Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Свойства патологического характера




Психология - наука о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности

Определение психики

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а также для управления своим поведением.

Сознание

  • Сознание – это высшая форма развития психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей для их совместной (трудовой) деятельности

Сравнение житейской и научной психологии

 

 

Место психологии в системе других наук

Треугольник Кедрова (взгляд на психологию с 3-х точек зрения – точек зрения 3-х наук):

  • естественных наук (прежде всего биологии, физиологии)
  • социальных наук, социологии;
  • философии.
  • +современное состояние (дополняет треугольник до тетраэдра) – математика, информатика, компьютерные науки

 

Научный метод

  • 1. Наблюдение
  • 2. Определение проблемы
  • 3. Выдвижение гипотезы
  • 4. Сбор данных
  • 5. Проверка гипотезы
  • 6. Обсуждение с коллегами, опубликование результатов
  • 7. Построение теории

 

Методы психологического исследования

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Корреляционный метод

4. Клинический метод

5. Метод опроса

6. Тесты

 

Наблюдение

Наблюдение - целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений

Виды

  • Открытое и скрытое
  • Включённое и стороннее
  • Естественное и лабораторное
  • Периодическое и одиночное
  • Самонаблюдение
  • Метанаблюдение (наблюдение за наблюдением)

 

Эксперимент

Эксперимент – научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую

 

Виды экспериментов

1) Естественный, полевой (проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс) и лабораторный (проводится в искусственно созданных условиях, в рамках научной лаборатории)

2) Констатирующий (выявляет уже сложившиеся структуры) и формирующий (включает целенаправленное воздействие на испытуемых в целях формирования у них определённых качеств)

 

Первые теоретические подходы в психологии

  • Структурализм
  • Функционализм

 

Современные теоретические подходы в психологии

  • Психоанализ - бессознательное как предмет психологии
  • Бихевиоризм - поведение как предмет психологического исследования
  • Феноменологический подход

Гуманистическая психология (индивидуальный путь развития человека)

Экзистенциальная психология (поиск смысла жизни)

  • Когнитивная психология - человек как «устройство переработки информации».

 

8 тема

Психоанализ

Значение для развития

психологической науки:

  • Топографическая модель личности
  • Влечения
  • Стадии развития личности
  • Защитные механизмы

 

 

Стадии психосексуального развития личности

Оральная (0 – 18 мес.)

Анальная (18 мес. – 3 года)

Фаллическая (3 года – 6 лет)

Латентная (6 – 12 лет)

Генитальная (период полового созревания и до 22лет)

 

Защитные механизмы

  • Вытеснение
  • Проекция
  • Замещение
  • Рационализация
  • Реактивное образование
  • Регрессия
  • Отрицание
  • Сублимация

Аналитическая психология К. Юнга Коллективное бессознательное

  • Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений.

 

Архетипы

  • Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Она создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем отождествляется с реальной матерью. Иными словами, ребенок наследует предсформированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать.

 

Возникновение архетипов

  • Как рождается архетип? Это – постоянный "осадок" переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений. Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона на другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись.
  • Аналитическая психология К. Юнга
    Структура личности

 

 

Структура личности (К. Юнг)

  • Персона (маска) – это личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций и в ответ на внутренние архетипические потребности.
  • Архетип тенисодержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции.
  • Фемининный архетип в мужчине называется анима, маскулинный архетип в женщине – анимус.
  • Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

 

Индивидуальная психология
А. Адлера

Основные положения

  • Творческая сила
  • Социальный интерес
  • Фиктивные цели
  • Чувство неполноценности ( и его компенсация)
  • Стремление к превосходству
  • Стиль жизни
  • Порядок рождения

 

Бихевиоризм

  • Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
  • Представителибихевиоризма: Эдуард Торндайк, Павлов Иван Петрович, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер
  • В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения

 

Миссия Уотсона

«Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я..., выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков»

 

Бихевиоризм

S - R

Необихевиоризм

S - V - R

Э.Толмен, Б.Ф. Скиннер

 

Оперантное обусловливание

  • Оперантное обусловливание (от лат. оperatic - действие) означает такое научение, в ходе которого приобретение определенного нового опыта и реализация его поведении приводят к достижению определенной цели.

 

Подкреплением в оперантном обусловливании

называется любой предмет или событие, которое

значимо для организма и ради достижения которого им

совершается поведение.

 

В качестве положительного подкрепления всегда выступают

биологически необходимые для организма объекты, например

пища, вода, половой партнер и т. д. У людей к биологически

необходимым объектам добавляются продукты культуры или

культурные ценности.

 

Отрицательное подкрепление неприятно (или опасно). Поэтому

организм пытается избежать его или предотвратить его действие.

В качестве отрицательного подкрепления исследователи часто

используют электрический ток или громкий звук.

 

Метод «накопления жетонов»

  • Пациентам психиатрической больницы давали жетоны за социально желательное поведение, которые они обменивали на блага (сигареты, походы в кино). (Эйлон и Эзрин, 1965, 1968);
  • Школьникам давали жетоны за хорошее поведение в классе;

Результат – благоприятные изменения в поведении.

Социально-когнитивное направление (А. Бандура)

Научение через наблюдение

  1. Внимание (понимание модели)
  2. Сохранение (запоминание модели)
  3. Моторно-репродуктивные процессы, поведение (перевод модели из памяти в действия)
  4. Мотивация (подкрепление)

 

Феноменологическое направление в психологии

  • Экзистенциальная психология
  • Гуманистическая психология

 

Проблемы экзистенциальной психологии

  • 1) проблемы времени, жизни и смерти;
  • 2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
  • 3) проблемы общения, любви и одиночества;
  • 4) проблемы поиска смысла существования.

 

Логотерапия Виктора Франкла

  • Логотерапия – один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования;
  • Франкл считал движущей силой человеческого поведения стремление к смыслу;
  • Логотерапия была разработана Франклом после пребывания в немецком концлагере во время холокоста, о чем он пишет в своей книге «Сказать жизни да: психолог в концлагере»

 

«Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: "Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?" Он ответил: "О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!" После чего я заметил: "Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её". Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.»

— Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла"

 

Гуманистическая психология

Основные положения

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  • Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  • Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  • Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  • Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Пирамида А. Маслоу

 

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

Потребности более высокого уровня не возникнут, если не удовлетворены базовые потребности:

Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви

 

Самоактуализация

Принцип самоактуализации как мотивации к развертыванию генетически заданного потенциала, заложенного в биологической природе человека, был впервые сформулирован К. Гольдштейном. К. Роджерс превратил этот принцип в этическую и мировоззренческую идею, а А. Маслоу в своих ранних работах построил на его основе развернутую теорию мотивации и личности.

 

Черты самоактуализирующейся личности

  • 1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.
  • 2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
  • 3) Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
  • 4) Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
  • 5) Склонность к одиночеству.Для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.
  • 6) Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
  • 7) Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.
  • 8) Пиковые переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
  • 9) Чувство общности с человечеством в целом.
  • 10) Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
  • 11) Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
  • 12) Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
  • 13) «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью- либо ущербность или невзгоды.
  • 14) Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
  • 15) Независимость от принадлежности к определённой культуре. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны.

 

Тема 9

Модель Р. Кэтелла

  • Р.Б. Кэттел: лучший способ охватить личность в целом — это изучить лексический состав языка.
  • Каждое слово, обозначающее то или иное свойство человека, потенциально представляет собой черту личности.
  • Исключив синонимы, редко употребляемые и устаревшие слова, Кэттел составил список из 171 слова.
  • Черта личности – это то, что позволяет предсказать действия человека в определенной ситуации».

2 вида черт:

  • поверхностные черты – их можно наблюдать;
  • основные (глубинные) черты личности – нельзя наблюдать.
  • Факторизуя поверхностные черты, Кетелл надеялся обнаружить основные.

 

Три типа данных

  • 1. Данные, полученные наблюдением над людьми в естественных условиях (L-данные). Примером L-данных служит информация о том, сколько мест работы сменил человек или отзывы о нем коллег по службе.
  • 2.Данные, полученные с помощью опросников (Q-данные). Например, ответ на вопрос «Часто ли вас посещают мрачные мысли?»
  • 3. Информация, полученная посредством объективных тестов (Т-данные). Например, количество решенных задач.
  • Кэттел создал один из самых популярных до настоящего времени инструментов для измерения свойств личности, получивший название «16-факторный личностный опросник Кэттела» (16 PF).

 

 

 

Модель личности Г. Айзенка

  • Фактор Экстраверсия/Интроверсия (Е) включает в себя:

1. на положительном полюсе

n общительность,

n живость,

n импульсивность,

n оптимизм,

n активность,

n доминантность,

n уверенность в себе,

n беззаботность,

n смелость

2. на отрицательном полюсе

n замкнутость,

n пессимизм,

n пассивность,

n неуверенность в себе,

n задумчивость,

n хороший контроль над поведением.

