Организация научной деятельности в России
Научная деятельность, научная работа или научный труд – это творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой характеризуются следующими основными признаками: а) новизной и оригинальностью; б) уникальностью и неповторяемостью (результаты научной деятельности не могут быть серийными, повторенная работа теряет новизну, поэтому обязательным требованием к исследователю является его информационная осведомленность об объекте и предмете исследования); в) вероятностным характером и риском (всегда трудно предугадать, успешно ли закончится задуманное исследование и будет ли получен предполагаемый результат); г) доказательностью, то есть убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью. Научная деятельность классифицируется: – по целевому назначению: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование технологии и т. п.; – видам научных работ: фундаментальные, прикладные исследования, разработки; – диапазону исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос; – методу исследования: теоретическое, экспериментальное, смешанное. Научные учреждения, независимо от их подчиненности, названия, ранга, помимо научных сотрудников должны иметь средства научной деятельности (научное оборудование – измерительное, вычислительное и т. д.), объекты научного труда (исследуемые предметы или явления), информационный массив (библиотечный и патентный фонды), а также психологический микроклимат для научной деятельности. По отношению к сфере человеческой деятельности научные учреждения классифицируются так: – к непроизводственной сфере относятся академические институты, входящие в состав Российской Академии Наук, научно-исследовательские институты общенаучного и гуманитарного профилей, а также вузы непроизводственного профиля (медицинские, юридические и др.); – к производственной сфере относятся все отраслевые институты – проектные и конструкторские бюро, научно-производственные комплексы и объединения, технические вузы. В соответствии с Законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в стране может осуществляться физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.). Очевидно, что эффективная научная деятельность возможна только при условии ее финансирования. Источниками финансирования научной деятельности в нашей стране являются: 1. Государственный бюджет (госбюджет). 2. Средства юридических и физических лиц. Для финансирования научной деятельности могут направляться средства из госбюджета различных уровней: федерального и местных (областного, городского и т.д.). Помимо средств предприятий, организаций и фирм для развития науки используются денежные и иные средства различных отечественных и зарубежных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд Сороса и др.). При этом развивается практика выделения на конкурсной основе для конкретной научной деятельности грантов - денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно. Управление научной деятельностью в стране осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Физические лица и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право самостоятельно определять все аспекты своей научной деятельности, не противоречащей законодательству страны. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, не нарушающих свободу научного творчества, выполняют следующие основные функции управления научной деятельностью: 1.определяют приоритетные направления развития науки и техники; 2.обеспечивают формирование и функционирование системы государственных научных организаций; 3.осуществляют межотраслевую координацию научной деятельности; 4.осуществляют разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов; 5.развивают формы интеграции науки и производства; 6.осуществляют реализацию достижений науки и техники; 7.осуществляют контроль за эффективным использованием субъектами научной деятельности предоставленных им государственных средств и имущества; 8.осуществляют контроль за подготовкой научных кадров. Более детальная структура государственного управления научной деятельностью имеет свои особенности в рамках различных министерств, ведомств, академий наук. Например, во многих вузах дальнейшая детализация этой структуры представляется схемой: ректор - проректор по научной работе - научно-исследовательская часть (сектор) - кафедры (лаборатории) - исследователи (преподаватели, научные работники, докторанты, аспиранты, студенты). Специфика научной деятельности требует работников, имеющих специальную профессиональную подготовку. Базовая научная подготовка кадров осуществляется в вузах. После успешного обучения в российском вузе можно получить начальную ученую степень и квалификацию бакалавра наук (бакалавр химии, бакалавр технических наук по различным направлениям и др.) и квалификацию дипломированного специалиста по различным специальностям (химик, физик, инженер, менеджер и др.). Эти ученые степени и квалификации свидетельствует о соответствующих знаниях и умениях человека с высшим профессиональным образованием и в области науки. Наличие высшего профессионального образования позволяет получить в вузе за 2 года ученую степень или квалификацию магистра наук по различным направлениям (магистр химии, магистр технических наук и т.п.) и за 3-4 года (по очной и заочной формам обучения в аспирантуре) - ученую степень кандидата наук по различным специальностям (кандидат химических наук, кандидат технических наук и т.п.). Любой человек с высшим профессиональным образованием может получить ученую степень кандидата наук без обучения в аспирантуре при условии подготовки и успешной защиты диссертации в диссертационном совете, состав которого утверждается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации (ВАК). Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, могут получить ученую степень доктора наук по различным специальностям после обучения в докторантуре в течение 3 лет или без такого обучения при условии подготовки и успешной защиты соответствующей диссертации в диссертационном совете. Допускается присуждение ученой степени доктора наук лицам с высшим профессиональным образованием, не имеющим ученой степени, за глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки. Аспирантура и докторантура решением органов государственной власти открываются не только в вузах, но и в научных организациях. Наличие у лиц ученых степеней (бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук) подтверждается соответствующими дипломами государственного образца. Лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и достижения не только в науке, но и в педагогике, органами государственной власти присваиваются ученые звания доцента и профессора соответствующих кафедр вузов. Возможно присвоение ученых званий старшего научного сотрудника и профессора по различным специальностям за научные достижения. Наличие у лиц ученых степеней профессора, доцента, старшего научного сотрудника подтверждается аттестатами государственного образца. В системе государственных и общественных академий наук предусматривается присвоение ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента соответствующих академий наук. Государство материально стимулирует повышение научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах. Для должностей, предусматривающих наличие ученых степеней и званий, устанавливаются соответствующие надбавки к заработной плате. Дисциплина "Основы научных исследований имеет важное значение для получения высшего профессионального образования. Во-первых, эту дисциплину следует относить к общепрофессиональным, поскольку ее изучение вооружает человека общими знаниями и навыками, которые помогут разобраться в закономерностях любого явления, происходящегов экономике, в быту, обществе, природе. Во-вторых, дисциплина "Основы научных исследований" является специальной дисциплиной, так как изучая ее, студенты получают знания и навыки, необходимые для практической работы и позволяющие им продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Основные цели изучения дисциплины "Основы научных исследований": 1.приобретение базовых (начальных) знаний, практических навыков и умений самостоятельной работы для формирования новых знаний, приемов решения научных и технических задач; 2.знакомство со спецификой научной деятельности человека. К задачам дисциплины "Основы научных исследований" относятся изучение: 1.систем поиска, хранения и обработки научно-технической (НТИ), патентной (ПИ) и конъюнктурно-экономической информации (КЭИ); 2.рекомендаций по составлению аналитических обзоров по научно-техническим проблемам; 3.методов планирования и проведения эксперимента; 4.методов обработки и анализа результатов наблюдений и эксперимента (в том числе с применением методов математической статистики: корреляционного, дисперсионного, регрессионного и других анализов); 5.методов оптимизации технологических процессов; 6.правил оформления отчетов о научно-исследовательских работах; 7.форм юридической охраны интеллектуальной собственности. В результате изучения курса студент должен иметь следующие представление и навыки: Ÿорганизация научно-исследовательской работы; Ÿметодологические основы научного познания и творчества; Ÿметоды теоретических и эмпирических исследований; Ÿэкономическая эффективность научно-исследовательской работы; Ÿэтапы научно-исследовательской работы; Ÿпоиск, накопление и обработка научно-технической информации с применением систем новых информационных технологий; Ÿметоды обработки экспериментальных данных; Ÿоформление результатов научной работы и передача информации; Ÿорганизация работы в научном коллективе. Наука - сложное социальное явление, особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, основанное на получении и освоении новых знаний и использовании их для решения практических задач. Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка, как правило высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений. Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Научная деятельность- деятельность, направленная на получение новых знаний, включающая в себя фундаментальные, прикладные научно-исследовательские работы и экспериментальные разработки. Научная работа- комплекс теоретических и экспериментальных исследователей, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции. Фундаментальны научные исследования- глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Прикладные научные исследования- это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач, результатом которых является создание и совершенствование новых технологий. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)- здесь соединяется наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта, иногда приводящие к научно-технической революции. Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государственными органами, юридическими лицами и гражданами на проведение научных исследований и реализацию проектов на условиях, предусмотренных грантодателем. 1.Что такое наука? Какие функции она выполняет? Как классифицируют науку? 2.Какие этапы выделяются в процессе развития науки? В чем их суть? 3.За счет каких средств осуществляется развитие науки на уровне государства? 4. Как государство стимулирует повышение научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах? 5.Каковы цели и задачи изучения дисциплины «Основы научных исследований»? Тестовое задание 1. Основными функциями науки являются: А) внутренняя и внешняя; Б) познавательная и практическая; В) стимулирующая и контрольная. 2. Первая классификация наук была предложена Ф. Бэконом в: А) XIV в.; Б) XX в.; В) XV в.; Г) XVII в.; 3.В соответствии с Федеральным законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в РФ может осуществляться: А) только физическими лицами; Б) только юридическими лицами; В)физическими и юридическими лицами, но за исключением лиц без гражданства. Г)физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.). 4.Состав диссертационного совета утверждается: А) Диссертационным комитетом Российской Федерации Б) Российской академией наук В) Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации Г) Правительством Российской Федерации 5.Продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе, это : А) Прикладные научные исследования Б) Экспериментальные разработки В) Научная и (или) научно-техническая продукция Г) Научный и (или) научно-технический результат Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, это А) Экспериментальные разработки Б) Научная и (или) научно-техническая продукция В) Фундаментальные научные исследования Г) Научно-техническая деятельность
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |