Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»



2015-12-15 4075 Обсуждений (0)
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

Задачи:

1.Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей

2.Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.

3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.

4.Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.

 

 

Ход занятия

 

1. Организационная часть.

Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок).

 

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Зверь усатый, полосатый,

 

Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)

 

Весит он триста тонн,

Тонна ушки, тонна ножка

-Вот так «Крошка»!

Уши как колеса,

Хобот вместо носа» (Слон)

2. Разбор содержания каждой картинки.

 

Кто изображен на этой картинке? Тигр.

Кого вы видите на этой картинке? Тигра, зайчиков.

Сколько здесь зайчиков? Здесь три зайчика..

Что делают зайчики? Зайчики пляшут (танцуют).

 

 

Где пляшут зайчики? На полянке (лужайке).

«Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке».

Что еще изображено на картинке (указание на фрагмент картинки)? Лес

 

Что делает тигр? Тигр бежит за зайцами.

Что сделали зайцы? Зайцы побежали к реке.

Куда они побежали?

Кого вы еще видите на этой картинке? Слона.

 

Что сделали зайчики? Зайчики прыгнули на слона.

Что сделал тигр? Тигр остановился, встал на задние лапы.

 

Куда перебрались зайчики? Зайчики перебрались на другой берег реки.

Что сделал слон? Слон облил тигра водой.

А что делают зайчики? Они снова танцуют.

 

3. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне.

 

Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа.

Например, по 2-ой картинке:

Что здесь нарисовано? Река..

По 4-ой картинке:

Какой водой облил слон тигра? Холодной водой

Детям предлагается составить предложение со словоформой «холодной»: Слон облил тигра холодной водой.

 

4. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам-фрагментам (по цепочке).

 

 

Занятие 7.

 

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Цель: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

Задачи:

1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей

2.Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.

3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию.

4.Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон.

 

Ход занятия

 

1. Организационная часть.

2. Игра-упражнение «Будь внимателен!» Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.

 

На лужайке танцевали три... (зайчика); Из леса выскочил... (тигр); Зайцы побежали к... (реке); На речке они увидели...(слона); Зайчики залезли на спину.... (слону); Слон набрал хоботом... (воду); Он облил тигра... (водой) и др.

3. Составление рассказа.

§ Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога:

а) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды...

б) Что зайчики стали делать на лужайке?

в) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики?

Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа.

§ Составление детьми рассказа по двум-трем фрагментам серии с включением составленной завязки.

 

При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа:- стимулирующие вопросы («Что было потом?» и др.), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы-высказывания (начального слова очередной по смыслу фразы).

4. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога).

 

а) Как вы думаете, что потом сделал тигр?

б) Что сказали зайчики слону?

в) А что слон сказал зайчикам?

 

(При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос:«Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то...»).

 

5. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).

План рассказа:

§ Кто и что делал на лужайке?

§ Что случилось потом?

§ Куда побежали зайчики?

§ Как им удалось спастись от злого тигра?

§ Чем закончилась эта история?

 

По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.

6. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа):

зайчики — веселые, находчивые; тигр — страшный, свирепый (злой); слон — добрый, сильный и т.п.

 

7. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка).

 

8. Анализ детских рассказов. Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР на основе игровых приемов – это специальное направление в коррекционной работе, способствующее овладению навыками полноценного речевого общения, умению более свободно пользоваться разнообразными синтаксическими, грамматическими и морфологическими формами языка.

В исследовании были рассмотрены особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР. Теоретический анализ научно-методической литературы по данному вопросу показал, что предлагаются различные методики по формированию связного высказывания у различных категорий детей. Поэтому проблема формирование связной монологической речи является одной из самых актуальных в логопедии.

Результаты констатирующего эксперимента в дошкольном учреждении показали, что старшие дошкольники с ОНР испытывают значительные трудности в формировании и овладении связным высказыванием, в результате чего появляется большое количество ошибок в ходе коррекционных занятий. У большинства старших дошкольников с ОНР связные высказывания чаще короткие, состоящие из одного – двух слов; отмечается непоследовательность высказываний, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; высказывания детей состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

Следует отметить, что в настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, игровых приёмов формирования связной речи, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции на логопедических занятиях.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

 

 

 



2015-12-15 4075 Обсуждений (0)
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4075)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)