Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.
Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани
Класс: 9 А.
Тема урока: §16 «Понятие о скорости химических реакций».
Программа: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.
Цель: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентрации, площади соприкосновения реагирующих веществ, наличия катализатора, температуры, природы реагирующих веществ).
Задачи:
а) образовательные: расширить и углубить знания о химических реакциях; сформировать понятия о скорости химической реакции, рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.
б) Развивающие: развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.
в) Воспитательные: воспитывать доброжелательное и деликатное отношение друг к другу, умение работать в коллективе; формировать дисциплинированность и внимательность при организации учебного труда.
Форма организации обучения: групповая, индивидуальная, фронтовая.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Опорные знания:химическая формула,химические явления, уравнение химической реакции, взаимодействие кислот с металлами.
Новые знания:скорость реакции, гетерогенные реакции, гомогенные реакции, катализатор, каталитические реакции, ингибитор.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Понятие о скорости химических реакций», видеофрагменты.
Реактивы и оборудования для демонстрационных экспериментов: иодид калия, нитрат серебра, магний, соляная кислота, пробирки(2 шт.), штатив, поднос.
Литература: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.
Электронные ресурсы:
· Метод-сборник журнал для работников образования (План - конспект урока «Скорость химических реакций») http://metod-sbornik.ru/images/soderjanie/Estestv.nauki/Ивкина%20Ю.В.%20Скорость%20химических%20реакций.pdf
· http://psychology-msk.ru/referat/konspekt-otkrytogo-uroka-po-khimii-9-klass/
· Глобус24 мир образования (Конспект урока по Химии "Скорость химических реакций. Химическое равновесие" 8-9 класс)
http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-himii-skorosty-himicheskih-reaktsiy-himicheskoe-ravnovesie-8-9-klass
Этап урока
| Время, мин
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
|
Организационный момент
|
| Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует.
| Готовятся к уроку, приветствуют.
|
Актуализация
|
| Ответьте на несколько вопросов.
1. Как происходит химическая реакция?
2. Чем определяется скорость химической реакции?
3. Зачем нужны знания о скорости химической реакции?
4. Какими примерами из жизни вы можете подтвердить, что химические реакции протекают с разными скоростями?
|
1. Реакция происходит при столкновении реагирующих веществ.
2. Количеством происходящих столкновений между молекулами.
3. Чтобы контролировать и управлять технологическими процессами и прогнозировать их протекание
4. Ржавление железа, горение спички, почернение серебряных украшений, скисание молока, гниение и т.д.
|
Мотивация
|
| Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Химические реакции» и познакомимся с понятием «скорость реакции».
В курсе физики и математики вы сталкивались с термином «скорость», что он означал, в каких единицах измерения он рассчитывался?
В химии тоже есть такое понятие, но оно характеризует химические процессы. С этими процессами вы сталкивались, но, порой не задумывались об этом: почему продукты питания портятся (многие быстро), зачем их помещают в холодильник, как быстро сгорает топливо в авто, а коррозия продолжается годы (но зимой этот процесс гораздо интенсивнее)?!
Усвоив материал урока, вы сможете ответить на данные вопросы, выявите, какие факторы влияют на эти процессы.
|
Скорость - это физическая величина, характеризующая быстроту движения, измеряемая расстоянием, пройденным за единицу времени. (м/с)
|
Сообщение темы и задач урока
|
| Тема сегодняшнего урока «Понятие о скорости химических реакций». Откройте тетради, запишите число и тему.
Задача сегодняшнего урока: сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение.
| Записывают дату и тему урока.
|
Изучение нового материала
|
| Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию.
Скорость химической реакции - это величина, показывающая как изменяются концентрации исходных веществ или продуктов реакции за единицу времени. Обозначается v . Измеряется моль/л-сек. Запишите определение термина.
Скажите, что описывает превращение веществ?
Как называются вещества вступающие в реакцию?
Как называются вещества, которые получаются в ходе химической реакции?
Допустим, что в закрытом сосуде протекает реакция:
А + В = С + D
Концентрация исходного вещества, например, А в момент начала реакции (t1) составляла с1. В момент когда реакция прошла(t2) концентрация вещества станет с2. Тогда скорость реакции можно изобразить так:
=-
V- скорость реакции;
с2-с1- изменение концентрации вещества за некоторый промежуток времени;
t2-t1- промежуток времени, в течение которого изменяется концентрация вещества.
В ходе реакции концентрация исходного вещества уменьшается, поэтому поэтому перед скоростью реакции стоит «-».
Подумайте, что будет если изменить концентрацию продуктов реакции.
Таким образом, в ходе реакции концентрация продуктов реакции увеличивается, поэтому в выражении скорости стоит знак «+».
Различают гомогенные и гетерогенные реакции. Как вы думаете, какие реакции называются гомогенными? А гетерогенными?
Запишите в тетради определения термина гомогенной реакции.
Гомогенная реакция-это реакция, в которой отсутствует поверхность раздела между реагирующими веществами (все вещества образуют однородную среду). Они протекают во всем объеме.
Учитель проводит демонстрационный эксперимент.
Какого цвета исходные растворы? Какую среду они имеют?
Что наблюдаете? Изменился ли цвет раствора?
Осадок образуется только в одном месте раствора или во всем объеме раствора?
Напишите в тетрадях уравнение реакции взаимодействия иодида калия с нитратом серебра.
Запишите определение термина «гетерогенные реакции».
Гетерогенные реакции- реакции, в которых реагирующие вещества отделены друг от друга поверхностью раздела. Они протекают на поверхности соприкосновения твердого вещества и газа, твердого вещества и жидкости, между двумя твердыми веществами.