  • Фактор Нейротизм / Стабильность (N) включает в себя:

1. на позитивном полюсе

n высокую тревожность,

n подавленность,

n низкую самооценку,

n склонность к сильным реакциям на стресс,

n частые боли психогенного характера.

2. на отрицательном полюсе

n низкую тревожность,

n высокую самооценку,

n устойчивость к стрессу.

  • Фактор Психотизм / Сверх-Я (Р) включает в себя:

1. на положительном полюсе

n эгоцентризм,

n эмоциональную холодность,

n агрессивность,

n враждебность к окружающим,

n подозрительность,

n часто склонность к асоциальному поведению;

2. на отрицательном полюсе

n склонность к сотрудничеству с другими людьми,

n просоциальные моральные нормы,

n стремление заботиться.

 

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение

частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его

динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма

психических процессов и состояний.

Темперамент имеет два основных компонента: активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности,

стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности, инертности.

Эмоциональность характеризует особенности протекания эмоций,

чувств, настроений и их качество:

  • знак (положительный, отрицательный)
  • модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т. д.).

Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание

психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его

органическую основу.

 

Модели темперамента

Гуморальная модель темперамента (Гиппократ, Гален) связывала

состояние организма с соотношением различных соков

(жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа

темперамента:

  1. сангвинический,
  2. холерический,
  3. меланхолический,
  4. флегматический

Конституциональная модель темперамента исходит из

различий в конституции организма - его физического строения,

соотношения его отдельных частей, различных тканей

(Кречмер, Шелдон и др.).

Модель И.П. Павлова связывает типы темперамента с

деятельностью центральной нервной системы. Учение И. П. Павлова о влиянии

центральной нервной системы на динамические особенности поведения

выделяет три основных свойства нервной системы:

  • силу,
  • уравновешенность,
  • подвижность возбудительного и тормозного процессов

и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной

деятельности:

  • сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует темпераменту

сангвиника);

  • сильный, уравновешенный, инертный (соответствует темпераменту

флегматика);

  • сильный, неуравновешенный (соответствует темпераменту холерика);
  • слабый (соответствует темпераменту меланхолика).

Типы телосложения
(Э. Кречмер)

1. Астенический - хрупкое телосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, длинные и худые ноги.

2. Атлетический – выраженное развитие мускулатуры, широкие плечи и узкий таз.

3.Пикнический - округлая фигура и выраженная жировая прослойка.

4. Диспластичный – неправильное и бесформенное строение тела.

Существует связь между маниакально- депрессивным психозом и

пикническим типом, шизофренией и астеническим типом,

эпилепсией и атлетическим типом.

Шизотимики (нормальные люди с астеническим типом

телосложения) погружены в себя, замкнуты, склонны к

абстрактному мышлению, плохо адаптируются в социуме.

Циклотимики (нормальные люди с пикническим типом

телосложения) общительны, страдают резкими перепадами

настроения, открыты новым впечатлениям.

Иксотимики (нормальные люди с атлетическим типом

телосложения) сдержанны, не склонны к открытой

демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают

богатым воображением.

 

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, воплощающееся в типичных для него способах поведения.

В структуре характера особенно важны волевые качества.

Свойства патологического характера

(по П. Ганнушкину):

  • стабильность на протяжении длительного времени,
  • тотальность в своих проявлениях (например,

вспышки гнева по отношению ко всем),

  • является причиной социальной дезадаптации.

Акцентуации

(по Е. Личко)

Акцентуированная личность — это еще не больной

человек, но его личность уже настолько «искажена»

характером, что и он сам, и окружающие испытывают

большие трудности.

 

Акцентуации характера
(А.Е. Личко)

Гипертимный - взрывной характер, кипучая энергия, подвижность,

болтливость, склонность к панибратству, всегда приподнятое

настроение.

Циклоидный- периодическая смена настроения, переход от

периодов подъема к депрессии, раздражительность и апатия

сменяется приступами энтузиазма.

Лабильный - крайняя изменчивость настроения под влиянием

ничтожных стимулов.

Астено-невротический - беспокойный сон, плохой аппетит,

плаксивость, утомляемость, раздражительность, склонность к

ипохондрии (поиску у себя различных заболеваний).

Сенситивный - пугливость, робость, застенчивость, замкнутость с

новыми людьми, плохая устойчивость к стрессу, чрезмерная

впечатлительность, чувство неполноценности, глубокая

привязанность в дружбе.

Психастенический - склонность к рассуждениям, самоанализу,

мнительность, образование навязчивых страхов, педантизм,

формализм, нетерпеливость.

Шизоидный - замкнутость, отгороженность от окружающего, холодность,

неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям,

необычные увлечения, подчеркнутая независимость.

Эпилептоидный - склонность к вспышкам гнева, инертность мышления,

садистские склонности, жадность, аккуратность, угодничество перед

начальством, «приземленные» интересы.

Истероидный - жажда постоянно быть в центре внимания,

демонстративное поведение, показные попытки самоубийства,

обостренное самолюбие, склонность к симуляции заболеваний, лживость.

Неустойчивый - тенденция «плыть по течению», слабоволие, отсутствие

настойчивости, любовь к развлечениям.

Конформный - готовность подчиняться, ханжество, уступчивость.

Темы 6,7

 

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

 

Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

 

Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер.

 

Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

 

Функции эмоций

  • Функция оценки (например, первое впечатление о человеке задает тон дальнейшим отношениям);
  • Функция мобилизации (например, перед надвигающимся экзаменом);
  • Функция следообразования (аффект «претупреждает» вероятность возникновения определенной ситуации);
  • Функция побуждения и поддержания деятельности (идете на прогулку, т.к. нравится дышать свежим воздухом);

 

  • Функция компенсации информационного дефицита (положительные эмоции усиливают потребность, отрицательные – ослабляют);
  • Функция коммуникации (например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь);
  • Функция дезорганизации (интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности).

 

Модель П.В. Симонова

  • Э= П* (I (имеющаяся) – I (необходимая))

 

Компоненты эмоции

  • Соматический: психофизиологические реакции, возникающие при переживании эмоции;
  • Когнитивный: оценка объекта, вызывающего эмоции, по ряду оснований;
  • Субъективный: переживание человеком своего эмоционального состояния;
  • Моторный: внешнее выражение эмоционального состояния с помощью мимики, жестов, интонации, контакта глаз;
  • Мотивационный: готовность действовать определенным образом.

 

Детектор лжи

  • частота сердечных сокращений;
  • артериальное давление;
  • частота дыхания;
  • кожно-гальваническая реакция и пр.

 

5 классов невербальной эмоциональной экспрессии

  • 1) адаптационные проявления — неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма (например, ходьба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на месте при радости);
  • 2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса (например, покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности);
  • 3) иллюстраторы — телесные выражения интенсивности эмоции (например, размахивание руками в состоянии возбуждения);
  • 4) демонстрация — намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики (например, нахмуривание бровей при гневе, улыбка);
  • 5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах (например, кивок головой).

 

10 фундаментальных эмоций
(К. Изард)

  • интерес — возбуждение,
  • удовольствие — радость,
  • удивление,
  • горе — страдание,
  • гнев — ярость,
  • отвращение — омерзение,
  • презрение — пренебрежение,
  • страх — ужас,
  • стыд — застенчивость,
  • вина — раскаяние.

Использование двух слов объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя интенсивность, ужас — высокая интенсивность).

 

  • наличие характерных мимических

выразительных комплексов;

  • уникальное субъективное

переживание (феноменологическое качество);

специфический нервный субстрат

 

Теория Джеймса-Ланге

  • Эмоция — это осознание происходящих в организме физиологических изменений.
  • «Мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот» (У.Джеймс).
  • 1) существует однозначное соответствие между определенными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными реакциями;
  • 2) лишенная телесного выражения эмоция перестает переживаться (Чем бы была печаль без слез, рыданий, боли в сердце и стеснения в груди?);
  • 3) невозможно выполнение движений, соответствующих одной эмоции, и одновременное переживание другой.

 

Когнитивные теории эмоций

Эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации.

Эксперименты Р. Лазаруса

Демонстрировался жестокий фильм

Группа 1. Давалась информация о том, что данная процедура очень болезненна и травматична.

Группа 2. Фильм демонстрировали без всяких пояснений,

Группа 3. Сообщалось, что этот ритуал не вызывает боли и абсолютно необходим для превращения юноши в настоящего мужчину,

Группа 4. Ничего не говорилось о чувствах, а просто подчеркивался факт существования своих обычаев в других культурах.

