Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 2. Становление и развитие социологии




Рабочая тетрадь по социологии

Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина

Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функциониро- вания, но каждая схватывает лишь свой ракурс.

1.1.Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях.

1) Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения.

2) Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов

3) Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека

4) Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей.

Ответ: 1)этнология, 2)экономика, 3)психология, 4)социология.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием

другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.

1.2.Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.

1) Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы.

Ответ: Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Однако можно отметить, что общество как объект изучения интересует множество других гуманитарных и социальных дисциплин. Поэтому утверждение о том, что социология изучает общество, не определяет специфики самой науки.

2) Ключевым в социологии выступает понятие «социальное».

Ответ:социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях. Суждение не верно.

1.3.Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна, и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему?

Ответ:потому, что при жизни в социуме, необходимо сводить к какому-то общеприемлемому правилу личные интересы всех граждан.

1.4.Что является предметом изучения социологии?

1) Закономерности природного характера

2) Закономерности человеческого поведения

3) Закономерности общественного развития

4) Закономерности экономического развития

Ответ: 3

1.5.Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.

Ответ: близость исторической науки и со­циологии основывается на том оче­видном факте, что история, подобно со­циологии, стремится находить, реконст­руировать, расшифровывать и сохранять представления и данные о минувшем. Принципиальная разница обеих наук сво­дится к тому, что социология лишена воз­можности непосредственного обращения к ушедшим людям, реалиям прошлого. Принципиальной задачей социологов яв­ляется концентрация на настоящем, хотя собираемые ими данные о настоящем уже на следующий день становятся сво­его рода историей, именуемой историей новейшей. Близость обеих дисциплин предопределена тем, что история в сво­ей преобладающей части занимается ис­следованием действий человека, групп, народов и масс — действий социальных, как и социология. Даже история матери­альной культуры имеет дело с творения­ми рук человеческих.

1.6.В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?

1) Теоретический уровень определяет эмпирический

2) Эмпирический уровень определяет теоретический

3) Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии

4) Они являются самостоятельными отраслями знания

Ответ: 2

1.7.Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания?

Ответ:эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов.

1.8.Чем отличаются природные законы от социальных?

1) Независимы от сознания и желания людей

2) Являются не постоянной величиной, а тенденцией

3) Включают в себя повторяемость процессов и явлений

4) Разделяются на общие и специфические

Ответ: 1

1.9.Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?

1) Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей

2) Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий

3) Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов

4) Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ

Ответ: 1) гносеологическая., 2) прогностическая, 3) праксеологическая, 4) идеологическая.

1.10.Что обозначает категория «социальное»?

1) Независимость от природных факторов

2) Взаимодействие человека и природы

3) Природу взаимодействия людей в обществе

4) Сочетание интересов людей

Ответ: 3

Тема 2. Становление и развитие социологии

2.1.Социологический реализм – направление в социологии, принимающее?

1) Приоритет личности над обществом

2) Приоритет общества над личностью

3) Взаимозависимость личности и общества

4) Структурное изучение общества

Ответ: 4

2.2.Кто это?

1) Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом

2) Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом

Ответ: 1) М. Вебер, 2) Г.Спенсер.

2.3.Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал?

Ответ: Социологическое знание, как и знание естественнонаучное, развивалось по своим законам.

2.4.В чем смысл «новой методологии» Г. Зиммеля?

Ответ: социология должна была занимать как бы промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и природные науки, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. Но в то же время она не должна избегать и приемов метода понимания. В творчестве указанных исследователей объяснение и понимание не противопоставляются друг другу, а дополняют друг друга.

2.5.Назовите представителей психологического направления в социологии.

Ответ:Г. Тард; Л. Уорд, Ф. Г. Гиддингс; В. Парето.

2.6.Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор?

Ответ: Габриель Тард. Сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

2.7.Кто автор концепции социального действия?

1) Макс Вебер

2) Огюст Конт

3) Валентино Парето

4) Чарльз Кули

Ответ:1

2.8. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?

Ответ:в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора.

2.9.Кто это?

1) Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории

2) Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно-функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях

Ответ:1) П. Сорокин, 2) Т. Парсонс.

2.10.Истоки идеи общественной солидарности лежат в?

1) Совместном договоре людей

2) Общественном разделении труда

3) Политической нестабильности общества

4) Свойствах общественного сознания

Ответ: 2

2.11.Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию «жизненного мира»? Что, по его мнению, является основой социального прогресса?

Ответ:Социальная эволюция, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способы понимания мира, он приходит к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых они интерпретируют мир. Социальный прогресс видится Ю. Хабермасом, прежде всего как развитие познавательных способностей индивида.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)