Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предмет и методология. Структура и задачи курса




Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Непосредственным предметом микроэкономики являются:

- экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов;

- принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Если обобщить сказанное, то мы для анализа какого-то явления попытались очистить его от случайного и временного, не характерного для этого процесса, а затем обобщить, и систематизировать те стороны, которые составляют его суть. Такой метод называется научной абстракцией. Выведенные при помощи этого метода закономерности можно применять на практике потому, что они характеризуют поведение не отдельного индивида или фирмы, а любого субъекта в определенной ситуации.

В экономической теории применяется также метод анализа и синтеза. При анализе мы пытаемся, объект нашего исследования разделить (конечно, мысленно) на составляющие его части, и изучить их в отдельности. При синтезе, мы соединяем в единое целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования, и делаем общие выводы.

При экономических исследованиях применяется также экономико-математическое моделирование. Любое явление в жизни можно описать словами, изобразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. В качестве простейшего примера можно привести кривую производственных возможностей,

Логическая структура микроэкономики как учебного курса отображает логику предмета изучения — механизма рыночного ценообразования. Число факторов, определяющих цену блага и объем продаж на конкретном рынке, огромно. К ним относятся такие, как технология производства и вкусы потребителей, погодные условия и политический климат в стране, налоговая политика властей и обменный курс национальной валюты. Практически любое социально-экономическое событие в той или иной мере отражается на конъюнктуре рынка, а следовательно, и на цене. Однако каждый из множества ценообразующих факторов воздействует на цену,либо через спрос, либо через предложение. Поэтому спрос и предложение выступают в качестве двух агрегированных факторов, определяющих конкретное значение цены. В то же время для анализа процесса формирования цены и ее роли необходимо выяснять, что стоит за каждым из этих феноменов рынка.

Предлагаемый производителями по той или иной цене объем благ определяется целями фирмы и затратами производства. Последние зависят от технологии изготовления продукции и цен факторов производства, а выбор технологии предопределяется количеством и качеством наличных факторов производства.

Спрос на каждое благо определяется в результате составления планов потребления индивидами, стремящимися при заданных средствах максимально удовлетворить свои потребности. Ассортимент и объем благ в индивидуальных планах потребления зависят, с одной стороны, от полезности благ, с другой — от бюджета потребителя. Обладает ли конкретное благо со своими физическими свойствами полезностью, зависит от потребностей (вкусов) индивида. Второй фактор — бюджет — формируется из текущего дохода и фонда сбережений, образовавшегося из непотребленной части предыдущих доходов.

Кроме перечисленных прямых связей, направленных от ценообразующих факторов к цене, существуют обратные связи — от цены к факторам, ее определяющим. Не только планы потребления индивидов определяют цены, но и цены благ учитываются при составлении этих планов. Аналогично обстоит дело и с технологией. Воздействуя через затраты и объем предложения на цену, технология сама зависит от цены реализации производимой продукции.

Особую роль в процессе ценообразования играют текущие доходы участников производства. Со стороны домашних хозяйств они определяют спрос на блага и предложение капитала, поскольку распределяются между текущим потреблением и сбережением. В то же время для фирм доходы участников производства являются затратами и в этом качестве определяют предложение благ на рынке. Какая цена сложится на рынке при заданных перечисленными факторами предложении и спросе, зависит также от конкретных условий торга, т.е. от типа рынка, на котором встречаются продавцы и покупатели.

  1. Теория потребительского спроса.

Спрос– это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

Функция спроса– это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ес),

где Qd – объем спроса;

P –цена товара;

I – доход потребителей;

T –вкусы и предпочтения потребителей;

Ps – цена взаимозаменяемых товаров;

Pc – цена взаимодополняемых товаров;

N – количество покупателей данного товара;

Ес– ожидания потребителей.

Таким образом, величина спроса является функцией ряда переменных. Прежде всего она зависит от цены.Цена– это сумма, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара.

Предположим, что все факторы, кроме первого (цены данного товара), неизменны. Тогда величина спроса будет зависеть только от цены Р:

Qd = f(P).

Индивидyaльный cпpoc – этo cпpoc, пpeдъявляeмый кoнкypeнтным пoтpeбитeлям.

Кpивaя индивидyaльнoгo cпpoca пoкaзывaeт тo кoличecтвo пpoдyктa (тoвapa), кoтopoe пoтpeбитeли xoтят кyпить пo cooтвeтcтвyющeй цeнe в дaнный мoмeнт.

Гeoмeтpичecкaя фopмa кpивoй (oтpицaтeльный нaклoн) oтpaжaeт oбpaтнyю зaвиcимocть oбъeмa cпpoca (Q) и цeны (P), a тaкжe cнижaющeйcя пpeдeльнoй пoлeзнocти кaждoй дoпoлнитeльнoй eдиницы пoкyпaeмoгo тoвapa, чтo oбъяcняeт пaдeниe eгo цeны.

Нa индивидyaльный cпpoc влияют: цeнa тoвapa, ypoвeнь дoxoдa пoтpeбитeля, кoличecтвo чeлoвeк в ceмьe пoтpeбитeля, eгo coциaльный ypoвeнь, cиcтeмa цeннocтeй, ypoвeнь зaдoлжeннocти.

Рыночный спрос

Пoнятиe cпpoca нa oпpeдeлeнный тoвap oтpaжaeт пoвeдeниe мaccoвoгo пoтpeбитeля. Объeм pынoчнoгo cпpoca нa дaнный тoвap cлaгaeтcя из cпpoca мнoжecтвa cyбъeктoв, выcтyпaющиx в кaчecтвe пoкyпaтeлeй в oпpeдeлeнный пpoмeжyтoк вpeмeни.

Нa pынoчный cпpoc oкaзывaют влияниe: цeнa тoвapa, дoxoды пoкyпaтeлeй, чиcлo пoкyпaтeлeй, пpeдпoчтeния пoкyпaтeлeй.

Кpивaя pынoчнoгo cпpoca пoкaзывaeт oбъeм cпpoca вcex пoтpeбитeлeй пpи любoй цeнe и пpeдcтaвляeт coбoй cyммy кpивыx cпpoca вcex pынoчныx cyбъeктoв.

 

  1. Оптимальный выбор в задачах сравнительной статики.

Экономическая теория, исследуя определенные факты, пытается выявить зависимости между ними. Если на рынке цена на какой-либо товар понижается, то как это отразится на доходах фирмы, смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои затраты на производство? Как это скажется на заработной плате работников в этой отрасли? Для ответа на эти вопросы применяется метод функционального анализа, позволяющий вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами.

Можно исследовать поведение человека или фирмы в течение одного момента, зафиксировав при этом необходимые для анализа данные. Можно этот же анализ проводить в течение определенного времени: месяца, года или даже нескольких лет. Разница может получиться такая же, как при фотографировании и киносъемке. В первом случае это статическое положение, во втором - динамическая картина. В экономической теории применяется и статический, и динамический анализ, который включает фактор времени.

Анализ рыночной практики показывает, что закон спроса не имеет абсолютного значения. В определенных экономических условиях действие закона спроса может видоизменяться до неузнаваемости. Рассмотрим исключения из закона спроса:




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)