Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношений гуру-ученик



2015-12-15 648 Обсуждений (0)
Взаимоотношений гуру-ученик 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя все пособие посвящено теме взаимоотношений между учеником и духовным учителем, в этой части главы нам хотелось особенно подчеркнуть некоторые практические моменты.

Мы должны стремиться получить посвящение от гуру± но, с другой стороны если это не получается быстро, то не стоит отчаиваться. Ведь только материальные достижения заканчиваются со смертью тела, а преданное служение; вечно и не имеет границ. В следующей жизни мы начнем свое преданное служение с того момента, на котором остановились в этой, но только в том случае, если мы не будем совершать вайшнава-апарадх (в этом случае существует очень тяжелый и трудный метод искупления, и если вайшнав простит, то мы сможем продолжить преданное служение). Преданное служение - это бесконечный процесс, который продолжается и в духовном мире.

Сколько лет ждал инициации Шрила Прабхупада? Кришна долго не посылал гуру и Бхактивиноде Тхакуру, и он очень молил Господа послать ему духовного учителя. Гауракишора дас Бабаджи вначале отвергал и очень долго проверял Бхактисиддханту Сарасвати, прежде чем принял его.

Говорится, что если человек достигает любви к Богу, он возвращается в духовный мир не зависимо от того, инициирован он официально или нет. Но не путайте формальное посвящение (внешний аспект дикши) принятие духовного учителя в сердце (внутренний аспект дикши, его наличие обязательно для возвращения в ду-

 

ховный мир). Конечно, мы должны стремиться получить также и формальное посвящение у гуру. Можно привести сравнение с мужем и женой. У них уже могут сложиться определенные взаимоотношения, но они становятся мужем и женой только после свадьбы. Поэтому внешне Мы всегда должны следовать этой традиции получения формального посвящения, чтобы показать хороший пример. Ибо мы принадлежим к непогрешимой семье Кришны, ачьюта-готре, благодаря связи с преемственностью духовных учителей. Даже Шрила Прабхупада, хотя он пришел из духовного мира, получил формальное посвящение. И даже Сам Господь Чайтанья и Господь Кришна принимали духовного учителя, потому что такова система. Таким образом, Бог подает людям пример, показывая важность ученической преемственности.

Истинная дикша - это принятие духовного учителя в сердце, т.е. следование его указаниям с любовью. Когда ты принимаешь гуру, и гуру принимает тебя.

Вначале мы принимаем Шрилу Прабхупаду, который затем уже посылает нам дикша-гуру. Если гуру не принимает ученика, то ученик пока может поклоняться Шриле Прабхупаде, который и ведет ученика в духовный мир. Шрила Прабхупада берет абсолютную ответственность за возвращения ученика в духовный мир, если тот следует четырем принципам и повторяет 16 кругов.

Если ученик, получив формальное посвящение, не принял гуру в своем сердце, то и в этом случае ему следует быть не менее послушным и серьезным в следовании четырем принципам без измышлений и внимательно повторять 16 кругов маха-мантры.

Шрила Прабхупада говорил, что пока ваш дикша-гуру физически пребывает на планете, то даже если вы Достигли высокого духовного уровня, вы не можете принимать учеников и давать инициацию, вы можете быть

 

шикша-гуру для других младших вайшнавов и приводить ученика к лотосным стопам духовного учителя . Естественно, напрашивается такой вопрос: к лотосным стопам своего дикша-гуру или к лотосным стопам любого духовного учителя ИСККОК? Когда Шрила Прабхупада пребывал на этой планете, то, все было ясно, он был единственным дикша-гуру ИСККОН. Сейчас у нас миллионы его последователей и десятки дикша-гуру. Ответ таков: если ученик квалифицирован, то он способен давать наставления каждому и приводить его к любому дикша-гуру ИСККОН. Никто никогда не имеет права навязывать своего дикша-гуру другому ученику. Кришна дает свободу выбора, Шрила Прабхупада дает свободу выбора, почему же мы должны навязывать свое мнение. Ведь мы являемся движением, а не некой ограниченной сектой. И каждый имеет право выбрать любого из гуру ИСККОН.

Иногда бывают такие ситуации, когда ученик встретил истинного гуру и почитает его за то, что тот указал ему путь: «Тебе следует читать книги Прабхупады и повторять мантру», но впоследствии он встречает другого гуру, наставления которого он принимает как свою жизнь и душу, и учеником которого хочет стать. Как поступать ученику в такой ситуации, когда он видит двойственность во взаимоотношениях с гуру! На самом деле здесь нет никакой двойственности. Мы всегда должны уважать и почитать всех вайшнавов, и никого и никогда не отвергать. Мы же являемся движением ИСККОН, где много возвышенных вайшнавов. Поэтому естественно, что человек, впервые встретив любого истинного вайшнава, привлекается его качествами, но: «Гуру приходит, когда человек к этому готов».

