и наблюдений за небесными телами. Возникновение механистического и метафизического естествознания в эпоху Возрождения на основе систематических экспериментов; превращение науки в самостоятельный фактор духовной жизни общества (Леонардо да Винчи, Н. Коперник). Первая научная революция XVI-XV1I вв., использование эксперимента как активного метода познания мира (Г. Галилей), создание механистической системы мира (Р. Декарт, И. Ньютон и др.) Стихийно-диалектический период развития естествознания в XVII-XVIII вв. (Л. Эйлер, М. Ломоносов, К. Линней, П. Лаплас и др.). Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX вв. как основа интенсивного развития естествознания. Открытие закона сохранения энергии (Р. Майер, Д. Джоуль), периодического закона (Д. Менделеев), создание эволюционного учения (Ч. Дарвин). Развитие естествознания в конце ХIX-ХХ вв. (М. Фарадей, Дж. Максвелл, М. Планк, Э. Резерфорд, И.Павлов, Н. Бор, П. Капица, Л.Ландау, Н.Вавилов, Н.Семенов и др.) Особенности развития естествознания в XXI в. Научная парадигма и ее влияние на развитие науки, структура научных революций. Основные тенденции развития современного естествознания: § раскрытие всеобщей связи явлений природы, в т.ч. связи объектов микромира (самого малого) с объектами мегамира (самого большого и далекого); § изучение передачи наследственной информации, связи генетики и эволюции живого; § самого сложного (возникновения и развития жизни и мышления, законов функционирования сознания). Необходимое условие развития естествознания на современном этапе - дифференциация и интеграция отдельных областей знания; целостный и многосторонний охват изучаемых объектов и явлений. Панорама современного естествознания. Гуманистические ценности как главные ориентиры развития науки на современном этапе. Источники: обязательные 1- 6; Дополнительные 7, 9, 10, 40, 41, 43, 44, 52, 58 - 66
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (568)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |