Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические указания к самостоятельной работе студентов




Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в сотрудничестве студента с преподавателем. Успех овладения историческим материалом зависит от того, насколько правильно студент организует работу над учебным материалом, сочетая лекции с практической занятиями и само­стоятельной работой.

В целях оптимальной организации самостоятельной работы по курсу «Теория и методология истории» предлагается ряд рекомендаций. Получив задание и разобравшись в нём, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, сборниками документов и т.д. Студент может посетить библиотеку, читальный зал, обратиться к электронным ресурсам. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, так как литература к этому времени может быть разобрана.

В последние годы в вузах страны широко распространены электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В ФГБОУ ВПО «БГПУ» имеется возможность пользоваться основательными электронными базами РГБ, библиотеки им. Ушинского и других подобных ресурсов, список которых представлен ниже.

Для подготовки к практическим занятиям важно наличие конспектов лекций. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самих практических вопросов. В отличие от большинства учебных посо­бий конспекты лекций характеризуются новизной материала, специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по профилю.

Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Оно, во-первых, позволяет видеть перспективу работы, выявлять, распределять время и использовать его по своему усмотрению. Во-вторых, оно дисциплинирует, подчиняет поведение студента целям учебы. В связи с этим обязательно следует планировать свою самостоятельную работу в пределах недели. После того, как составлен план, его следует строго выполнять.

Правильно учитывая своё время и распределяя его в со­ответствии с расписанием занятий, студент сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы по истории.

 

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практические работы для студентов, обучающихся на очном отделении

Тема 1: Философия истории Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831)

Вопросы для обсуждения:

1. Г.В.Ф. Гегель: основные вехи биографии и научной деятельности.

2. Историософия Г.В.Ф. Гегеля как вершина классического рационализма и философского идеализма.

3. Создание первой цельной теории о движении природного, исторического и духовного мира в виде беспрерывного процесса.

4. Идея развития и учение о законах и категориях диалектики.

5. Первая систематизация основных принципов диалектической логики.

6. Гегелевская модель всемирной истории. Основные периоды ее существования и соответствующая им форма государственности.

7. Представление о восточном, греческом, римском и германском мирах.

8. Всемирная история как шествие мирового духа и воплощение свободы в реальной жизни народов.

Рекомендуемый библиографический список

Основной (источники)

1. Гегель Г. Лекции по философии истории. – СПб., 1993.

2. Гегель Г. Философия истории // Соч. – Т.8

3. Гегель Г. Философия истории. Пер. с нем. СПб. 1993.

Дополнительный (литература)

4. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.

5. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

6. Вайнштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX - XX веках. - Л., 1979.

7. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб, 1997.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3.

9. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

10. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1975. Т.1.

11. Герье В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. М., 1915.

12. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994.

13. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.

14. Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982.

15. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.,1980.

16. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М., 1983.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 3.

18. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. Учебное пособие. Минск, 2006.

19. Перов Ю.В., Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб, 2000. С. 392

20. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. –1991. – №№ 8-10.

21. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. – М., 1992.

22. Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие. М., 2002.

23. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: В поисках утраченного. М., 1997.

24. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие. М., 2003.

25. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие. М., 2007.

26. Сумин О.Ю. Гегель как судьба России: 2-е изд., испр. и доп. Краснодар, 2005.

 

Тема 2: Теория исторического процесса Дж. Вико (1668-1744)и И.Г. Гердера (1774-1803): сравнительный анализ

Вопросы для обсуждения:

1 Вико Дж.: основные вехи биографии и научной деятельности.

2 Концепция круговорота истории Дж. Вико. Ценность и оригинальность взглядов, изложенных в книге «Основания новой науки об общей природе наций».

3 Метод сравнительного изучения религии, быта, нравов, политического строя народов. Последовательность смены эпох и одинаковых ступеней развития.

4 Три века и три типа времени в истории каждой нации. Представление о веке Богов, веке Героев и веке Людей.

5 Отличие теории Д. Вико от античных теорий цикличности.

6 Гердер И.Г.: основные вехи биографии и научной деятельности.

7 Гердер и его незавершенный труд «Идеи к философии истории человечества»: движущие силы и механизм исторического развития; человек как основа философско-исторических исследований; направленность исторического развития в философии истории; прогресс гуманности как конечная цель истории в концепции.

8 Сравнительный анализ концепций Вико и Гердера как двух историософских парадигм Нового времени.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (959)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)