Действуют:
| Гитарист,
Искательница,
Пошляк,
Пустой,
Ограбленный,
Сограждане.
|
Слышатся звуки гитары. На сцене появляется Гитарист.
Звучит песня Гитариста
|
Гитарист:
| Сколь мир многообразен
и чуден потому.
И мы ни в коем разе
не критики ему.
Он дремлет и судачит,
дарует и берет...
И что все это значит,
никто не разберет.
То к чуду прикоснется
в наитии святом,
то разом обернется
сквалыгой и шутом.
От полночи до света
восторг и маета,
лукавая планета,
святая простота!
|
Во время исполнения песни участники оформляют сцену как своеобразный вернисаж портретов, написанных выдающимися художниками всех времен и народов. Зрители видят веселые, серьезные, задумчивые лица людей, исполненных богатой внутренней сущности. Развесив портреты, участники покидают сцену. Гитарист остается на сцене во время всего представления то в роли барда, то в роли наблюдателя.
На сцене появляется Искательница. В руках у нее большая картонная коробка, перевязанная лентой с бантом. «Ля-ля-ля! Ля-ля!» – напевает Искательница, кружится и любовно поглядывает на коробку.
|
Искательница:Ах, ты, мое сокровище! Ах, ты, мое чудо! Ах, ты, моя прелесть!
|
Из-за кулис выглядывают и выходят на сцену любопытствующие участники
|
Первый:Никак шляпка?
|
Искательница:А вот и не шляпка!
|
Второй:Торт, небось?
|
Искательница:И вовсе даже не торт!
|
Третий:Ну тогда – шлык фильдеперсовый!
|
Искательница:И никакой не шлык!
|
Четвертый:Исподнее и боле ничего!
|
Искательница:Как бы не так!
|
Участники (вместе):Тогда что?
|
Искательница:Это... мой внутренний мир! Ах, ты мое сокровище! Ах, ты мое чудо! Ах, ты моя прелесть!
|
Первый:Ишь ты... Какая загадочная!
|
Второй:Внутренний мир говорит...
|
Третий:Вот и у меня внутренний карман есть...
|
Четвертый:Так ведь и у меня внутренности имеются!
|
Пятый:И я тоже внутрь употребляю...
|
Искательница:Эх, вы, дураки чумазые, черти долговязые! Жалко мне вас! Внутренний мир – это... это!.. Это!! Да что говорить, об этом петь надобно. Любезный, будьте добры!
|
Гитарист:Чего изволите?
|
Искательница:Что-нибудь этакое... о внутреннем мире...
|
Гитарист:С нашим удовольствием!
|
Звучит песня в исполнении Гитариста
|
Гитарист:
| Белый свет колобродит снаружи
под созвездием Гончего Пса.
То дожди колготятся, то стужи
завывают на все голоса.
Мы снаружи – без изъяна.
Полюбуйтесь-ка на нас!
Может поздно, может рано,
но пробьет наш звездный час.
А внутри мы исполнены мрака,
и ни зги там не видно, увы.
Может, злая бродяжит собака
и рычит в конуре головы.
К сожаленью, в сердцевине,
не пронизанной лучом,
мы не ведаем и ныне,
что к чему и что почем.
|
Занавешивается первый портрет
|
Первый:Ишь ты!
|
Второй:Какая загадочная!
|
Третий:Может, вскроем да поглядим?
|
Искательница:Я тебе вскрою! Я тебе погляжу! Не твой внутренний мир – мой внутренний мир!
|
Четвертый:И то верно... Вскроешь – а оттэда как шарахнет, и наших нет.
|
Пятый:Или еще того хлеще – газом шибанет.
|
Первый:Газом не газом, а с панталыку собьет... Это точно!
|
Искательница:Вахлаки! С панталыку... У вас панталыки-то – кот наплакал. Это я вам как женщина говорю.
|
Второй:Женщина...
|
Третий:Женщина говорит!
|
На сцену вбегает Пошляк
|
Пошляк:
| Где женщина? И вправду – женщина.
|
Четвертый:А что есть женщина?
|
Пошляк:Интересуетесь? Женщина – это станок любви!
|
Получает по морде
|
Пошляк:За что? Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Женщины это любят и только делают вид, что они этого не любят.
