Основные требования техники безопасности при работе на подвижном составе
ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОСОБИЕ Для локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и дежурных по электродепо метрополитенов
Москва 1992
Великанов В. А., Федин Г. 11, Бишенков В. Т. Охрана труда и безопасность движения. Пособие для локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и дежурных по электродепо метрополитенов. Учебно-методический кабинет МПС по образованию на железнодорожном транспорте, 1992. Пособие разработано на основании Правил технической эксплуатации метрополитенов Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах Союза ССР, отраслевого стандрата МПС СССР (ОСТ-32.36-88) «Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта» и других нормативных документов, регламентирующих работу локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и дежурных по электродепо метрополитенов. Пособие включает в себя обобщенные правила и сведения по охране труда для работников указанных выше профессий и может служить учебным пособием при обучении профессии помощника машиниста и машиниста электропоездов метрополитена. Отзывы и предложения направлять по адресу: 129626, Москва, Кучин переулок, дом 14. Учебно-методический кабинет МПС по образованию на железнодорожном транспорте.
Рецензент — начальник отдела подвижного состава Главного управления метрополитенов МПС А. А. Сапрыкин. Ответственный за выпуск Э. А. Кравченко.
Исполнители: заместитель начальника службы подвижного состава Московского метрополитена В. А. Великанов, заместитель начальника электродепо «Черкизово» Московского метрополитена Г. П. Федин, инженер электродепо «Свиблово» Московского метрополитена В. Т. Бишенков.
Содержание
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5 2. основные требования техники безопасности при работе на подвижном составе 11 3. основные требования техники безопасности при нахождении в электродепо, на парковых путях, в тоннелях и на наземных участках.. 12 4. порядок снятия и подачи напряжения 825 в на контактный рельс на линиях, парковых путях и внутри электродепо метрополитена.. 22 5. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИЕМКЕ, СДАЧЕ И ОСМОТРЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДОЙ (МАШИНИСТОМ) 30 6. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ЭЛЕКТРОДЕПО, ВЪЕЗДЕ В ЭЛЕКТРОДЕПО И СЛЕДОВАНИИ ПО ПАРКОВЫМ ПУТЯМ... 35 7 требования техники безопасности при работе локомотивной бригады (машиниста) на линии 38 8. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТРАНЕНИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ВОЗНИКШИХ НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ЛИНИИ.. 44 9. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МАНЕВРОВЫХ РАБОТ НА ДЕПОВСКИХ И ПАРКОВЫХ ПУТЯХ 51 10. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЯХ ЗАДЫМЛЕНИЯ, ЗАГОРАНИЯ ИЛИ ПОЖАРА 59 11. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ (МАШИНИСТА) В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 62 ИЗВЛЕЧЕНИЯ.. 65 ПЕРЕЧЕНЬ. 67 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 72 ЛИТЕРАТУРА.. 74
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Машинист-инструктор и дежурный по электродепо, каждый на своем участке: несут персональную ответственность за обеспечение безопасных условий труда, соблюдение производственной дисциплины и за производственные травмы; ведут повседневную работу по предотвращению производственных травм, лично руководят опасными работами, инструктируют машинистов и помощников машинистов по технике безопасности с показом правильных приемов труда, отвечают за правильный и своевременный инструктаж подчиненных работников по безопасным методам работы, за ведение журнала, в котором отражаются инструктажи, и за своевременную проверку знаний Инструкции по технике безопасности у подчиненных работников. Работники, связанные с эксплуатацией подвижного состава, обязаны знать и строго соблюдать Инструкцию по технике безопасности. За нарушение требований Инструкции по технике безопасности работники могут быть привлечены к дисциплинарной или судебной ответственности. При производстве работ каждый работник обязан быть осторожным, а при необходимости предупреждать об этом других и принимать меры к предотвращению случаев травматизма. Все работники, непосредственно связанные с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава, должны знать правила оказания первой помощи и уметь практически оказывать такую помощь пострадавшему в случаях производственного травматизма и поражения электрическим током. В целях предупреждения несчастных случаев на производстве в подразделениях Службы подвижного состава управления метрополитена должны проводиться инструктажи, обучение и проверка знаний по охране труда в соответствии с отраслевым стандартом МПС СССР (ОСТ 32.36-88) «Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта». Организация обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя а организация обучения в подразделениях предприятия— на руководителя подразделения. 