Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.
Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани
Класс: 9 А.
Тема урока: §18 "Кислород" и §19 "Озон. Аллотропия".
Программа: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.
Цель: познакомить с новым химическим элементом и простым веществом – кислородом и изучить методы получения, способы собирания, аллотропные видоизменения, физические и химические свойства кислорода.
Задачи:
а) образовательные: сформировать представление понятий: «кислород – химический элемент», «кислород – простое вещество», «аллотропия» и «аллотропные видоизменения» кислорода; изучить методы получения кислорода в лаборатории и способы его собирания, рассмотреть физические и химические свойства и применение кислорода; познакомить учащихся со свойствами озона и его влиянии на существование всего живого на земле.
б) Развивающие: развивать способность к анализу, умения использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления. развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; активизировать мышление учащихся с помощью беседы.
в) Воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению и культуры поведения, общения и умственного труда; воспитание умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля; показать связь изучаемой темы с жизнью; воспитание научного мировоззрения на основе взаимосвязи свойств и строения кислорода.
Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Опорные знания: экзотермические реакции, термохимическое уравнение, эндотермические реакции,относительная молекулярная масса, строение электронной оболочки атома, вещество, элемент.
Новые знания: реакция горения, медленное окисление, озон, аллотропия, аллотропные видоизменения, озонатор.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Кислород», видеофрагменты.
Литература: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.
Электронные ресурсы:
· Конспект урока по теме: "Кислород. Оксиды. Горение" http://pandia.ru/text/77/465/842.php
· Урок по химии в 9 классе: «Кислород» http://apruo.ru/razrabotki-urokov/konspekti-urokov-chimii/977-urok-po-chimii-v-9-klasse-kislorod.html
· wallit студенту школьнику (Конспект урока по химии в 8 классе Кислород Физические и химические свойства) http://wallit.ru/studentu/1-kurs/konspekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-kislorod-fizicheskie-i-khimicheskie-svoistva/\
· Методика проведения урока по теме "Аллотропия веществ" http://revolution.allbest.ru/pedagogics/d00251862.html
· Инфоурок (Конспект урока по химии на тему "Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли. Горение веществ в воздухе" (8 класс)) http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_himii_na_temu_allotropiya_kisloroda._ozon_i_znachenie_ozonovogo_sloya_zemli.-376551.htm
· фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Урок по химии по теме "Озон") http://festival.1september.ru/articles/578866/
Этап урока
| Время, мин
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
| Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует.
| Готовятся к уроку. Приветствуют.
|
Актуализация
|
| Проверка домашнего задания: задание 1 на странице 86 (на доске выполняют 4 ученика).
Самостоятельная работа (приложение 1.)
| CuO + H2 = Cu + H2O
Это реакция:
7. Замещения;
8. Окислительно-восстановительная;
9. Необратимая;
10. Экзотермическая;
11. Каталитическая;
12. Гетерогенная.
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O + Q
Это реакция:
7. замещения;
8. Окислительно-восстановительная;
9. необратимая;
10. Экзотермическая;
11. каталитическая;
12. Гомогенная.
|
Мотивация
|
| Сегодня мы с вами будем говорить о веществе, которое можно охарактеризовать так: вездесущий, всемогущий, невидимый. На первый взгляд может показаться, что его вообще не существует.
Это самый распространенный химический элемент периодической системы Менделеева. Он входит в состав воды (89%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара, образуя его водную оболочку – гидросферу, в состав воздуха (21%), который образует воздушную оболочку земли – атмосферу. Как вы считаете, о каком химическом элементе идет речь?
Правильно, это кислород.
|
Кислород.
|
Сообщение темы и задач урока
|
| Тема сегодняшнего урока «Кислород. Озон.». открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока .
Задача урока: изучить методы получения кислорода в лаборатории, рассмотреть физические и химические свойства и применение кислорода; познакомить учащихся со свойствами озона и его влиянии на существование всего живого на земле.
| Записывают дату и тему урока.
|
Изучение нового материала
|
| Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию.
Кислород может быть в двух видах:
1.кислород- как химический элемент
2. кислород как простое вещество
Ребята, а теперь, помогите мне разобраться, все ли ребята понимают различие в понятиях «вещество» и «элемент».
Я прочту предложения, вы определите, в каких из них говорится о кислороде как об элементе, а в каких из них говорится о кислороде как простом веществе. Если речь идет об элементе, то поднимите одну руку, а если о простом веществе, то обе руки.
1. В составе воды есть кислород.
2. В состав воздуха входит кислород.
3. Кислород растворен в воде.
4. Кислород входит с состав ржавчины.
5. Кислород обязательный участник процесса горения.
6. Кислород, водород и углерод входят в состав сахара.
Составьте и запишите в тетради характеристику химического элемента по плану (в тетради):
1. Название химического элемента, его символ.
2. Атомный номер.
3. Номер периода и группы.
4. подгруппа (главная или побочная).
5. Заряд ядра атома, число протонов и нейтронов в ядре атома.
6. Общее число электронов.
7. Число занятых электронами энергетических уровней;
8. Число электронов на внешнем уровне;
9. Схема строения электронной оболочки атома.
Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Как же его открыли?
В начале XVII веке выделен газ К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание.
В 1750 году М. В.Ломоносов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.
В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Джозефом Пристли.
В 1775 году Антуан Лоран Лавуазье он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах. Дал название «кислород».
Как вы думаете чего в природе больше – простых веществ или химических элементов? Оказывается, простых веществ существует гораздо больше, чем химических элементов. Это связано с явлением аллотропии– существованием химического элемента в виде нескольких простых веществ. Запишите определение термина.
Разные простые вещества, образованные одним и тем же элементом, называют аллотропными видоизменениями. Существование аллотропных видоизменений связано с разным строением простых веществ или с различным числом атомов, входящих в состав молекул этих веществ.
Запишите определение термина.
Кислород кроме двухатомной молекулы кислорода (О2), образует еще одно простое вещество, которое состоит из трех атомов кислорода. Таким образом, кислород и озон- это аллотропные видоизменения одного и того же химического элемента- кислорода.
Внимательно слушайте рассказ и заполните таблицу.
(приложение 2)
Физические свойства кислорода.
О2 – газообразное вещество, не имеет цвета, вкуса, запаха. малорастворим в воде. О2 – сжижается при очень низкой температуре: - 183 °С, а при температуре -219 °С он затвердевает. Плотность 1,43 г/л.
Физические свойства озона
Озон – газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического разряда, знает запах этого газа очень хорошо. Малорастворимый в воде. Ткип = -1120С, Тпл = -1970С. Плотность 2,14 г/л.
Сжижается озон легче, чем кислород, и потому их несложно разделить.
Химические свойства кислорода.
Кислород взаимодействует с простыми веществами (металлами и неметаллами) и сложными веществами при нагревании при этом выделяется теплота и свет.
Запишите новые понятия: медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно, с постепенным выделением теплоты, и не сопровождается выделением света. Горение – это реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
Практически во всех реакциях кислород-окислитель.
Рассмотрите как реагирует кислород с простыми веществами.
взаимодействие кислорода с железом (видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=ePFd70GeqCk )
как горит железо в кислороде?
Напишите уравнения реакции в тетради.
Посмотрите видео взаимодействие кислорода с серой и скажите есть ли различия горения вещества в воздухе и в кислороде или они одинаковые?
взаимодействие кислорода с серой (видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=QKDS39c8UF4 )
в какой цвет окрасилось пламя в воздухе и в кислороде? Есть ли различия?
Напишите уравнение реакции взаимодействия кислорода с серой.
взаимодействие кислорода с фосфором
(видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=s3V8SPy0ip0 ).
как горит фосфор в кислороде?
Напишите уравнение реакции взаимодействия кислорода с фосфором.
Окисление сопровождается выделением теплоты. Например:
2Сu + O2 = 2CuO + Q
Как называются реакции, протекающие с выделением теплоты и реакции с поглощением теплоты?
Правильно. Примером эндотермической реакцией является взаимодействие кислорода с азотом. Напишите уравнение в тетради.
Химические свойства озона
Озон — мощный окислитель, намного более реакционноспособный, чем двухатомный кислород. Окисляет почти все металлы (за исключением золота, платины и иридия) до их высших степеней окисления. Окисляет многие неметаллы. Продуктом реакции в основном является кислород.
Получения О2 в лаборатории.
1. Чаще всего кислород получают нагреванием перманганат калия
( видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=m_4hLiJso-Y)
2KMnO4→K2MnO4 +MnO2 +O2
Напишите уравнение реакции в тетрадь.
2. Удобно получать кислород в лаборатории из пероксида водорода:
(видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=-kem8rOavEo)
Напишите самостоятельно уравнение реакции разложения пероксида водорода под действием катализатора.
3. На современных атомных подводных лодках, где имеется мощный и почти неисчерпаемый источник электрической энергии, есть возможность получать кислород разложением воды под действием электрического тока (электролизом воды):
( видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=Le3Jxjx7ABs )
Напишите уравнение реакции разложения воды в тетради.
О каких способах получения кислорода в лаборатории вы узнали?
Получение О2 в промышленности.
В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196°С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 °С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса.
В природе кислород образуется вследствие фотосинтеза в зеленых листьях растений. Упрощенная схема этого процесса такова:
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2↑
В лаборатории озон получают в специальных приборах-озонаторах-при пропускании слабого электрического разряда через кислород:
3О2=2О3
Посмотрите строение озонатора в учебнике на рисунке 26 на странице 93.
|
Да.
1. элемент
2. вещество
3. вещество
4. элемент
5. вещество
6. элемент
Записывают в тетради. 1 ученик записывает у доски.
1. Кислород,
химический знак – O;
2. атомный номер-8;
3. период – 2 ,группа – VI;
4. подгруппа – главная;
5. заряд атома+8, 8 протонов и 8 нейтронов;
6. 8 электронов;
7. 2 уровня;
8. 6 электронов;
9.
1s22s22p4
Записывают в тетрадь.
Записывают в тетрадь определение термина.
Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.
Записывают определения терминов: «медленное окисление», «горение».
разбрасывая яркие искры окалины
2О2 + 3Fe = Fe3O4
Один ученик записывает на доске.
В воздухе сера горит еле заметным голубым пламенем, в кислороде- ярким синим пламенем.
S + O2 = SO2 + Q
Один ученик записывает на доске.
ослепительно ярким пламенем. Цилиндр наполняется густым белым дымом
5O2 + 4P = 2P2O5
Один ученик записывает уравнения у доски.
Экзотермические реакции (выделение теплоты);
Эндотермические реакции (поглощение теплоты)
N2 + O2 = 2NO – Q
(у доски записывает один ученик)
Записывают уравнение реакции в тетрадь.
Записывают в тетради. 1 ученик записывает на доске.
MnO2
2H2O2 = 2H2O +O2
Эл.ток
2H2O = H2↑+O2↑
Получение кислорода:
1. Разложением перманганата калия;
2. Разложением пероксида водорода;
3. Разложением воды под действием электрического тока.
Записывают.
Записывают.
Записывают и работают с изображением в учебнике.
|
Закрепление изученного материала
|
| Выберите правильные суждения:
1. Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией.
2. Озон - это аллотропная модификация кислорода.
3. Кислород химически активнее озона.
4. Озон тяжелее воздуха.
5. Озоновый слой предохраняет поверхность земли от перегрева.
6. Кислород и озон - это единственные аллотропные видоизменения.
|
1. +
2. +
3. –
4. +
5. +
6. –
|
Подведение итогов урока и оценивание
|
| Сегодня вы узнали о распространенности кислорода в природе, о способах его получения, физических и химических свойствах кислорода, аллотропных модификациях, а также об учёных, которые совершили открытие кислорода.
|
|
Домашнее задание
|
| §17 изучить.
Выполнить задание 5 на странице 92 письменно в тетради (объяснение).
| Записывают домашнее задание в дневниках.
|
Проверил учитель химии
Самохина Татьяна Александровна:
Дата:
Приложение 1.
Самостоятельная работа.
На основе классификации химических реакций охарактеризуйте реакции:
1 вариант:
CaO + H2O = Ca (OH)2 + Q
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 — Q
2 вариант
C + O2 = CO2 + Q
2NH3 ↔ N2 +3H2 — Q
3 вариант
2SO2 + O2 = 2SO3 + Q
2Н2О = 2Н2 + О2 — Q
4 вариант
H2O + C = CO + H2 + Q
Zn(OH)2 = ZnO + H2O - Q
Приложение 2.