 

 

----------------------------------------

* Более подробно на эту тему см. Приложение «Резолюции Джи-би-си 2002. Инициация в присутствии своего дикша-гуру».

 

В подобной ситуации ученику следует выказывать уважение и почтение к первому гуру, который является его шикша -, и, может быть, даже Вартма-прадаршака - гурy но предаться тому, кого послала Параматма, попросить разрешение быть его учеником, а затем получить посвящение. И хранить верность. Ведический афоризм гласит: «Верность гуру и Кришне, особенно в тяжелые времена прославляется во все века!» В этой связи можно вспомнить историю из «Чайтанья-Чаритамриты» о Мурари Гупте, который постоянно был погружен в воспевание святых имен Господа Рамы. Когда Господь Чайтанья попросил его воспевать святые имена Кришны, то Мурари Гупта проплакал всю ночь, а утром отправился к Господу Чайтанье и сказал: «Мой дорогой Господь, извини, но я не могу воспевать Харе Кришна», тогда Господь Чайтанья обнял его и ответил: «Я знал это и просто проверял тебя, на самом деле ты являешься воплощением Ханумана, великого преданного Господа Рамачандры».

Следует хранить верность своему гуру и в том случае, если он подвергается критике со стороны своих старших или младших духовных братьев. Подобно тому, как если отец или муж не обладают выдающимися качествами, они все равно заслуживают почитания.

Хотя существует только один гуру - тот, кто говорит о Кришне и преданном служении Ему, но в то же время разве можно изменить привязанность в сердце и принять Другого гуру!

Гуру является внешним проявлением Параматмы. Поэтому при выборе духовного учителя следует руководствоваться подсказками Параматмы («зовом сердца») - это доминирующий признак, а в служении -послушанием, но также использовать и разум. Но как мы

 

можем отличить подсказки Параматмы от происков Ответ таков: гуру-садху-шастры.

Что делать, если ученик, получив посвящение, затем привязался к другому шикша-гуру. Мы являемся движением и, конечно же, мы должны слушать лекции всех духовных учителей и получать у них наставления. Но если ученик хочет принять особого шикша-гуру, то ему следует спросить разрешение у дикша-гуру. «Мой дорогой Гуру Махараджа, вы приняли меня и спасли из океана повторяющихся рождений и смертей. Нет личности более милостивой, чем вы. И в нашем замечательном движения я встретил еще одного вайшнава, который равен Вам по своим качествам, и я очень привязался к нему. Могу ли я с вашего разрешения получать также наставления и у него? Могу ли я принять его как шикша-гуру?»

В конце концов, в духовный мир нас возвращают шикша и святое имя.

Гуру дает нам шикшу (а шикша - это процесс передачи трансцендентального знания) и святое имя (а святое имя раскрывает нам знание). Поэтому говорится, что Кришна освобождает преданного с помощью трансцендентного знания (об этом говорится в 4 главе «Бхагавад-Гиты»). И мы не должны забывать, что это трансцендентное знание содержится в книгах Шрилы Прабхупады, и, просто читая их, человек может стать чистым преданным.

Знание можно получить двумя способами: один зависит от Верховной Личности Бога, которая в форме Сверхдуши находится в сердцах всех живых существ, а другой - от духовного учителя, который является экспансией Кришны. Таким образом, Кришна передает информацию как изнутри, так и снаружи. Нам остается только получить ее (УГЧ, введение). Ученик может обратиться к гуру за шикшей, чтобы научиться служить своему дикша-гуру. Духовный учитель может

 

принадлежать к какому-то религиозному движению, если он обладает качествами вайшнава. Однако наставления такого шикша-гуру не должны противоречить указаниям ачарьи - основателя и духовных учителей в своей миссии.

Если ученик (скорее всего, вследствие духовного несовершенства) видит расхождения в указаниях своих шикша- и дикша-гуру, то ему надо следовать:

указаниям Шрилы Прабхупады (если это затрагивает суть сознания Кришны - основы философии, вопросы гуру-таттвы, гуру-парампара и т.п.). Указания дикша-гуру являются доминирующими, но если у ученика возникают сомнения, ему следует свериться с указаниями ачарьи-основателя. Если наставления дикша-гуру не противоречат Шриле Прабхупаде, то ученик должен с верой следовать им, а в случае кажущихся противоречий следует смиренно обратиться к гуру за разъяснениями;

или указаниям дикша-гуру (если это касается каких-то второстепенных вопросов, не затрагивающих сути философии: вид служения, место служения и других, связанных с индивидуальными особенностями преданного, а также некоторых материальных проблем)*, потому что он берет большую ответственность за возвращение ученика в духовный мир.

Вопросы:

1 - С помощью чего Кришна освобождает преданного:

Относительно вопросов, связанных с материальными потребностями (где учиться, где жить, как обеспечить себя, проблемы взаимоотношений в семье). Как правило, духовный учитель советует обратиться за решением этих вопросов к духовным наставникам или местному руководству. Однако в исключительных случаях, связанных с проблемами в общении с наставниками и руководством (или отсутствием таковых)

 

а) преданного служения; б) садху-санги; в) шикши; г) вайшнавов; д) трансцендентного знания; е) наставлений; ж) милости; з) святого имени.

2. Как поступать ученику, если гуру не принимает его? Может ли он вернуться в духовный мир? Каким образом

3. Может ли ученик, достигший высокого духовного уровня принимать учеников и давать им посвящение? Почему?

4. Что делать ученику, если он привязался сразу к скольким гуру (если это произошло до инициации или после)

5. Как можно отличить подсказки Параматмы от происков ума?

 

Прочитайте и подумайте:

1. Как получают трансцендентное знание.

Оно должно быть воспринято на слух. «Милость духовного учителя можно обрести только через уши» (ШБ., 3.22.7 комм.). Но слушать означает понимать. У животных тоже есть уши, они тоже могут услышать, но они не могут понять.

2. О благословении духовного учителя.

«Когда между учеником и духовным учителем устанавливается полное понимание, и ученик, получив указания духовного учителя, ревностно и безукоризненно выполняет их, он вправе просить у духовного учителя то или иное благословение. Чистый преданный Господа или искренний ученик истинного духовного учителя, как правило, не просит благословения ни у Господа, ни у духовного учителя, но если ученик чувствует необходимость попросить духовного учителя о каком-либо благословении, он может сделать это лишь после того, как удовлетворит его своим служением» (ШБ., 3.22.8 комм).

 

В мире мудрых мыслей:

1. «Что же касается принятия тобой инициации от Брахмананды Махараджа, я не возражаю, но этикет таков, что в присутствии духовного учителя никто не может принимать учеников. В этой связи Свами Брахмананда может написать мне, и я дам ему наставление» (Шикшамрита, письмо к Джону Милнеру, 24 марта, 1971 г.).

2. «Я очень рад принять их своими инициированными учениками, и я дал им духовные имена Ганга Нараяна даса и Джага Мохини даси соответственно. Теперь ты должен вести их в сознании Кришны, потому что ты являешься преданным-ветераном, и будущее нашего общества сознания Кришны в основном остается в руках моих старших учеников. Предоставь им все возможности, защищая и наставляя их, чтобы они достигли совершенства жизни. Такова обязанность моих старших учеников» (Шикшамрита, письмо к Карандхаре, 3 дек. 1971 г.).

3. «Когда духовный учитель принимает ученика, который предается ему, он берет на себя ответственность, принимая греховные реакции своего ученика. Такова огромная ответственность духовного учителя. Поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы не отягощать грузом грехов нашего духовного учителя, продолжая заниматься греховной деятельностью и в дальнейшем. Конечно, тот, кто принял сознание Кришны, не может преднамеренно совершить никакой грех. И все же мы всегда должны стоять на страже против такой деятельности» (Шикшамрита, из письма к Шачисуте, 19 сент. 1969).

 

 

 

Попытайтесь поспорить:

1. Если наставления шикша-гуру противоречат наставлениям дикша-гуру, то, значит, этот шикша-гуру не является истинным.

Постарайтесь опровергнуть это утверждение, объяснив возможные причины этого (хотя бы 2).

Ссылки: УГЧ, введение, стр. 45-46; БГ, гл.4.; Шикшамрита., т.З.

2. Некоторые распространенные ошибки ученика

В этой части мы также хотели бы предостеречь ученика от совершения некоторых наиболее распространенных ошибок в отношениях с гуру*

1. Считать, что гуру - это йог-мистик, который все знает. Это одна из причин, почему ученик вначале выбирает одного гуру, а затем обращается к другому. Гуру обладает не мистическим, а духовным видением - он знает, что мы падшие обусловленные души, что любовь к Кришне дремлет в сердце каждого, и он знает, как пробудить эту дремлющую любовь к Богу на основании священных писаний. Он знает, как использовать таланты и способности ученика в сознании Кришны. Гуру сведущ в священных писаниях и умеет правильно применить их на практике. Поэтому и говорится, что гуру знает все. Ибо он знает суть писаний. Но гуру не обязан решать какие-то' организационные вопросы. Для этого существует организационная структура Джи-Би-Си и руководство храмов, общин.

 

2. Считать, что только один конкретный гуру может привести ученика к совершенству и недооценивать при этом прилагаемые учеником усилия.

Если мы видим возвышенного вайшнава, то мы, естественно, спрашиваем: «Кто ваш гуру?» И затем обращаемся, к этому гуру, чтобы достичь такого же совершенства. Конечно же, мы должны восхвалять в первую очередь духовного учителя возвышенного вайшнава. Но мы не должны забывать, что и ученик должен обладать соответствующими качествами, иначе, если учитель квалифицирован, а ученик не искренен, то толку не будет.

И мы не должны забывать еще одно: в любом Матхе учитель может привести ученика только на тот уровень, на котором находится сам. Но в ИСККОН есть ачарья-основатель Шрила Прабхупада, который берет абсолютную ответственность за всех своих последователей. Поэтому мы должны знать, что любой духовный учитель ИСККОН может привести ученика к высшему совершенству, если ученик искренен и строг в следовании принципам, потому что все мы, в конечном счете, последователи Шрилы Прабхупады.

3. Считать, что только гуру, находящийся на уровне уттама-адхикари, может привести ученика к совершенству.

В ИСККОН это не так, ибо ачарья-основатель ИСККОН Шрила Прабхупада, который является уттама-адхикари, наделяет полномочиями своих искренних учеников. И это сильная сторона ИСККОН - любой духовный учитель способен привести ученика к высшей ступени совершенства, если ученик искренен и с верой следует указаниям духовного учителя и Шрилы Прабхупады. •

 

4. Ставить духовный уровень гуру в зависимость от его материального положения в системе варнашрамы (например, гуру должен быть только саннъяси или брахман, а брахмачари или грихастха не могут быть гуру). Но Господь Чайтанья сказал: киба випра, киба нйаси, шудра кене напа ей кришна-таттва-ветта, сей 'гуру' хапа «Кем бы ни был человек - брахманом, саннъяси или шудрой, он может стать духовным учителем, если постигнет науку о Кришне» (Ч.Ч., Мадхья 8. 128).

5. Прославлять только своего дикша-гуру, но при этом не оказывать должного почтения другим. Такое поведение является проявлением тонкого секса (стремление к славе, ожидание почестей и желание выделиться), ибо такой преданный думает: «Если я прославляю своего дикша-гуру, то косвенно я прославляю и себя», Представление о том, что только один человек) находится высоко на пьедестале, а все остальные ничего не значат, ошибочно. Такое избирательное отношение, когда я поклоняюсь дикша-гуру пренебрегаю всеми остальными гуру, в действительности, является оскорблением своего дикша-гуру. Мы являемся не сектой, а движением. Поэтому все истинные последователи Шрилы Прабхупады уполномочены им приводить своих учеников к лотосным стопам Радхи-Кришны. Мы должны оказывать почтение всем вайшнавам. Духовных братьев своего гуру следует почитать на одном уровне с собственным духовным учителем, хотя среди всех учителей, дикша- и шикша- гуру заслуживают особого уважения. Вспомним цитату из «Чайтанья - Чаритамриты»: «инициирующий и наставляющий духовный учителя - равные и неотличные проявления

 

Кришны, хотя они исполняют различные функции по отношению к ученику. Их обязанность - вести обусловленные души назад домой, обратно к Богу» (ЧЧ. Ади, 1.34).

6. Считать, что до принятия официального посвящения можно заниматься всеми видами греховных действий или нарушать четыре регулирующих принципа. Это является седьмым оскорблением святого имени. Повторение святых имен освобождает человека от последствий его прошлых греховных поступков, но это вовсе не означает, что можно продолжать грешить, рассчитывая, на искупительную силу святого имени. Это также является оскорблением, в первую очередь, ади-гуру и дикша-гуру (ибо мы поклоняемся им, даже если пока не получили официального посвящения). И если мы принимаем авторитет Прабхупады, то должны следовать четырем регулирующим принципам и избегать греховных действий, не зависимо от того инициированы мы или нет. В противном случае мы не сможем достичь любви к Богу. В конце концов, мы не просто запрещаем что-то, а даем альтернативу, заменяя негативное на позитивное: мясо мы заменяем очень вкусным и питательным Кришна-прасадом, а, отказавшись от материального секса («комы»), мы сможем достичь любви к Богу («премы»). Мы стремимся к освобождению, а секс - это то, что связывает чистую душу с материей (секс - это «оковы половой жизни»).

Мы можем быстро достичь премы, любви к Богу только в том случае, если будем следовать четырем регулирующим принципам и читать мантру с любовью, занимая в процессе свое сердце (именно там пребывают и душа, и Сверхдуша), и слушать звук в эфире, а не в уме (ибо звук передается через эфир), а также не совершать вайшнава-апарадх.

 

7. Нарушать субординацию в отношениях с человеком занимающим более высокое положение. Эта ошибка возникает из-за гордости и приводит к оскорблению, которое называется марьяда-вьятикрама - нарушение духовной субординации. По правилам этикета даже тот, кто компетентен и учен, не должен давать наставления другим в присутствии человека, занимающего более высокое положение (ШБ, 3.4.26). Старшинство вайшнава определяется уровнем его духовного развития. Однако здесь нужно учитывать все факторы. Когда мы говорим о старшинстве или субординации, то обращаем внимание на следующее: во-первых, духовный уровень (продвижение в духовном знании), затем - время нахождения в движении (имеется в виду время активной духовной практики), инициация (конечно, истинная инициация должна происходить в сердце, но здесь учитывается также и ее внешний аспект - официальное посвящение), положение в системе варнашрамы (брахманы, санньяси) административное положение (член Джи-Би-Си, президент храма, менеджер) и возраст. Если старший преданный дает Вам совет, который противоречит наставлениям Шрилы Прабхупады или гуру, надо вежливо, с уважением ответить: «Извини, но в книгах Шрилы Прабхупады написано (мои учителя говорят мне) другое (где в священных писаниях подтверждается твое указание?). Я очень ценю твою заботу и совет, но я буду следовать своим гуру так, как я это понимаю».

Вопросы:

1. Зависит ли духовный уровень гуру от его положения в системе варнашрамы?

2. В чем разница между духовным видением и мистикой? Является ли духовный учитель мистиком?

 

3. Может ли гуру, который не является уттама-адхикари вернуть ученика в духовный мир?

4. Что такое марьяда-вьятикрама и в чем она выражается?

Задание:

Выявите одну из наиболее распространенных ошибок в отношениях гуру-ученик, которую совершают преданные в вашей ятре, и постарайтесь опровергнуть ее, основываясь на авторитете писаний (со ссылками).

Прочитайте и подумайте:

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Потому что вы еще плотские. Ибо, если есть между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь.

Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил Бог; Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все - Бог взращивающий.

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит награду по своему труду.

Ибо все мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение». (Евангелие. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, гл. 3, 1-9).

В мире мудрых мыслей:

1- «Я узнал, что ты принимаешь поклонение от других преданных. Конечно, предлагать поклоны вайшнаву

 

 

 

это правильно, но не в присутствии его духовного учителя. После ухода духовного учителя наступит такое состояние, но пока подожди. Иначе это приведет к разногласиям». (Шикшамрита, письмо к Хамсадуте дасу, 1 нояб. 1974 г.)

2. «Что же касается инициации учеников, то любой, кто обладает квалификацией, может делать это. Например, Шрила Бхактивинода Тхакура был домохозяином, а Шрила Бхактисиддханта Сарасвати был стойким брахмачари, и все же оба они обладали квалификацией, чтобы инициировать учеников». (Шикшамрита, письмо к Кришна деви, 2 нояб. 1969 г.)

3. «Что же касается твоего сна, то очень хорошо, что ты думаешь о Кришне даже во сне. Кришна так прекрасен, что мы хотим помнить о Нем даже больше, чем двадцать четыре часа в сутки. Относительно наставлений от духовного учителя, нет необходимости принимать наставления, данные во сне, пока духовный учитель присутствует на планете. Господь Джаганнатха так милостив, что может явить Свою форму в уме, почему же Он не может появиться в твоих снах?» (Шикшамрита, письмо к Линде, 19 фев. 1970г.)

Попытайтесь поспорить:

Так как я получил инициацию раньше, то я имею право делать любые замечания неинициированным преданным, если мне не нравится их поведение, ибо для них я являюсь представителем гуру. Какие две ошибки совершает преданный, думающий так?

 

Ссылки: ШБ, 3.4.26; ЧЧ, Мадхья. 8.128; ЧЧ, Ади, 1.34; Шикшамрита, т.З.

 



2015-12-15 648 Обсуждений (0)
Взаимоотношений гуру-ученик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимоотношений гуру-ученик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)