Сила эмоций участников эксперимента уменьшалась от первой группы к четвертой, названной авторами «интеллектуальной». Это доказывает решающую роль нашего понимания происходящего как условия возникновения определенных эмоциональных процессов.

 

Стресс

  • Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — это общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие любой модальности (стрессор).
  • Термин «стресс» ввел канадский биолог и врач Ганс Селье.
  • Стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

 

 

Испытуемому предлагается отметить все стрессовые события, имевшие место в его/её жизни за прошедший год и сложить полученные баллы. Больше 300 баллов à высок риск соматических заболеваний.

В шкалу не вошли современные факторы риска.

 

Общий адаптационный синдром – серия физиологических реакций на продолжительный стресс.

  1. Тревога: мобилизация ресурсов для борьбы со стрессом;
  2. Сопротивление: приспособление к стрессу, исчезновение симптомов тревоги (трата ресурсов);
  3. Истощение: окончательное истощение ресурсов (падает иммунитет, проблемы с сердечно-сосудистой системой, пр. соматические проблемы) .

 

ВОЛЯ

Воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств.

Волевое действие — это процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными и наглядными.

 

Функции воли

• выбор мотивов и целей при их конфликте (селективная

функция);

• восполнение дефицита побуждения к действию при

отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая

функция);

• ослабление избыточной мотивации при нежелательности

действия (ингибирующая функция);

• поддержание выбранного уровня выполнения действия

при наличии помех (стабилизирующая функция);

• произвольная регуляция внешних и внутренних действий и

психических процессов (регулятивная функция).

 

Структура волевого акта

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение.

4. Выполнение.

 

Что такое потребность?

Потребность – это объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем.

Это только такая нужда живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.

 

Потребности первоначально носят диффузный характер и предшествуют формированию мотивов.

  • Потребность (хочу пить). Вопрос: Почему?
  • Мотив (хочу холодного морса). Вопрос: Зачем?

Процесс нахождения конкретного объекта,

который может удовлетворить потребность,

называется опредмечиванием.

Мотив- это «предмет» потребности.

 

Потребность – состояние нужды в чем-либо

Мотив – объект, который позволяет удовлетворить потребность

Цель – мотив, данный в определенных условиях

 

Пример опредмечивания

1) Студент думает: «хочу кушать» (потребность не опредмечена)

2) Студент вспоминает, что в столовой есть тортики и думает: «хочу тортик» (потребность опредмечивается, возникает мотив)

3) Студент не может просто так встать посреди пары и пойти за тортиком, он думает: «нужно внимательно дослушать лектора и в перерыв пойти и купить тортик» (формируется цель)

Потребность здесь – голод, мотив – тортик, цель – купить тортик после пары.

У. МакДауголл (1923), понимавший потребности

как инстинктоподобные готовые способы

реагирования, выделяет:

  • пищедобывание,
  • отвращение,
  • сексуальность,
  • страх,
  • любознательность,
  • покровительство,
  • общение,
  • самоутверждение,
  • подчинение,
  • гнев,
  • поиск помощи,
  • созидание,
  • накопление,
  • смех и пр.

классификация

 

По критерию притягательности:

  • позитивные,
  • негативные.

По критерию времени актуализации

потребности:

  • постоянные (потребность в кислороде),
  • устойчивые (потребность в общении),
  • циклические (потребность в пище),
  • ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).

 

По степени важности для жизнедеятельности человека:

  • витальные,
  • факультативные.
  • висцерогенные потребности, связанные с

органической стороной жизни субъекта

(потребность в кислороде, воде и пр.),

  • психогенные, не обнаруживающие очевидной

связи с системами организма (потребность в

понимании, потребность в уважении и т.д.).

  • проактивные (детерминированы внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы)),
  • реактивные (активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине)).

 

Классификация потребностей
А. Маслоу

  • Потребности дефицита функционируют по

гомеостатическому принципу (принципу

равновесия, баланса): актуализация —

удовлетворение (насыщение) — угасание.

Они цикличны по своей природе.

  • Потребности роста (до конца не могут быть насыщены). По мере их удовлетворения их интенсивность растёт.

 

Органические потребности

 

  • Температурная регуляция
  • Сон
  • Жажда
  • Голод
  • Размножение

 

Надорганические потребности

  • Потребность в общении
  • Потребность в принадлежности
  • Познавательная потребность
  • Эстетическая потребность
  • Потребность в достижении
  • Альтруистическая мотива



Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)