Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину



2015-12-15 942 Обсуждений (0)
Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В периодизации Д.Б. Эльконина за основу взяты следующие принципы:

- каждому возрасту соответствуют определенные возрастные потребности;

- каждому возрасту характерна социальная ситуация развития;

- в основе развития лежит ведущий вид деятельности в психическом развитии;

- на каждом возрасте проявляются определенные психические новообразования;

- каждому возрасту соответствует сензитивная сфера психики.

При обострении противоречий в период перехода от одного возраста к другому возникают возрастные кризисы. Этим принципам соответствует следующая возрастная периодизация:

- кризис новорожденности;

- младенчество (2 месяца – 1 год);

- кризис одного года;

- раннее детство (1 – 3 года);

- кризис трех лет;

- дошкольный возраст (3 – 7 лет);

- кризис семи лет;

- школьный возраст (7 – 12 лет);

- кризис 13 лет;

- пубертатный возраст (14 – 17 лет);

- кризис 17 лет.

Эта периодизация отражает суть деятельностного подхода и не противоречит по сущности многим другим подходам к проблеме периодизации.

 

2.7. Проблема возрастной периодизации
в современной психологии

 

Из истории возрастной психологии известно, что в трудах многих ученых выявлена закономерность стадиального развития человека (Э. Кла-паред, П. Жане, Валлон и многие другие).

Одной из первых психологических периодизаций предложена К. Гетчинсоном (учеником Г. Холла) на основании теории рекапитуляции:

– 0 – 5 лет – стадия рытья и копания;

– 5 – 11 лет – стадия охоты и захвата;

– 8 – 12 лет – пастушеская стадия;

– 11 – 15 лет – земледельческая стадия;

– 14 – 20 лет – стадия промышленности и торговли.

Э. Клапаред на основе изучения мышления выделял четыре стадии:

– 0 – 2 года – интерес к внешней стороне вещей;

– 2 – 3 года – развитие речи, сосредоточение на словах;

– 3 – 7 лет – развитие собственно интеллекта, умственные интересы;

– 7 – 12 лет – проявление индивидуальных особенностей и склонностей детей.

П. Жане, изучая психическое развитие, выделил четыре уровня психического развития:

– первый – развитие моторных реакций;

– второй – развитие перцептивных действий;

– третий – социально- личностный;

– четвертый – интеллектуально-элементарное поведение.

А. Валлон выделяет семь стадий онтогенетического развития ребенка:

– стадия внутриутробной жизни;

– стадия моторной импульсивности (от рождения ло 6 месяцев);

– эмоциональная стадия (6 месяцев до года);

– сенсомоторная стадия (1 – 3 года);

– стадия персонализма (3 – 5 лет);

– стадия различения (6 – 11лет);

– стадия полового созревания и юношества (от 12 лет).

В возрастной периодизации Л. Сэва и Ш. Бюллер в основу периодизации положена социальная сторона ролевой позиции человека:

– до 16 –18 лет – нет семьи и профессии;

– 18 – 30 лет – предварительное определение профессии, спутника жизни;

– 30 – 50 лет – зрелость, самореализация в выбранной профессии и семье;

– 50 – 65 – стареющий человек, у которого к концу периода исчезают жизненные цели и самоопределение;

– 65 – до смерти – старый человек, без социальных связей и целей существования.

Э. Мейман стремился объединить ассоциативный подход с теорией рекапитуляции:

– 0 – 7 лет – стадия фантастического синтеза;

– 7 – 12 лет – стадия анализа;

– 12 – 16 лет – стадия рассудочного синтеза.

Наиболее часто встречаются в литературе по психологии развития описания возрастной периодизации психического развития (З. Фрейда), развития интеллекта (Ж. Пиаже), эпигенетическая теория Э. Эриксона, стадиальность нравственного развития человека по Л. Кольбергу.

Согласно З. Фрейду психическое развитие человека определяется способом проявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Стадиальность психического развития по З. Фрейду включает следующие стадии:

1) оральная (от рождения до 1 года). Удовлетворение либидо достигается за счет контакта рта во время сосания, покусывания или жевания. Фиксация на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких «пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность, различные виды зависимости;

2) анальная (от 1 года до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность, упрямство и т.п.;

3) фаллическая стадия (от 2 до 5 лет). Ребенок обнаруживает наличие половых органов и особенности различий их у мальчиков и девочек. На этой стадии развивается Эдипов комплекс ( у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью к родителю своего пола. Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом, разрешается отказом ребенка от своих нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем своего пола. В результате ребенок приобщается к ценностям и ролям, свойственным его полу. Фиксация на этой стадии может вызвать гомосексульную ориентацию ребенка;

4) латентный (5 – 11 лет). Этот период характеризуется заметным снижением активности, связанной с либидо. На первом плане у ребенка обучение, социализация, усвоение различных форм поведения, свойственных данному полу;

5) генитальная (половое созревание). Подростки обоего пола все больше ориентируются на поиск полового удовлетворения с лицами противоположного пола.

Проблему периодизации в психическом развитии не обошел крупнейший ученый Ж. Пиаже. Механизмами психического развития он считал такие явления, как адаптация и ассимиляция. Психическое развитие он сводил к развитию интеллекта. Ж.Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта:

1) сенсомоторная (от рождения до 2 лет). В основе поведения ребенка лежат простейшие рефлекторные действия. Вступая во взаимодействия с конкретными предметами, ребенок изучает их свойства, и познавательная активность увеличивается. У ребенка формируются первые умственные представления о различных предметах. Эти представления лежат в основе перехода ребенка на следующую стадию развития;

2) дооперациональная (от 2 до 7 лет). Содержание интеллектуального развития на этом периоде связано с активным развитием речи ребенка. Овладевая речью, ребенок получает возможность заменять отсутствующие предметы, события, отношения и этим создает условия для построения простейших умственных заключений;

3)стадия конкретных операций (7 – 11 лет). На данной стадии дети активно начинают использовать логические построения, опираясь на объекты, которые ребенком воспринимаются в данный момент;

4)стадия формальных операций (11 – 15 лет). Ребенок способен мыслить вне конкретной привязанности к объектам, данным в непосредственном восприятии. Следовательно, может решать логические задачи, создавать образы, идеалы, понимать метафоры и т.д. Способность мыслить логически существенно влияет не развитие самосознания.

В стадиальности личностного развития у Э. Эриксона просматриваются следующие принципы:

- на развитие личности большое влияние оказывают культура и социум;

- развитие личности происходит на протяжении всей жизни в ходе решений актуальных задач развития;

- при успешном решении задач развития на каждом возрастном периоде формируются положительные (прогрессивные) новообразования; если человек не справляется с решением задач возраста, у него могут проявиться отрицательные (регрессивные) психические новообразования.

Э. Эриксон описал восемь стадий с характерными для каждой линиями развития.

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года). На этой стадии формируется доверие либо недоверие к людям.

2. Позднее младенчество (один – три года). На этой стадии следующие линии развития – самостоятельность, уверенность в себе либо сомнения в себе и гипертрофированое чувство стыда.

3. Раннее детство (от 3 до 5 лет). К концу этой стадии проявляются активность либо пассивность.

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет). На данной стадии проявляются трудолюбие либо чувство собственной неполноценности.

5. Половая зрелость подростка и юноши (11 – 12 лет). На этой стадии складываются две линии развития – жизненное самоопределение или путаница ролей.

6. Ранняя взрослость (20 – 45 лет). Для этой стадии характерно формирование двух линий – близость к людям либо изоляция от них.

7. Средняя взрослость (45 – 60 лет). Характеризуется творчеством либо застоем.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) характеризуется альтернативой новообразований – полнота жизни или отчаяние.

Нравственное развитие также развивается неравномерно и можно выделить следующие уровни и стадии (по Л.Кольбергу): доконвенциональный включает две стадии: ориентацию на наказание; ориентацию на поощрение.

Конвенциональный уровень включает в себя: ориентацию на образец "хорошего мальчика", "хорошей девочки"; ориентация на авторитет.

Постконвенциональный уровень характеризуется: ориентацией на общественный договор; ориентацией на общечеловеческие принципы, нравственные нормы.

Анализируя теоретические подходы, можно заключить. В одних исследованиях утверждается, что каждая последующая стадия есть продолжение предшествующих, и развитие связано настолько, что если человек не достиг определенного уровня на предыдущей стадии, то не может перейти на вторую стадию. В других исследованиях, при изучении стадиальности, утверждается, что стадиальность развития не отрицается, но между развитием на разных стадиях человека зависимости не существует. Третье направление в исследованиях заключает, что развитие происходит естественно, и все то, чего не достиг человек на предыдущей стадии, компенсируется в последующие периоды развития. Кроме этого в одних подходах психическое развитие характеризуется как эволюционное, в других указывается на революционный путь развития.


Детская психология



2015-12-15 942 Обсуждений (0)
Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (942)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)