Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА



2015-12-15 916 Обсуждений (0)
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «информационное общество» возникло во второй половине 1960-х гг. Его основными характеристиками являются следующие: информация выступает как экономический ресурс; она становится предметом массового потребления наряду с сельскохозяйственной и промышленной продукцией; информационный сектор экономики формируется более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Важнейшим продуктом информационного общества становится производство и использование услуг и знаний (Яковлев И.П.Социология: учеб. пособие. СПб., 2000. С. 35).

В современных социально-философских и социологических теориях информационного общества просматривается разнообразие в подходах к его определению. Эти трактовки не являются альтернативными, а раскрывают многообразие черт информационного общества как нового типа общества. В его интегральной парадигмальной трактовке научные и технологические инновации рассматриваются как распространяемая и используемая информация. В информационном обществе целерациональная система экономики уступает место целерациональной системе техники, изменяется сфера занятости, а «осевыми» становятся информационные институты. В таком обществе распространение информационных технологий привело к глобальной информационной сети, которая дает принципиально новые возможности для коммуникаций и производственной деятельности.

Спектр трактовок теории информационного общества обобщил профессор университета Ланкастер (Англия) Фрэнк Уэбстер. Этот спектр включает: постиндустриальное общество (Д. Белл), постфордизм и информационная инфраструктура (Р. Райх), информационный капитализм и сетевое предпринимательство (М. Кастельс), корпоративный и потребительский капитализм (Г. Шиллер), управление с помощью информации (Ю. Хабермас), общество организации, наблюдения и контроля (Э. Гидденс), общество потребления, в том числе информационного (Ж. Бодрийяр), индивидуализированное общество (3. Бауман) (Уэбстер Ф.Теории информационного общества. М., 2004).

Так, по мнению М. Кастельса, информационный капитализм, возникший в 1970 гг., характеризуется развитием электронных сетей, сохранением основных форм капиталистических отношений – частной собственности, рынка; однако главным источником производительности труда становится информация и знания, ИКТ (информационно-компьютерные технологии). Определяющим фактором в таком обществе становится участие в информационных сетях. «Рецептом успеха» являются «пять нулей», сформулированных компанией Тойота: 0 дефектов, 0 поломок, 0 задержек и опозданий, 0 бумажной работы и 0 учета. Уменьшается бюрократизация. Типичным примером нового сетевого предприятия является предприятие, у которого до 80% деятельности осуществляется с помощью веб-сайта (Вертинская О.Н.Информационно-коммуникационные технологии и общество. М., 2007. С. 23-25).

Современный канадский социолог Н. Штер настаивает на том, что термин «постиндустриальное общество» должен быть заменен термином «общество знания», в котором преодолевается различие дискурсов науки, технологии, культуры и социума, происходит утилизация знания (Колпаков В.А.Общество знания. Опыт философско-методологического анализа//Вопросы философии. 2008. № 4. С. 26, 27).

В то же время нельзя не отметить, что с бурным развитием новых информационных технологий в последней четверти XX в. появляется парадокс отдаления, разнонаправленности информационного и коммуникативного. Эпистемы «коммуникативного общества» и «информационного общества» – это символы различия понятий «коммуникативное» и «информационное», противостояния естественного и искусственного, природного и социального, технологического и человеческого, человеческого и общественного. «Информационное» (технологии) по природе предназначено «массовому» пользователю, оно эгалитарно, массово. Коммуникативное по своей сути – это всегда привилегия общения, рациональный дискурс, оно личностно и осознанно. Сегодня собственно глубинных связей, взаимодействий между людьми нет, есть их иллюзия, складывающаяся под влиянием общности эмоций у телеэкрана, на стадионе. СМИ формируют вектор общественных эмоций, настроений, «виртуальную реальность» и «симулякры». Публика-аудитория, как ее определял Габриэль Тард (1843–1904), имеющая общие ценностные предпочтения, превратилась в «символическую публику», возникающую в результате информационных влияний. Современная «символическая публика» напоминает стихийно возникшую толпу: не она выбирает, а ее выбирают медиа; по выражению Г.М. Маклюэна, «электронная техника создала массу». В современной информационной медийной культуре, далекой от общения и диалога,коммуникативное становится сложным выбором для того, кто имеет представление о ценности и самоценности как личности. Разрыв эгалитарной информационной культуры с элитарной коммуникативной культурой существовал всегда. Порождаемые СМИ в процессе глобализации «вселенские» аудитории провоцируют сомнение в любых константах общественного и человеческого. Медийная общность ведет к мнимому объединению и исчезновению подлинного общения. Сегодня те, кому предназначена массовая информация, социальные сети, реклама, имеют шанс никогда не попасть в пространство подлинной коммуникации (Мальковская И.А.Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий)//Социс. 2007. № 2. С. 79. 82).

 



2015-12-15 916 Обсуждений (0)
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)