|
Получает по морде
|
Пошляк:Да что же это такое? Я тогда говорить не буду!.. Женщина устроена так, что она вся мягкая и влажная.
|
Получает по морде
|
Пошляк:Если женщину понюхать...
|
Получает по морде
|
Пошляк:Если это будет еще повторяться, я замолчу! На чем мы остановились? Ах, да! Так вот. Женщина любит смотреть на себя. Она садится перед зеркалом совершенно голая...
|
Получает по морде
|
Пошляк:Голая.
|
Получает по морде
|
Пошляк:Голая!
|
Получает по морде
|
Пошляк:Голая! Женщина голая! Голая баба!
|
На Пошляка сыплются удары. Он падает. Участники расступаются.
Пошляк начинает шевелиться и, наконец, встает, размазывая сопли
|
Пошляк:За что? Может, это вовсе и не я, может, это мой внутренний голос...
|
Пошляк уползает за кулисы
|
Пятый:Внутренний голос – это еще не внутренний мир!
|
Первый:Не скажи! Каков мир – таков и голос.
|
Второй:А что вы, ей богу! Вскроем и поглядим.
|
Искательница:А я не дам! Не для того я взлелеяла, чтобы глядеть, а пуще того -трогать... Свой внутренний мир заимейте, тогда и суйтесь!
|
Третий:Да у меня этот внутренний мир знаешь какой? Как у троянского коня пузо... Любезный, подтверди!
|
Гитарист:С нашим удовольствием!
|
Звучит песня Гитариста
|
Гитарист:
| И золотник, и медная полушка
порой бывают цвета одного.
Троянский конь - коварная игрушка.
Поди узнай, что в брюхе у него!
Поди, узнай, чья тайная засада
ужо грозит погибелью тебе.
Поди узнай, кому все это надо
и кто в ночи играет на трубе.
Ах, этот конь, вместилище напасти,
земная сыть, что вовсе не пуста!
Поди узнай, какой он будет масти
и что он есть от гривы до хвоста.
|
Занавешивается второй портрет
|
Четвертый:А мой внутренний мир весь такой маленький, весь такой лохматенький, на зверька похож...
|
Пятый:А вот мой внутренний мир очень даже пикантный. От него даже серой немного несет...
|
Первый:Интересно получается! Весьма интересно! От кого-то несет, а кто-то пахнет...
|
Второй:Как внутренним миром пахнет, так форточку открывай!
|
Третий:Бросьте! Вот у меня внутренний мир, что глыба. Не своротишь! Потому как я человек серьезный... А ты как считаешь?
|
Вопрос обращен к Пустому, только что появившемуся на сцене
|
Пустой:Вы знаете, а у меня внутри – «пфу»...
|
Четвертый:Как это так - «внутри пфу»?
|
Пятый: «Внутри пфу» – это нехорошо.
|
Первый:Не может быть «внутри пфу».
|
Второй:Это безобразие – «внутри пфу»!
|
Третий:Это чудовищно – «внутри пфу»!
|
Искательница: «Внутри пфу» –просто неслыханно!
|
Четвертый:Это уж совсем черт знает что – «внутри пфу»!
|
Пустой:Вы знаете, а у меня «внутри – пфу».
|
Пятый:Надо его избавить от этого «пфу».
|
Первый:У него не должно быть «внутри пфу».
|
Второй:Необходимо, чтобы этого «пфу» у него не было.
|
Третий:Он должен изжить это свое несчастное «пфу».
|
Искательница:Это «пфу» ему нужно презреть.
|
Четвертый:Ему надо наполнить себя смыслом.
|
Пятый:Избавиться от этого «пфу» – его прямая обязанность.
|
Пустой:Вы знаете, а у меня внутри – «пфу»!
|
Первый:Сейчас изладим!
|
Второй:Поможем!
|
Третий:Выручим!
|
Искательница:Спасем!
|
Четвертый:Наверстаем!
|
Пятый:Наградим!
|
Первый:Осчастливим!
|
Второй:Любезный, марш! Пожалуйста!
|
Гитарист:С нашим удовольствием!
|
Звучит песня Гитариста. Участники, кроме Искательницы и Пустого, покидают сцену
|
Гитарист:
| Совершенству нет предела.
Помогай ему расти!
Пусть цветут и дух и тело
нам во благо и к чести.
Нету вакууму места
в человеке. Гой еси!
Ком божественного теста
в душу живу принеси!
Поусердствуй о немногом
иль и многом, так сказать!
Озаботься вместе с Богом
думать, чувствовать, дерзать!
|
Занавешивается третий портрет
|
Искательница:Ох, что-то будет, что-то будет...
|
Пустой:А что будет? Хуже не будет.
|
Участники появляются на сцене с подарками-символами,
поочередно оделяя ими Пустого
|
Третий:Вот!
|
Пустой:Это что?
|
Третий:Это твоя детская непосредственность.
|
Вручает Пустому детский горшок
|
Четвертый:Вот!
|
Пустой:А это что?
|
Четвертый:А это твоя романтическая приподнятость!
|
Вручает Пустому голубой воздушный шар
|
Пятый:И вот!
|
Пустой:Что это?
|
Пятый:Это твоя интеллектуальная закваска.
|
Вручает Пустому багетовую раму без холста
|
Первый:А это твое философическое «я»!
|
Вручает Пустому университетскую шапочку
|
Второй:А это твой общественный интерес!
|
Вручает Пустому российский флажок
|
Третий:А вот это твоя мистическая склонность!
|
Вручает Пустому игральную карту с дамой пик
|
Четвертый:А это твоя сексуальная озабоченность!
|
Вручает Пустому газету «Мистер Икс»
|
Участники(все вместе):Поздравляем с внутренним миром!
|
Пустой сгребает подарки в кучу
|
Пустой:Где взяли-то?
|
Пятый:А где взяли, там больше нет.
|
Первый:А где больше нет, там и взять нечего.
|
Пустой:Ограбили кого?
|
Второй:Зачем? С граждан по нитке – нищему внутренний мир.
|
Пустой:Экое богатство привалило... И чего мне с ним делать?
|
Искательница завистливо косится в сторону Пустого
|
Искательница:Давай меняться! Ты мне – свой внутренний мир, а я тебе – свой.
|
Пустой:Ну, не знаю... Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.
|
Искательница:Ну, тогда пропадай! Я уж за ценой не постою.
|
Пустой:Никак невозможно. Себе дороже. Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел.
|
Искательница:Тогда подари, что ли?
|
Пустой:Как же я тебе его подарю, когда он у меня весь, как на ладони, а твоего я отродясь не видел?
|
Искательница:Ну, хорошо... Тогда дай поносить!
|
Пустой:А я что носить буду? Свой-то у меня вот он, как на ладони, а что там у тебя, мне неведомо.
|
Искательница:Так и быть. За интеллектуальную закваску можешь ручку поцеловать.
|
Пустой (заинтересованно):Ручку, говоришь? А, ладно. Бог с ней, с закваской! Бери! А теперь ручку, пожалуйста! (Целует ручку) Прелестно!
|
Искательница:А за поцелуй в щечку свое философское «я» отдашь?
|
Пустой:Согласен. И без философического «я» как-нибудь просуществую. (Целует щечку) Восхитительно! Я балдею!
|
Искательница:А за общественный интерес и другую щечку подставлю!
|
Пустой:Давай другую! Мне этот интерес без надобности... (Целует другую щечку) Божественно!
|
Искательница:А за детскую непосредственность и романтическую приподнятость я и в губы разрешу.
|
Пустой:Неужто в губы! Где наша не пропадала! Бери! (Целует в губы) Умопомрачительно!
|
Искательница:А за мистическую склонность в объятия упаду!
|
Пустой:Падай. Ну ее к лешему, эту мистическую склонность!
|
Обнимает Искательницу, которая освобождается от затянувшегося объятия
|
Искательница:Но-но! За такое лапанье мистической склонности маловато будет! Как насчет сексуальной озабоченности?
|
Пустой:А вот за это и отдаться – мало будет. А что, своей не имеется?
|
Второй:А вот вскроем и поглядим.
|
Искательница:Ишь вы, шустрые какие! Моей сексуальной озабоченностью интересуются! Да только я другому отдана и буду век ему верна. Любезный, подтверди.
|
Гитарист:С нашим удовольствием!
|
Звучит песня Гитариста
|
Гитарист:
| То-то времечко настало –
кроме секса бога нет!
Свергнуть душу с пьедестала
догадался белый свет.
