Несовершенство (дефекты) рынка и роль государства. Внешние эффекты и необходимость производства общественных благ
Несостоятельность рынка проявляется в следующем: 1.Возникновение внешних эффектов (экстерналий), когда равновесие на рынке может оказаться неэффективным для общества в целом. 2.Неспособность рынка обеспечить производство общественных благ. 3.Для большинства рынков характерны нарушения конкуренции ( власть над рынком, или монополизм). 4.Рынок несостоятелен в достижении справедливого распределения дохода. Преодоление рыночной несостоятельности обеспечивает государство, которое стремится решить две взаимосвязанные задачи: 1) обеспечить нормальное функционирование рыночной системы; 2) решить острые социально – экономические проблемы. Внешние эффекты § Результат деятельности рынка зависит от решений, которые принимают покупатели и продавцы. Но такие решения влияют также на благосостояние людей, которые не имеют отношения к данному рынку; § Внешний эффект (экстерналия) возникает, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемещаются» к лицам, которые не являются ни покупателями, ни продавцами (производителями) данного вида товаров; • Такие выгоды или издержки не могут найти отражение в кривых спроса и предложения данного вида товаров; • Рынок не в состоянии уловить все издержки или выгоды, которые возникают при производстве или потреблении какого-либо товара: они возникают «вне» рынка. • Экстерналии возникаюткак в связи с производством (отрицательные) товаров и услуг, так и в связи с потреблением (положительные).
Внешние эффекты, связанные с производством, возникают при производстве некоторых товаров, если частные издержки фирм ( S ) меньшеиздержек общества в целом (Sобществ.). Пример: загрязнение окружающей среды металлургической, химической промышленностью и т.п. Если бы все издержки были отражены кривой предложения (Sобществ.), то оптимальный для общества объем продукции был бы меньше (Qоптим < Qe), чем производят фирмы. Следовательно и загрязнение окружающей среды было бы меньше.
Государство может решить эту проблему двумя путями: 1) установить в законодательном порядке нормы загрязнения, вынуждая фирмы строить очистные сооружения (что вызовет увеличение их издержек и сокращение предложения) и штрафуя их за нарушения; 2) ввести особый косвенный налог, который увеличивает издержки фирмы ( даёт возможность трансформировать внешние эффекты во внутренние издержки производства).
Внешние эффекты, связанные с потреблением, возникают, когда выгоды, получаемые обществом от потребления тех или иных товаров и услуг не могут быть в полной мере отражены рыночной кривой спроса. ( Dобществ. > D). Следовательно, рынок выделяет слишком мало ресурсов и не может обеспечить производство оптимального объема продукции (Qe < Qоптим.). Государство может решить эту проблему следующим образом: 1) субсидировать потребителей для увеличения спроса (рис. А) - рыночная кривая спроса сдвинется вправо в положение Dобществ. à равновесная цена повысится до Роe à обеспечивается производство Qоптим.; 2) субсидирование производителей для увеличения предложения (рис.Б) кривая S сдвинется вправо àравновесная цена упадет à Q вырастет до оптимального значения). Если положительные внешние эффекты очень высоки, то государство может превратить данные отрасли в свою собственность или взять на себя их финансирование (продукция таких отраслей называется квазиобщественными благами). Примерами таких отраслей являются: государственное здравоохранение; государственное жилищное строительство; библиотеки, музеи, улицы, автомагистрали и т.д.
Общественные блага. Объектами рыночного механизма являются частные блага. Частные блага делимы и подвержены принципу исключения (получает товар тот, кто хочет и может оплатить рыночную цену). Конкурентные рынки вообще не в состояниивыделить ресурсы для производства общественных благ. Существуют товары и услуги, которые неделимы и не подверженыпринципу исключения – общественные блага. Примеры общественных благ: § национальная оборона; § охрана окружающей среды; § объекты национального достояния и др. Ресурсы, необходимые для производства общественных (и квазиобщественных) благ, выделяются на основе политических решений и финансируются из государственного бюджета (за счет налогов).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |