Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Почему между уровнем цен (Р) и величиной совокупного спроса (Q) существует обратная зависимость или почему кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон ?




Это объясняется следующими причинами:

1.при росте уровня цен сокращается реальная ценность денежных активов домашних хозяйств (срочные счета, облигации) à домохозяйства сокращают потребительские расходы (С) - эффект богатства (эффект Пигу):

2. При повышении уровня цен растет спрос на деньги à растет процентная ставка (цена пользования деньгами).

ð сокращается инвестиционный спрос (Igплан) предпринимательского сектора;

ð сокращаются некоторые потребительские расходы домашних хозяйств.

- Эффект процентной ставки (эффект Кейнса):

3. При повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители могут перейти на закупки импортных товаров и услуг à увеличится импорт иностранных товаров в страну и сократится экспорт отечественных товаров из страны. à сократятся расходы на чистый экспорт (Xn). - Эффект импортных закупок.

 

К неценовым факторам совокупного спроса относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов независимо от уровня цен :

1. Потребительские расходы (С)могутменяться в результате следующих изменений:

§ благосостояние потребителей ;

§ ожидания потребителей;

§ задолженность потребителей;

§ налоги (ставка подоходного налога).

2. Инвестиционные расходы (Ig план.) (закупки средств производства)могут меняться под воздействием:

§ процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен);

§ ожидание прибыли от инвестиций;

§ налоги с предприятий;

§ технология;

§ избыточные производственные мощности.

3. Государственные расходы (G)определяются законодателями

4. Расходы на чистый экспорт (Xn)(зависят от соотношения экспорта и импорта):

§ национальный доход в зарубежных странах

§ валютные курсы

 

Совокупное предложение – это общий объем отечественных товаров и услуг, производимых в экономике за некоторый период времени (год).

Кривая совокупного предложения показывает объем производства отечественных товаров и услуг (т.е. реальный ВВП(Q ) при каждом возможном уровне цен Р за некоторый период времени (год).

Между уровнем цен (P) и величиной совокупного предложения (Q) существует прямая зависимость:чем выше уровень цен P, тем при прочих равных условиях больше величина совокупного предложения Q.

 

!!! Но эта зависимость проявляется по-разному на каждом отрезке кривой совокупного предложения.

Кривая совокупного предложения AS состоит из трех сегментов:

1) горизонтальный (кейнсианский) отрезок;

2) промежуточный (восходящий) отрезок;

3) вертикальный (классический) отрезок.

 

Исходные положения:

n объем производства (как в отдельной фирме, так и в экономике в целом) определяется объемом имеющихся производственных ресурсов и технологией;

n Если имеющиеся в экономике ресурсы используются полностью (при данной технологии), то экономика производит потенциальный уровень реального ВВП (Q potential).

Кейнсианский отрезок.

На этом отрезке Q изменяется, а P (уровень цен) - нет.

Q actual < Q0 < Q potential ,

гдеQ actual –фактический ВВП

Это означает: часть ресурсов не используется,производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы и т.д.

Если объем производства начнет расти à уровень цен не изменится

Почему?

Фирмы начинают:

§ использовать простаивающие производственные мощности;

§ увеличивать занятость за счет безработных, которые не станут требовать повышения заработной платы.

à Издержки производства не возрастут, а цены не изменятся.

(Этот отрезок называют кейнсианским, т.к. Кейнс проанализировал функционирование капиталистической экономики на фоне «Великой депрессии» 30-х годов, когда безработица в США достигла 25%. В такой ситуации можно было расширять производство, не опасаясь повышения производственных издержек или цен).

2. Восходящий (промежуточный) отрезок.

§ Движение вдоль отрезка

( Q0 - Q potential ) означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП;

ð В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов;

ð Спрос на новые ресурсы (обусловленный ростом реального ВВП) повышает цену на них;

ð Растут издержки производства и уровень цен.

3. Классический отрезок.

Экономика достигает:

§ потенциального уровня реального ВВП (Q potential).

§ полной занятости;

Это означает:

§ дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства;

§ отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену за ресурсы.

ð Но ресурсы и дополнительный объем производства, которые одна фирма получит, другая – потеряет.

В результате реальный объем производства не изменится.

 

Общее свойство всех неценовых факторов совокупного предложения: их изменение вызывает изменение издержек на единицу продукции (средних издержек) в экономике в целом независимо от уровня цен.

При анализе изменений совокупного предложения важно иметь в виду:

§ если совокупное предложение растет, то растет и потенциальный уровень реального ВВП(Q1 potential > Q potential ).

§ если совокупное предложение сокращается, то потенциальный уровень реального ВВП сокращается (Q2 potential < Q potential)

 

 

Неценовые факторы совокупного предложения.

1. Изменение цен на ресурсы:

§ внутренние ресурсы (земли, труда, капитала);

§ Импортные ресурсы.

2. Изменение производительности труда, обусловленное: (при увеличение производительности труда снижение издержек на единицу продукции приведет к увеличению предложения и наоборот).

§ объем применяемого капитала в расчете на одного работника;

§ технологии;

§ качество рабочей силы;

§ организация производства.

3. Правовые нормы:

§ налоги с предприятий и субсидии;

государственное регулирование экономики.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (886)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)