1.7. При приеме (переводе) на работу (постоянную, временную) должны проводиться: инструктажи вводный и первичный на рабочем месте; обучение по охране труда при профессиональной подготовке новых работников на производстве; первичная проверка знаний при приеме (переводе) на работу; стажировка. В ходе работы должны проводиться: инструктажи повторный, внеплановый и текущий; обучение по охране труда в процессе технической учебы и повышения квалификации; периодическая, внеочередная (при необходимости) проверка знаний по охране труда. С лицами, привлекаемыми к неотложным кратковременным работам (снегоборьба, борьба с паводком, восстановительные работы и т. п.), должен быть проведен первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный инструктаж проводят со всеми лицами, принимаемыми на работу вновь и переводимыми с одного предприятия на другое в качестве рабочих и инженерно-технических работников, независимо от их стажа работы по данной профессии (должности), с целью ознакомления с условиями труда, правилами внутреннего распорядка на предприятии и общими положениями по охране труда. Проводит вводный инструктаж инженер по охране труда или главный инженер предприятия. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с рабочими (машинистами и помощниками машинистов) и инженерно-техническими работниками (машинистами-инструкторами и дежурными по электродепо), поступающими на работу вновь или переводимыми с одного рабочего места на другое внутри предприятия, с целью ознакомления с конкретной производственной обстановкой и безопасными приемами труда на определенном рабочем месте. Первичный инструктаж проводит руководитель участка (подразделения). С лицами, поступающими на работу с повышенной опасностью, первичный инструктаж проводят индивидуально с практическим показом безопасных приемов труда непосредственно на рабочем месте, подвижном составе или другом оборудовании. 1.10. Обучение по охране труда при профессиональной подготовке новых работников должно осуществляться по учебной программе «Охрана труда» для технических школ, курсов подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий, утвержденной ГУУЗ МПС и согласованной ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства (ОСТ 32.36-88, приложение 10). 1.11. Теоретические занятия по охране труда должны проводить руководящие и инженерно-технические работники предприятия, мастера и инструкторы. Производственное обучение проводят только индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — руководителя производственного обучения, имеющего стаж работы по профессии, по которой проводится обучение, не менее трех лет. Руководитель обучения несет ответственность за безопасность обучающегося во время производственного обучения. Производственное обучение начинают после первичного инструктажа на рабочем месте. 1.12. Первичную проверку знаний по охране труда должны проходить рабочие и инженерно-технические работники при приеме на работу, переводе с одного предприятия (должности, работы) на другое. Первичной проверке знаний по охране труда должны подвергаться лица: имеющие квалификацию и подлежащие испытаниям по ПТЭ, одновременно со сдачей ПТЭ (в комиссиях, определенных стандартом предприятия); ранее не имевшие профессии и прошедшие профессиональное обучение на предприятии, одновременно с квалификационными экзаменами на присвоение профессии в комиссиях, образованных в соответствии с Правилами проведения экзамена на присвоение профессии и квалификации, утвержденными МПС; получающие III и IV группы по электробезопасности в комиссиях, определенных стандартом предприятия. 1.13. Комиссия должна проверить знания по охране труда каждого работника в отдельности. Выдержавшими испытания считаются лица, показавшие удовлетворительные знания и владеющие безопасными приемами труда. Лицам, выдержавшим испытания в знании ПТЭ и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей, присваивается группа по электробезопасности (машинистам и помощникам машинистов—III, машинистам-инструкторам и дежурным по электродепо—IV) и должны быть выданы удостоверения установленного образца. Помощники машинистов электропоездов, пришедшие из технической школы метрополитена или обученные непосредственно в электродепо, допускаются к самостоятельной работе со II группой по электробезопасности с последующей проверкой знаний на III группу по истечении 2-х месяцев самостоятельной работы. Отметка о первичной проверке знаний по охране труда должна быть сделана записью «сдал» в графе 6 книги формы РБУ-10, а оценка знаний по электробезопасности персоналу, обслуживающему электроустановки и подвижной состав, должна быть указана в графе 5 журнала формы ЭУ-39. 1.14. Стажировку должны проходить все вновь принимаемые и переводимые на другую работу (должность) рабочие и ИТР, связанные с движением поездов или другой работой в условиях повышенной опасности, с целью проверки практических навыков безопасного труда на рабочем месте. При переводе на другое рабочее место, которое обслуживают работники той же профессии (специальности), но более низкой квалификации (например, при переводе машиниста на должность помощника машиниста), проведение стажировки не требуется. 1.15 Стажировкой рабочих могут руководить мастера, бригадиры, инструкторы и квалифицированные рабочие, имеющие стаж практической работы по данной профессии не менее 3 лет, а стажировкой ИТР — руководители участков, смен и других подразделений предприятия. Стажировка должна проходить после первичной проверки знаний по охране труда. Во время стажировки работник самостоятельно выполняет работу под наблюдением руководителя стажировки. Минимальная продолжительность стажировки для машиниста и помощника машиниста электропоездов метрополитена установлена 6 смен (дежурств, рабочих дней). Комиссия по проверке знаний охраны труда может увеличить указанную продолжительность стажировки до 1 месяца. 1.16. Повторный инструктаж проводится со всеми работниками независимо от их квалификации, образования и стажа работы с целью повышения уровня и закрепления знаний по охране труда. Повторный инструктаж проводится руководителями подразделений в форме беседы индивидуально или с группой работников одной профессии, участка, смены. В необходимых случаях беседу сопровождают показом безопасных приемов труда. В перечень вопросов должно включаться рассмотрение причин последних характерных травматических случаев на своем или родственном предприятии. 1.17. Периодичность повторного инструктажа — не реже одного раза в три месяца, а с работниками со стажем по данной работе до одного года — не реже одного раза в полтора месяца. Лицо, проводившее повторный инструктаж, должно сделать соответствующую запись в журнале формы ТНУ-19 участка. 1.18. Внеплановый инструктаж проводят: для разбора несчастного случая, происшедшего на предприятии, а также при выявлении нарушений требований безопасности труда, которые не привели, но могли привести к травме, аварии (инструктаж проводят с работниками, причастными к допущенным нарушениям, и с работниками, у которых аналогичные условия труда); для разбора телеграмм, приказов, указаний о несчастных случаях на других предприятиях (при этом обращается внимание на местные особенности и условия, при которых произошел несчастный случай); при изменении производственных процессов, замене оборудования, приспособлений (если замена подвижного состава или оборудования известны заблаговременно, то изучение связанных с этим вопросов охраны труда следует проводить во время технической учебы); при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней (инструктаж проводят до начала работы по программе первичного инструктажа на рабочем месте). 1.19. Внеплановый инструктаж проводят мастера, инструкторы, руководители подразделений, руководящие работники и ИТР предприятия. Этот вид инструктажа может проводиться индивидуально и с группой работников. Внеплановый инструктаж проводят не позже, чем через трое суток после имевшего место нарушения требований безопасности на предприятии или получения указания о несчастных случаях на других предприятиях. Инструктаж, связанный с изменениями производственных процессов, оборудования, подвижного состава, перерывом в работе, должен быть проведен до начала работы в изменившихся условиях. Лицо, проводившее внеплановый инструктаж, производит соответствующую запись в журнале формы ТНУ-19 участка. 1.20. Текущий инструктаж следует проводить перед производством работ, на которые оформляется наряд (распоряжение), а также перед выполнением работ непосредственно на путях метрополитена и вблизи поездов. Инструктаж проводят с целью разъяснения безопасных приемов и возможных опасностей при предстоящей работе. Текущий инструктаж при выполнении работы по нарядам (распоряжениям) должны проводить: лица, выдающие наряд (распоряжение), с руководителями (производителями) работ; руководитель (производитель) работ со всеми членами бригады непосредственно на рабочем месте. При этом о проведении текущего инструктажа указывают в наряде, а работники, выполняющие работу по наряду и получившие текущий инструктаж непосредственно на месте производства работ, подтверждают это своей подписью в наряде. 1.21. При технической учебе и повышении квалификации рабочих и ИТР должно проводиться обучение охране труда с целью совершенствования знаний в этой области и развития безопасных навыков в работе. Занятия по охране труда с работниками, занятыми на непрерывной круглосуточной работе, должны проводиться в свободное от работы время с дублированием темы занятий для работников отдельных смен таким образом, чтобы охватить верь состав работников предприятия. 1.22. Периодическая проверка знаний по охране труда и правилам электробезопасности проводится комиссиями, определенными стандартом предприятия. Периодичность проверки знаний по охране труда составляет 2 года. Дополнительная проверка знаний только по электробезопасности проводится ежегодно. Результаты проверок регистрируются соответственно в книге РБУ-10 и в журнале формы ЭУ-39. В случаях, предусмотренных стандартом предприятия, а также по распоряжению вышестоящих организаций может назначаться внеочередная проверка знаний по охране труда. 1.23. Лица, не усвоившие правила охраны труда и электробезопасности, к работе не допускаются. С ними проводится инструктаж повторно. Работникам, показавшим неудовлетворительные знания по охране труда при первичной, периодической или внеочередной проверке, назначается срок повторной проверки знаний. Этот срок не должен превышать одного месяца. Лица, не прошедшие последующие испытания, переводятся в установленном порядке на работу, не связанную с повышенной опасностью (с движением поездов, обслуживанием электроустановок и т. п.). основные требования техники безопасности при работе на подвижном составе Работники имеют право выполнять работу, регламентированную их служебными обязанностями или порученную администрацией электродепо. Условия эксплуатации подвижного состава метрополитена требуют от обслуживающею персонала постоянной бдительности в отношении соблюдения правил техники безопасности, так как при малейшей невнимательности и несоблюдении безопасных методов выполнения работ при наличии на вагоне напряжения 825 В может произойти несчастный случай. Перед началом работ необходимо обращать внимание на предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные знаки, плакаты и надписи по технике безопасности, вывешенные на рабочих участках, нанесенные на электроаппаратах вагонов, и соблюдать изложенные в них требования. При выполнении работы необходимо иметь при себе удостоверение о проверке знаний правил техники безопасности, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и местных производственных инструкций. 2.4. Обслуживающий персонал обязан знать, какие электрические машины, приборы и аппараты на вагонах находятся пол напряжением. Запрещается прикасаться к изолированным и неизолированным проводам, частям электрических машин, приборов и аппаратов действующих электроустановок независимо от их назначения и величины напряжения. Действующими электроустановками считаются такие установки или их участки, которые содержат в себе источники электроэнергии (химические и "др.), находящиеся под напряжением полностью или частично, или на которые в любой момент может быть подано напряжение включением коммутационной аппаратуры. Каждый работник должен знать, что опасным для жизни человека является напряжение свыше 42 В, а при неблагоприятных условиях — свыше 12 В. Необходимо помнить, что наиболее опасными аппаратами являются токоприемники и незаземленная аппаратура вагона. 2.5. Все работы на электроподвижном составе во время его ремонта в электродепо или на пункте технического обслуживания (ПТО) должны производиться только при снятом с контактного рельса (с токоприемника) напряжении, При отключенных аккумуляторных батареях и вынутых плавких предохранителях батарей на всех вагонах состава. Как исключение разрешается производить осмотр и ремонт некоторых электрических и других аппаратов при наличии напряжения в контактном рельсе при обязательном соблюдении требований, приведенных в приложении № 2. Работы должны выполняться только исправным инструментом. Каждый инструмент должен иметь клеймо инструментально-раздаточного участка. Перед пользованием защитными средствами работник обязан: проверить их исправность и отсутствие внешних повреждений, очистить и обтереть от пыли, диэлектрические перчатки проверить на отсутствие проколов; проверить по штампу, для какого напряжения допустимо применение данного средства и не истек ли срок его периодического испытания. Запрещается пользоваться защитными средствами, срок периодических испытаний которых истек, а также имеющими внешние повреждения или проколы. Сроки периодических испытаний защитных средств приведены в приложении № 1.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3791)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |