Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Даосизм (основы психофизической регуляции)



2015-12-15 480 Обсуждений (0)
Даосизм (основы психофизической регуляции) 0.00 из 5.00 0 оценок




Главная задача даосской практики психотренинга и психической саморегуляции (так называемой даосской йоги) заключается в выявлении изначально заложенного в нем космического начала, а не в подчинении человека началу биологическому; в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам - с тем чтобы устранить все препятствия для естественного и полного самопроявления всех процессов на микроуровне. В результате человек становится равноправным во всех отношениях членом «космической триады: небо - земля - человек».

Предельным выражением всеобщей закономерности функционирования Вселенной есть «великое дао», кото­рое отождествляется даосами с «истинной сущностью человека» и в полном подчинении которому они видят выс­шую цель культурного и физического развития челове­ческой личности.

Еще в те далекие времена, когда Даосизм зарождался, использование физических упражнений строго регламен­тировалось в зависимости от времен года, месяца, недели, дня недели, часа, положения Звезд, Луны и многого другого. Высшим достижением даосской практики провозглашалось состояние полной идентичности «истинной сущности» человека «истинной сущности» всех вещей и явлений.

Погружаясь в гармонию движения и как бы растворяясь в нем, занимающийся становится частью Вселенной. Он не делает искусственных усилий в движениях, но вместе с тем его упражнения образуют красоту и гармонию.

Свободное движение, непринужденное дыхание, правильно подобранная музыка и полное внутреннее раскрепощение и расслабление - вот то необходимое (но еще не достаточное) условие, которое влияет на процесс оздоровления психофизического состояния занимающегося.

Ушу.Ушу - одна из известнейших восточных систем психо­физического совершенствования. В большей мере она из­вестна как система, обучающая воинскому искусству - ведения боя и самообороны. В значительной мере такое определение ушу связано с художественным представле­нием в различных кино- и телефильмах и некоторыми сведениями о том, что ушу зародилось в древние времена как система самообороны монахов и сельских жителей.

Вероятно эта информация имеет основания. Однако в аспекте рассматриваемых вопросов следует подчеркнуть, что ушу несет в себе и оздоровительную функцию.

Во-первых, она вбирает в себя многие каноны пере­численных выше оздоровительных систем; во-вторых, имея в виду даже обучение воинскому искусству, следует при­знать оздоровительно—развивающее значение приме­няемых в ушу комплексов; в-третьих, эта система доста­точно четко отделяет адресность тех или иных комплек­сов тем, кому нужно стать воином или «оборонцем», и тем, кому нужно развивать и сохранять здоровье.

Не повторяя изложенное выше, покажем здесь другие основные положения этой системы оздоровления.

Методика упражнений в ушу основана на координации работы сознания и дыхания в процессе действий ди­намического и статического характера. Важной особенностью выполнения всех действий являются замедления и активные расслабления, не допускающие и излишнего напряжения и, в то же время, вялости действий. Это достигается способностью регулировать различные внутрен­ние процессы в организме, равномерным распределением нагрузки на все группы мышц и активной релаксацией.

В подборе оздоровительных упражнений требования ушу сводятся к следующему:

1) основу оздоровительного ушу должны составлять движения национальной школы тай-цзы-цюань;

2) занятия проводятся на естественных площадках и без специального оборудования;

3) комплексы из простейших видов упражнений вы­полняются 4-6 минут;

4) движения последовательно усложняются.

Комплексы предполагают стандартную последователь­ность упражнений и именуются по количеству входящих в них фрагментов: «24», «48», «68» и т. п.

Среди характерных признаков таких комплексов упражнений оздоровительного ушу можно выделить следу­ющие:

- характер действий: плавность и закругленность движений, их малая и средняя амплитуда;

- режим действия: на фоне относительно медленного темпа, равномерность и непрерывность действий;

- рабочие позы: прямое, вертикальное положение туловища и головы;

- сопровождающие условия: расслабленность, мысленное сопровождение движения и зрительный контроль задвижением рук; равномерное, нефорсированное дыхание;

- условия обеспечения занятия: соблюдение относительной тишины, ограничение внешних раздражителей, вплоть до полного их исключения, внутреннее спокойствие, сосредоточенность.

Такие требования к организации занятий ушу и выполнению упражнений определяют и соответствующие методические правила:

1)строгая очередность движений в комплексе;

2)постижение «смысла» каждого упражнения и их конкретная адресация;

3)доступность комплекса для любого пола и возраста;

4)глубокая вера в пользу упражнения как мотивационная основа занятия;

5)доведение степени владения упражнением до автоматизма навыков при безошибочном их выполнении;

6)постоянное совершенствование мастерства, подразумевающее последовательный переход ко все более сложным комплексам.

При этом эффективным способом разучивания комплексов считается дробление их на отдельные упражнения или части, которые могут состоять из 3-8 упражнений, но с обязательным последующим объединением их.

Этапы обучения упражнениям в ушу в целом сходны с общепринятыми в физическом воспитании: первый этап предусматривает освоение внешних форм и последовательности движений одного комплекса; второй этап - уточнение деталей и стилистики движений, соединение отдель­ных фрагментов в целостную комбинацию, выбор индиви­дуального темпа движения и постановка соответствующего дыхания; третий - автоматизация и гармонизация движений, объединение внешних форм двигательного выражения с внутренним содержанием (осмысление движений), управление психическим и физическим состояниями.

Основной эффект воздействия упражнений ушу на организм занимающегося - общеразвивающий (возбуждающий) или оздоровительный (успокаивающий). Помимо такого общего воздействия возможен частный лечебный или профилактический эффект, поскольку считается, что физическое воздействие через возбуждение нервно-эндокринных центров влияет на состояние различных функциональных систем.

Перечисленные характерные признаки ушу дают основание рекомендовать ее элементы для занятий в домашних условиях и различных индивидуально-групповых формах.

Помимо оздоровительного направления ушу, в Китае популярно его спортивное направление. Выполнение комплексов упражнений производится в соответствии с определенными правилами соревнований, согласно которым оцениваются качество, трудность и содержание выполненных упражнений.

Соревнования разделяются на индивидуальные, в парах и тройках. Упражнения могут выполняться без пред­метов и с предметами: палкой, мячом, цепью и др. Груп­повые упражнения напоминают виды единоборств или схватку с соперником, а основу их составляют приемы нападения и защиты.

Зрительно такие поединки воспринимаются как серии быстрых и точных телодвижений с короткой остановкой между сериями в той или иной позе. Глубокие выпады и приседания чередуются с движениями ударного и махового характера. Начало и окончание поединка имеют соответствующее ритуальное оформление.

Классификация спортивного ушу имеет пять разрядов. В соревнованиях могут участвовать как мужчины, так и женщины, но смешанные поединки исключены.

Соревнования проводятся по многоборью, включающему шесть видов упражнений: два упражнения различных стилей ушу, три упражнения с предметами и одно — поединок с соперником.

В целом спортивное ушу считается не травмоопасным видом. Оно привлекает массы занимающихся своей эмо­циональностью, доступностью и, конечно, демонстрацией ловкости. Тем не менее, для овладения высоким мастер­ством в спортивном ушу требуется многолетняя подготовка под руководством специалиста и высокоинтенсивные тренировки с соблюдением многих специфических условий и правил.

В массовом же применении, как показывает история, ушу является эффективным средством психофизического совершенствования.

 

 



2015-12-15 480 Обсуждений (0)
Даосизм (основы психофизической регуляции) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Даосизм (основы психофизической регуляции)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)