Учитель проводит демонстрационный эксперимент.
Какое агрегатное состояние имеют исходные вещества?
Одинаковые ли агрегатные состояния этих веществ?
Что наблюдаете?
Реакция протекает на поверхности соприкосновения магния и соляной кислоты.
Напишите в тетрадях уравнение реакции взаимодействия магния с соляной кислотой.
Факторы, влияющие на скорость химических реакций:
· Природа реагирующих веществ
· Концентрация вещества
· Площадь соприкосновения реагирующих веществ
· Температура
· Катализатор
Подробно рассмотрим каждый фактор.
Напишите в тетради название подтемы «Факторы влияющие на скорость реакции».
1 фактор-Природа реагирующих веществ.
Внимательно посмотрите видео и скажите: какие химические реакции показаны на видео и как влияет природа реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Взаимодействие каких веществ было показано на видео?
Напишите уравнение реакции.
Вещества с различными типами химической связи, с разным строением молекул, с разной химической активностью, сильные и слабые электролиты взаимодействуют с другими веществами в реакциях с различной скоростью. Запишите в тетради.
2 фактор- Концентрация реагирующих веществ.
Внимательно посмотрите видео и скажите: какие химические реакции показаны на видео и как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Взаимодействие каких веществ было показано на видео?
Напишите уравнение реакции.
Взаимодействие между молекулами возможно лишь при условии их столкновения. Следовательно, чем чаще эти столкновения в единицу времени, тем выше скорость реакции. Вероятность столкновения реагирующих частиц возрастает с увеличением их концентрации. Запишите в тетради.
3 фактор -Температура.
Внимательно посмотрите видео и скажите: какая химическая реакция показана на видео и как влияет температура на скорость химической реакции.
Далеко не каждое столкновение молекул реагирующих веществ приводит к химическим реакциям между ними. Для того, чтобы при столкновении молекул произошла химическая реакция, эти молекулы должны быть «активными», т.е. обладать повышенной кинетической энергией - энергией активации. При повышении температуры возрастает доля таких «активных» молекул. Скорость большинства химических реакций при повышении температуры возрастает.
Температуры - Я.Х. Вант-Гофф
«Повышение температуры на каждые 10ºС приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)». Запишите.
4 фактор- Катализатор.
Внимательно посмотрите видео и скажите: какая химическая реакция показана на видео и скажите как влияет катализатор на скорость химической реакции.
Какая реакция была показано на видео? Напишите уравнение реакции.
Катализаторами называются вещества, которые увеличивают скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются. Ингибиторы-вещества, которые замедляют скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются.
Запишите определения терминов в тетради.
|
Записывают в тетради определение термина.
уравнение химической реакции
исходные вещества
продукты реакции
Записывают в тетради формулу и обозначения.
=+
(у доски записывает один ученик)
Гомогенные – в однородной среде (газ/газ, жидкость/жидкость) а гетерогенные – неоднородной среде (твёрдое/жидкость, газ/твёрдое, жидкость/газ)
записывают определение термина.
Растворы бесцветные. Жидкости.
Да, цвет изменился, образовался желтый осадок.
Осадок образуется во всем объеме раствора.
На доске записывает 1 ученик.
KI + AgNO3 = Ag↓ + KNO3
Записывают определение термина
Магний- твердое вещество, соляная кислота- жидкость.
У реагирующих веществ разные агрегатные состояния.
Реакция протекает на поверхности магния
на доске записывает 1 ученик.
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑
Смотрят видео и предлагают варианты ответов.
На видео было показано взаимодействие уксусной кислоты с цинком и взаимодействие соляной кислоты с цинком.
2CH3COOH + 2Zn = 2(CH3COO)2Zn + H2 (записывает учитель)
H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2↑
(записывает ученик у доски)
Записывают.
Смотрят видео и предлагают варианты ответов.
На видео было показано взаимодействие концентрированной и неконцентрированной серной кислоты с цинком
H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2↑
5H2SO4 (конц.) + 4Zn = 4ZnSO4 + H2S↑ + 2H2O
(записывает ученик у доски)
Записывают.
Смотрят видео и предлагают варианты ответов.
Записывают.
Смотрят видео и предлагают варианты ответов.
MnO2
2Н2О2 = 2Н2 + О2↑
(ученик записывает у доски)
Записывают определения термина «катализатор» и «ингибитор».
|
закрепление изученного материала
|
| Ответьте на вопросы:
1. Как объяснить, что в пищеварительном тракте гидролиз сахарозы
происходит при температуре всего 36,6°С, а в пробирке приходится подкислять раствор и кипятить?
2. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?
|
1. Гидролиз сахарозы в пищеварительном тракте идет под действием ферментов, поэтому возможен при более низких температурах, чем в лабораторных условиях.
2. При низких температурах замедлены скорости всех реакций, в том числе брожения и гниения, которые могут происходить в скоропортящихся продуктах.
|
Подведение итогов урока и оценивание
|
| Вы сегодня познакомились с понятием скорость химической реакции и факторами, влияющими на ее изменение (концентрация, площадь соприкосновения реагирующих веществ, наличие катализатора, температура, природа реагирующих веществ).
Выставление оценок.
|
|
Домашняя работа
|
| §16 «Понятие о скорости химических реакций» изучить, выполнить задания 1-4 на странице 83 письменно в тетради (выбрать один ответ из предложенных).
| Записывают в дневниках домашнее задание
|
Проверил учитель химии
Самохина Татьяна Александровна:
Дата: