Тема: Введение в основы научных исследований
План 1.1. Понятие науки. Наука как социальная система. 1.2. История науки и ее роль в жизни общества. 1.3. Организация научной деятельности в России. 1.4. Подготовка научных кадров в России 1.5.Значение дисциплины «Основы научных исследований» для получения высшего образования Глоссарий: наука, гипотеза, теория, научная деятельность, научная работа, прикладные научные исследования, фундаментальные научные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, грант.
Наука – сложное социальное явление, особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, основанное на получении и освоении новых знаний и использовании их для решения практических задач. Наука выполняет две основные функции: познавательную и практическую. В соответствии с этими функциями можно говорить о науке как о системе ранее накопленных знаний, то есть информационной системе, которая служит основой для дальнейшего познания объективной действительности. Наука как общественная, социальная система, обладающая относительной самостоятельностью, складывается из трех неразрывно связанных элементов: накопленных знаний, деятельности людей и соответствующих научных учреждений. Система научных знаний запечатлена в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических (основанных на опыте) научных фактах, теориях и идеях, дающих возможность предвидеть события, зафиксирована в книгах, журналах и других видах публикаций. Этот систематизированный опыт и научные знания предшествующих поколений обладают рядом признаков, главнейшие из которых следующие: а) всеобщность, то есть принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний не только всему обществу страны, в которой эта деятельность протекала, но и всему человечеству; б) проверенность научных фактов; система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт можно проверить для уточнения истины; в) воспроизводимость явлений, тесно связанная с проверенностью; определенный закон природы существует и открытое явление входит в систему научных знаний, если исследователь каким-либо методом может повторить открытое другим ученым явление; г) устойчивость системы знаний, быстрое устаревание знаний свидетельствует о недостаточной глубине проработки накопленного материала или неточности принятой гипотезы. В XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон разработал первую классификацию наук, принятую французскими просветителями Дидро, Ж. Даламбером, Гольбахом, Монтескье, Вольтером, Руссо. Все существующие и возможные науки Ф. Бэкон разделил соответственно трем способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия как наука о природе и человеке. Современная классификация наук производится по разным признакам: – по отраслям знаний: естественные науки (о природе), общественные (об обществе), технические (науки о целенаправленном преобразовании природных тел и явлений в технические объекты, о функционировании механических объектов в системе общественного производства); – научным дисциплинам: математика, физика, сопротивление материалов, теоретическая механика и т. д.; – результатам научной деятельности: публикации (книги, статьи), патенты, конструкторские разработки и т. д. В своем развитии во времени любая отрасль науки проходит три основных этапа: 1. Сбор фактов. 2. Качественное описание явлений. 3. Количественное описание и прогнозирование явлений. Наука оказывала, оказывает и будет оказывать огромное влияние на развитие общества. Приведены выдержки о датах научных событий, а вы сами оцените их значимость для сегодняшней жизни: 1945 г. - осуществление манхэттенского проекта принесло Земле первые атомные бомбы; 1953 г. - начало эры пластмасс; 1954 г. - в г. Обнинске (СССР) начала действовать первая в мире атомная электростанция; 1955 г. - начало эры цветного телевидения; 1957 г. - в СССР запущен первый искусственный спутник Земли; 1961 г. - полет в космос первого в мире космонавта Юрия Гагарина; 1967 г. - в ЮАР сделали первую операцию по пересадке сердца человеку; 1971 г. - в США создали первый персональный компьютер; 1980 г. - начало производства телефаксов; 1983 - на рынок поступил первый мобильный телефон; 1991- Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете; 1997- Рослинский институт совместно с биотехнологической компанией PPL Therapeutics объявили о клонировании 5 овец; 1998 - Д. Томпсон и Д. Герхарт выявили бессмертную линию эмбриональных стволовых клеток (ЭСК); 2001- Расшифрована структура генома человека; 2002 - Искусственная сетчатка глаза, проекционная клавиатура, аэрогель, нанотехнологические водо- и грязеотталкиваюие покрытия; 2004 - Нейро-компьютерный интерфейс, гибкие солнечные батареи, первый нейтронный микроскоп, полевой транзистор на углеродной нанотрубке; 2005 - Начато строительство нейтринного телескопа IceCube; 2008 - Произведён официальный запуск Большого адронного коллайдера. Будущее человечества тоже определяется развитием науки. Судьба будущих поколений землян зависит от эффективности и оперативности научных исследований по решению различных проблем, например, следующих: Ÿобеднение озонового слоя Земли ("озоновые дыры"); Ÿпотепление климата ("парниковый эффект", сближение Земли и Солнца и др.); Ÿухудшение экологической обстановки на Земле; Ÿухудшение качества генофонда человечества; Ÿстремительный рост численности населения на Земле; Ÿисчерпание резервов роста сельскохозяйственного производства продуктов питания; Ÿисчерпание трудновосполнимых ресурсов: металлических руд, нефти, природного газа, каменного угля и др.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |