Свойства патологического характера
Психология - наука о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности Определение психики Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а также для управления своим поведением. Сознание
Сравнение житейской и научной психологии
Место психологии в системе других наук Треугольник Кедрова (взгляд на психологию с 3-х точек зрения – точек зрения 3-х наук):
Научный метод
Методы психологического исследования 1. Наблюдение 2. Эксперимент 3. Корреляционный метод 4. Клинический метод 5. Метод опроса 6. Тесты
Наблюдение Наблюдение - целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений Виды
Эксперимент Эксперимент – научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую
Виды экспериментов 1) Естественный, полевой (проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс) и лабораторный (проводится в искусственно созданных условиях, в рамках научной лаборатории) 2) Констатирующий (выявляет уже сложившиеся структуры) и формирующий (включает целенаправленное воздействие на испытуемых в целях формирования у них определённых качеств)
Первые теоретические подходы в психологии
Современные теоретические подходы в психологии
Гуманистическая психология (индивидуальный путь развития человека) Экзистенциальная психология (поиск смысла жизни)
8 тема Психоанализ Значение для развития психологической науки:
Стадии психосексуального развития личности Оральная (0 – 18 мес.) Анальная (18 мес. – 3 года) Фаллическая (3 года – 6 лет) Латентная (6 – 12 лет) Генитальная (период полового созревания и до 22лет)
Защитные механизмы
Аналитическая психология К. Юнга Коллективное бессознательное
Архетипы
Возникновение архетипов
Структура личности (К. Юнг)
Индивидуальная психология Основные положения
Бихевиоризм
Миссия Уотсона «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я..., выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков»
Бихевиоризм S - R Необихевиоризм S - V - R Э.Толмен, Б.Ф. Скиннер
Оперантное обусловливание
Подкреплением в оперантном обусловливании называется любой предмет или событие, которое значимо для организма и ради достижения которого им совершается поведение.
В качестве положительного подкрепления всегда выступают биологически необходимые для организма объекты, например пища, вода, половой партнер и т. д. У людей к биологически необходимым объектам добавляются продукты культуры или культурные ценности.
Отрицательное подкрепление неприятно (или опасно). Поэтому организм пытается избежать его или предотвратить его действие. В качестве отрицательного подкрепления исследователи часто используют электрический ток или громкий звук.
Метод «накопления жетонов»
Результат – благоприятные изменения в поведении. Социально-когнитивное направление (А. Бандура) Научение через наблюдение
Феноменологическое направление в психологии
Проблемы экзистенциальной психологии
Логотерапия Виктора Франкла
«Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: "Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?" Он ответил: "О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!" После чего я заметил: "Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её". Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.» — Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла"
Гуманистическая психология Основные положения
Пирамида А. Маслоу
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Потребности более высокого уровня не возникнут, если не удовлетворены базовые потребности: Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви
Самоактуализация Принцип самоактуализации как мотивации к развертыванию генетически заданного потенциала, заложенного в биологической природе человека, был впервые сформулирован К. Гольдштейном. К. Роджерс превратил этот принцип в этическую и мировоззренческую идею, а А. Маслоу в своих ранних работах построил на его основе развернутую теорию мотивации и личности.
Черты самоактуализирующейся личности
Тема 9 Модель Р. Кэтелла
2 вида черт:
Три типа данных
Модель личности Г. Айзенка
1. на положительном полюсе n общительность, n живость, n импульсивность, n оптимизм, n активность, n доминантность, n уверенность в себе, n беззаботность, n смелость 2. на отрицательном полюсе n замкнутость, n пессимизм, n пассивность, n неуверенность в себе, n задумчивость, n хороший контроль над поведением.
1. на позитивном полюсе n высокую тревожность, n подавленность, n низкую самооценку, n склонность к сильным реакциям на стресс, n частые боли психогенного характера. 2. на отрицательном полюсе n низкую тревожность, n высокую самооценку, n устойчивость к стрессу.
1. на положительном полюсе n эгоцентризм, n эмоциональную холодность, n агрессивность, n враждебность к окружающим, n подозрительность, n часто склонность к асоциальному поведению; 2. на отрицательном полюсе n склонность к сотрудничеству с другими людьми, n просоциальные моральные нормы, n стремление заботиться.
Темперамент Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент имеет два основных компонента: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности, инертности. Эмоциональность характеризует особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество:
Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу.
Модели темперамента Гуморальная модель темперамента (Гиппократ, Гален) связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента:
Конституциональная модель темперамента исходит из различий в конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Модель И.П. Павлова связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы:
и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:
сангвиника);
флегматика);
Типы телосложения 1. Астенический - хрупкое телосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, длинные и худые ноги. 2. Атлетический – выраженное развитие мускулатуры, широкие плечи и узкий таз. 3.Пикнический - округлая фигура и выраженная жировая прослойка. 4. Диспластичный – неправильное и бесформенное строение тела. Существует связь между маниакально- депрессивным психозом и пикническим типом, шизофренией и астеническим типом, эпилепсией и атлетическим типом. Шизотимики (нормальные люди с астеническим типом телосложения) погружены в себя, замкнуты, склонны к абстрактному мышлению, плохо адаптируются в социуме. Циклотимики (нормальные люди с пикническим типом телосложения) общительны, страдают резкими перепадами настроения, открыты новым впечатлениям. Иксотимики (нормальные люди с атлетическим типом телосложения) сдержанны, не склонны к открытой демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают богатым воображением.
Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, воплощающееся в типичных для него способах поведения. В структуре характера особенно важны волевые качества. Свойства патологического характера (по П. Ганнушкину):
вспышки гнева по отношению ко всем),
Акцентуации (по Е. Личко) Акцентуированная личность — это еще не больной человек, но его личность уже настолько «искажена» характером, что и он сам, и окружающие испытывают большие трудности.
Акцентуации характера Гипертимный - взрывной характер, кипучая энергия, подвижность, болтливость, склонность к панибратству, всегда приподнятое настроение. Циклоидный- периодическая смена настроения, переход от периодов подъема к депрессии, раздражительность и апатия сменяется приступами энтузиазма. Лабильный - крайняя изменчивость настроения под влиянием ничтожных стимулов. Астено-невротический - беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость, утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии (поиску у себя различных заболеваний). Сенситивный - пугливость, робость, застенчивость, замкнутость с новыми людьми, плохая устойчивость к стрессу, чрезмерная впечатлительность, чувство неполноценности, глубокая привязанность в дружбе. Психастенический - склонность к рассуждениям, самоанализу, мнительность, образование навязчивых страхов, педантизм, формализм, нетерпеливость. Шизоидный - замкнутость, отгороженность от окружающего, холодность, неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям, необычные увлечения, подчеркнутая независимость. Эпилептоидный - склонность к вспышкам гнева, инертность мышления, садистские склонности, жадность, аккуратность, угодничество перед начальством, «приземленные» интересы. Истероидный - жажда постоянно быть в центре внимания, демонстративное поведение, показные попытки самоубийства, обостренное самолюбие, склонность к симуляции заболеваний, лживость. Неустойчивый - тенденция «плыть по течению», слабоволие, отсутствие настойчивости, любовь к развлечениям. Конформный - готовность подчиняться, ханжество, уступчивость. Темы 6,7
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.
Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.
Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер.
Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
Функции эмоций
Модель П.В. Симонова
Компоненты эмоции
Детектор лжи
5 классов невербальной эмоциональной экспрессии
10 фундаментальных эмоций
Использование двух слов объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя интенсивность, ужас — высокая интенсивность).
выразительных комплексов;
переживание (феноменологическое качество); специфический нервный субстрат
Теория Джеймса-Ланге
Когнитивные теории эмоций Эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации. Эксперименты Р. Лазаруса Демонстрировался жестокий фильм Группа 1. Давалась информация о том, что данная процедура очень болезненна и травматична. Группа 2. Фильм демонстрировали без всяких пояснений, Группа 3. Сообщалось, что этот ритуал не вызывает боли и абсолютно необходим для превращения юноши в настоящего мужчину, Группа 4. Ничего не говорилось о чувствах, а просто подчеркивался факт существования своих обычаев в других культурах. Сила эмоций участников эксперимента уменьшалась от первой группы к четвертой, названной авторами «интеллектуальной». Это доказывает решающую роль нашего понимания происходящего как условия возникновения определенных эмоциональных процессов.
Стресс
Испытуемому предлагается отметить все стрессовые события, имевшие место в его/её жизни за прошедший год и сложить полученные баллы. Больше 300 баллов à высок риск соматических заболеваний. В шкалу не вошли современные факторы риска.
Общий адаптационный синдром – серия физиологических реакций на продолжительный стресс.
ВОЛЯ Воля как способность человека к самодетерминации и саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Волевое действие — это процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными и наглядными.
Функции воли • выбор мотивов и целей при их конфликте (селективная функция); • восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция); • ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция); • поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция); • произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов (регулятивная функция).
Структура волевого акта 1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто. 2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов. 3. Решение. 4. Выполнение.
Что такое потребность? Потребность – это объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем. Это только такая нужда живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.
Потребности первоначально носят диффузный характер и предшествуют формированию мотивов.
Процесс нахождения конкретного объекта, который может удовлетворить потребность, называется опредмечиванием. Мотив- это «предмет» потребности.
Потребность – состояние нужды в чем-либо Мотив – объект, который позволяет удовлетворить потребность Цель – мотив, данный в определенных условиях
Пример опредмечивания 1) Студент думает: «хочу кушать» (потребность не опредмечена) 2) Студент вспоминает, что в столовой есть тортики и думает: «хочу тортик» (потребность опредмечивается, возникает мотив) 3) Студент не может просто так встать посреди пары и пойти за тортиком, он думает: «нужно внимательно дослушать лектора и в перерыв пойти и купить тортик» (формируется цель) Потребность здесь – голод, мотив – тортик, цель – купить тортик после пары. У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные готовые способы реагирования, выделяет:
классификация
По критерию притягательности:
По критерию времени актуализации потребности:
По степени важности для жизнедеятельности человека:
органической стороной жизни субъекта (потребность в кислороде, воде и пр.),
связи с системами организма (потребность в понимании, потребность в уважении и т.д.).
Классификация потребностей
гомеостатическому принципу (принципу равновесия, баланса): актуализация — удовлетворение (насыщение) — угасание. Они цикличны по своей природе.
Органические потребности
Надорганические потребности
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |