Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи возрастной психологии



2015-12-15 2857 Обсуждений (0)
Задачи возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задачи возрастной психологии, как правило, формулируются с позиции критерия содержания предмета. Следовательно, по этому критерию можно сформулировать следующие задачи возрастной психологии:

- изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека на основных возрастных этапах онтогенеза;

- характеризовать особенности психического развития человека в каждом возрастном периоде;

- описать особенности протекания возрастных кризисов развития;

- показать возможности использования возрастных закономерностей человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Можно сформулировать задачи возрастной психологии с позиции критерия «практическая деятельность психолога». По данному критерию все частные задачи возрастной психологии можно свести к трем группам задач:

1) изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека;

2) исследовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека;

3) использовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В первую группу можно отнести все частные задачи, в которых необходимо субъективно познать возрастные закономерности, известные науке, или познать особенности развития конкретного лица определенного возраста. Например: изучить особенности проявления психических новообразований в подростковом возрасте.

Во вторую задач включаются все задачи, которые направлены на открытие новых (не изученных или недостаточно изученных) возрастных закономерностей психического и личностного развития. Например: исследовать особенности переживаний лиц юношеского возраста, проживающих в сельской местности.

Третья группа включает конкретные задачи по использованию знаний по возрастной психологии в практической деятельности и повседневной жизни.

Можно сформулировать задачи и по другим критериям, например, по функциональному критерию.

 

1.3. Методологические принципы
возрастной психологии

 

Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои методологические принципы и методы. Методологические принципы возрастной психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность. Универсальными принципами возрастной психологии являются: принципы: детерминизма, развития, системности, историзма.

Принцип детерминизма полагает, что любое психическое явление причинно обусловлено. При этом детерминант существует множество.

Принцип развития утверждает, что любое психическое развитие представляет собой непрерывный процесс.

- Принцип системности в развитии гласит о том, что развитие представляет собой сложную систему внутренних и внешних связей движущих сил, условий и протекания развития.

- Принцип историзма исходит из того, что психическое развитие обусловлено культурно-историческими условиями, в которых человек развивается. Выделяется два плана исторического принципа: хронологический и этнический.

Кроме универсальных существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы дополнить принципом единства сознания и деятельности, то возрастная психология будет иметь направление деятельностного подхода.

 

1.4. Методы возрастной психологии
и их классификация

 

Возрастная психология имеет свои методы, которые изучают и описывают предмет и решают задачи науки.

Методом в возрастной психологии называют способ сбора фактического материала, его обработки и интерпретации. Все методы принято классифицировать по разным критериям.

По критерию «продолжительность исследования» все методы можно дифференцировать на методы одномоментных срезов и лонгитюдные методы. Эти методы решают разные задачи, но наиболее чаще в возрастной психологии используются лонгитюдные методы.

По критерию «ход исследования» можно выделить: пилотажные методы, методы сбора фактического материала и методы обработки и интерпретации данных исследования.

Пилотажные позволяют ознакомиться с объектом исследования, уточнить тему и цель исследования, сформулировать гипотезу, отобрать наиболее адекватные методы. К методам сбора фактического материала относятся все методы, которые позволяют собрать достоверные факты в достаточным количестве для репрезентативного исследования. Методы обработки позволяют систематизировать, обобщить, сделать количественный и качественный анализ и сформулировать выводы.

К последним относятся математические (статистические, вероятностные) методы, моделирование и др.

По критерию задачи практического психолога все методы делятся на описательные, диагностические, экспериментальные.

К описательным относятся все виды наблюдения, опросные методы (анкетирование, беседы, опросники, интервью), анализ результатов деятельности. Задача описательных методов – охарактеризовать, описать развитие психического явления.

К диагностическим относятся различные тесты, шкалирование, групповые оценки, социометрия, референтометрия и многие другие, в результате которых измеряются показатели психического явления в определенных единицах. Задачей диагностических методов является измерение развития психических явлений для сравнения, а также определения уровней развития.

К экспериментальным методам относятся естественный, лабораторный, полевой, моделирующий эксперименты. Целью экспериментальных методов является изучение психических явлений, установление связей между специально меняющимися условиями развития и его показателями. По процедуре проведения различаются эксперименты констатирующие и формирующие.

В констатирующем эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Условно допускается, что группы по своему развитию одинаковые. В контрольной группе, исходные условия, в экспериментальной – специально организованные для эксперимента. Сравнительный анализ показателей изучаемых психических явлений в контрольной и экспериментальной группах, позволяют установить связь между разными условиями и показателями психического развития испытуемых.

В формирующем эксперименте на первом этапе осуществляют измерения изучаемых явлений в группе с исходными условиями, а затем условия специально изменяются, и на втором этапе снова осуществляется измерение. Затем сравниваются данные измерений, что позволяет установить связь между условиями развития на разных этапах исследования и показателями изучаемых явлений.


 

Глава 2. Общие и возрастные
закономерности психического
и личностного развития человека

2.1. Общие закономерности
психического развития человека

 

Психическое развитие определяется общими законами и закономерностями.

Во-первых, психическое развитие определяется общим диалектическим законом – законом единства и борьбы противоположностей. Это означает, что в основе психического развития лежат противоречия, которые образуют единство явления, и противоречия лежат в основе развития и определяют его направленность и темпы.

Во-вторых, психическое развитие определяется диалектическим законом накопления количества и перехода в новое качество. Отсюда следует, что психическое развитие происходит по стадиям. Идет количественное накопление развития отдельных показателей, которые приводят к состоянию возрастного кризиса, и затем происходит скачок в развитии.

В третьих, в соответствии с законом отрицания отрицания на каждом возрастном этапе психическое развитие отрицается развитие на предшествующем возрастном периоде, чтобы затем отрицаться на последующем этапе.

Кроме этого, психическое развитие подчиняется следующим закономерностям: непрерывности, неравномерности, пластичности, стадиальности, асинхронности.

 

2.2. Современные психологические теории
об условиях психологического развития личности

 

В психологической теории не умолкают споры о доминировании определенных условий в психическом развитии человека.

В биогенетических теориях доминирующим условием в психическом развитии считаются биологические условия. Согласно биогенетическому закону генотип определяет развитие человека, а социальные условия лишь способствуют либо препятствуют психическому развитию.

В социогенетических теориях определяющая роль в психическом развитии отводится социальным условиям и особенно обучению и воспитанию. Биологические условия сводятся лишь к задаткам, которые можно развить.

Для снятия противоречия между биогенетическими и социогенетическими теориями была разработана теория конвергенции (Г. Штерн и другие), согласно которой психическое развитие в равной мере определяется как биологическими, так и социальными условиями. Такое эклектическое соединение несовместимых условий определяет противоречие развития и не соответствует современным теоретическим взглядам, а также не решает практических задач развития личности.

В последние годы возникли и развиваются психологические теории развития. Основным положением этих теорий является то, что определяющим в развитии является адекватное восприятие, понимание, осознание и переживание человеком биологических и социальных условий.

Биологические условия включают в себя генотип и врожденность. Генотип определяется хромосомным набором родителей и передается по наследству. Врожденными психическими явлениями называют те, которые возникают в пренатальный период в процессе родов и период новорожденности.

Социальные условия включают в себя макросреду и микросреду. Макросреда – общество, в котором человек развивается. Психическое развитие человека во многом определяется уровнем общественных отношений. Микросреда – это непосредственное окружение человека.

Психологические условия представляют собой совокупность внутренних и внешних условий, определяющих восприятие, осознание и переживание всех условий – биологических, социальных и многих других. Фактически все то, что человек переживает, и является определяющим в его развитии. Следует лишь отметить, что переживания могут быть не только положительными и отрицательными, но и конструктивными и деструктивными. Конструктивные переживания способствуют активности личности, направленной на собственное развитие. Деструктивные сдерживают активность и могут вообще привести к состоянию фрустрации, внутреннему конфликту.

Возрастная психология и психология развития с позиции психологического подхода рассматривают вопросы о том, как управлять собственными переживаниями и помогать другим людям справляться со своими переживаниями.



2015-12-15 2857 Обсуждений (0)
Задачи возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи возрастной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)