Только судороги тела,
да возня до утра вплоть
Все святое нынче съела
человеческая плоть.
Будем веселы и бойки.
Что от грусти помирать!
Хорошо с подружкой в койке
и резвиться и играть.
|
Занавешивается четвертый портрет
|
Искательница:Вот спасибо! Вот уважил! (Обращается к Пустому) Ну так как насчет озабоченности?
|
Пустой:Ну нет! Совсем внутренний мир терять мне не с руки. У меня в нем кроме этой самой озабоченности ничего боле и нету. Самому сгодится.
|
Слышится отчаянный крик «Караул!». На сцену вбегает Ограбленный
|
Ограбленный:Караул! Внутренний мир сперли! А ну, вертай взад!
|
Третий:Чего орешь? Может, у тебя его и не было вовсе.
|
Ограбленный:Как это не было? Еще вчера был, а вот теперь нету. Потому как сперли...
|
Четвертый:И много сперли?
|
Ограбленный:А все и сперли! Теперь вот сквознячок внутри гуляет. Может, ты взял?
|
Пятый:Мне без надобности. С этим внутренним миром канитель одна.
|
Ограбленный:Тогда ты?
|
Первый:Еще чего? У меня внутри все место занято. Пиво я весьма уважаю.
|
Ограбленный:А не ты ли спер?
|
Второй:Чтоб я?! Чтоб мне?! Чтоб у меня?!
|
Ограбленный:Ну тогда ты!
|
Третий:А вот это видел? (показывает кулак) Моя тара твоей не пара! У меня внутри ничего не болит, поскольку я сызмала – монолит.
|
Искательница прикрывает выменянные на поцелуи подарки
Ограбленный замечает это
|
Ограбленный:А ведь это мое! Моя детская непосредственность! И это мое! Моя романтическая приподнятость! И мистическая склонность! И интеллектуальная закваска! Отдай!
|
Искательница:Не отдам! Натурой оплачено!
|
Ограбленный:Отдай, говорю! Где взяла?
|
Искательница:Где взяла, там уже нет. Не отдам! Только через мой труп!
|
Четвертый:Кажись, смертоубийство карячится... Чего, мужик, раскипятился? Дама дело говорит.
|
Искательница:Профукают свой внутренний мир, а потом шумят, ироды... На, подавись!
|
Подвигает Ограбленному коробку, перевязанную лентой
|
Ограбленный:Однако... Весьма изящно упакованная вещь. Будет кому что показать. Благодарю вас, сударыня! Обожаю сюрпризы... Подтверди, любезный!
|
Гитарист:С нашим удовольствием!
|
Звучит песня Гитариста
|
Гитарист:
| От пустых клоунад и реприз
ничего, кроме колик в желудке.
А случится приятный сюрприз -
хорошо, как от дружеской шутки.
Но, бывает, теряешь покой,
если вдруг, как стеклом по железу,
средь сюрпризов найдется такой,
что глаза к переносице лезут.
И грешит на судьбу человек,
и мордуется вроде урода.
Ах, избавь нас, о боже, навек
от сюрпризов подобного рода!
|
Занавешивается пятый портрет
|
Ограбленный:И чего тут?
|
Пятый:Чего, чего... Вскроем и поглядим!
|
Участники(вместе):Налетай, братцы! Вскрывать будем!
|
Участники наступают на Ограбленного.
Тот прикрывает коробку руками.
|
Первый:Жизнь или внутренний мир!
|
Ограбленный:Господа, помилуйте! Ведь само в руки пришло...
|
Второй:Век свободы не видать!
|
Ограбленный:Помогите!
|
Третий:Через семь гробов, в крестовину, в душу, в архангела Гавриила!
|
Ограбленный:Караул! Грабят!
|
Ограбленный бросается бежать, участники за ним
|
Четвертый:Сей момент бантик развяжем!
|
Пятый:Внутренний мир – общее достояние!
|
Первый:Не потерпим индивидуализму!
|
Второй:Все для всех!
|
Третий:А ну кажи!
|
Четвертый:Позор ловчилам!
|
Ограбленный и участники исчезают за кулисами. На сцене остаются Искательница, Пустой и Гитарист
|
Искательница:Ну, вот теперь и отдышаться можно... Собраться с мыслями...
|
Пустой:Ну и ну... обмишулился я, гляжу... все отдал, одна сексуальная озабоченность при мне. Это же не жизнь теперь будет, а сплошной половой вопрос получается...
|
Искательница:Чего заскучал? Не импотент, поди? Вопрос не в повестку – утешишься! Ты лучше скажи, что мне с моим добром делать? Хлопот теперь не оберешься: приподнятость не урони, склонности поусердствуй, непосредственность побереги, интерес не потеряй... А жить когда? Когда компот с белым хлебом кушать?
|
Пустой:А вы компот, значит, любите?
|
Искательница:Не только компот, я еще шницель люблю.
|
Пустой:А где же вы шницель кушаете?
|
Искательница:Обыкновенно в пивной.
|
Пустой:Вы любите пиво?
|
Искательница:Нет, я больше люблю портвейн.
|
Пустой:Я тоже люблю портвейн.
|
Искательница:Вы любите портвейн? Как это хорошо! Я хотела бы вместе с вами выпить портвейну.
|
Пустой:И я тоже хотел бы с вами выпить портвейну.
|
Искательница:Простите, можно вас спросить об одной вещи?
|
Пустой:Конечно. Спрашивайте.
|
Искательница:Вам прямо-таки необходим этот дурацкий внутренний мир?
|
Пустой:Уж я таки сейчас и не соображу.
|
Искательница:А что вы скажете, если нам сейчас пойти и выпить портвейну?
|
Пустой:Ну что ж, я согласный.
|
Искательница:Тогда пошли... Любезный, проводи!
|
Гитарист:С нашим удовольствием!
|
Звучит песня Гитариста
|
Гитарист:
| Пригубьте, тети!
Глотните, дяди!
Ах, вы не пьете?
Чего же ради?
Поддать при блюде –
не гнуть подковы.
Давайте будем
как есть здоровы!
И день грядущий,
и время оно –
отыщет пьющий
на дне флакона.
И спросит: «Де я?»,
в тоске зайдется...
Была б идея –
портвейн найдется!
|
Занавешивается шестой портрет
|
На сцене – груда невостребованного внутреннего мира. Гитарист задумчиво обходит ее, осматривая каждый предмет. Время от времени вопросительно взглядывает в зал, показывая ту или иную оставшуюся принадлежность, как бы спрашивая - не нужна ли она кому-нибудь из зрителей.
Из-за кулис появляется перепуганный Ограбленный, прижимающий к груди коробку с лентой. Ограбленный садится на авансцену и, озираясь по сторонам, начинает развязывать ленту. Из-за кулис, крадучись, появляются остальные участники и постепенно окружают Ограбленного, поглощенного своим занятием. И вдруг...
|
Участники(вместе):Вскро-о-е-е-м! (Бросаются на Ограбленного)
|
На сцене – куча мала. Из груды тел высоко взлетает развязанная лента. И тут раздается оглушительный взрыв. Все разлетаются в стороны и падают замертво. Гитарист грустно констатирует сей факт
|
Гитарист:
| Финита ля комедия!..
|
Из-за кулис появляются Искательница и Пустой в обнимку и по всем признакам уже выпившие портвейна
|
Искательница:Что это?
|
Пустой:Похоже, внутренний мир дуба дал...
|
Искательница:Мой?
|
Пустой:Был твой, да весь вышел.
|
Искательница:Неужто весь? И ничего не осталось?
|
Пустой:Как и есть – ничего.
|
Искательница:А твоя озабоченность? Эта самая?
|
Пустой:Увы и ах! Ну, да это – дело наживное... Еще озабочусь...
|
Искательница:В таком случае, прощай! Вот тебе мой экивок на память, а я, между прочим, помереть должна...
|
Искательница ложится и умирает
|
Пустой:Однако, нехорошо получается... Одиночество – оно хуже смерти будет... (обращается к Гитаристу) Браток! Добей, помилосердствуй!
|
Гитарист (берет гитару):С нашим удовольствием!
|
Пустой:Спасибо, браток!
|
Пустой падает и умирает. Звучит песня Гитариста
|
Гитарист:
Уроним голову на грудь
и воздадим им почесть.
Они ушли не как-нибудь,
а сутью озабочась.
Они блуждали поперек
и вдоль сего вопроса,
но не смогли извлечь урок
и рухнули с откоса.
Они шарахались, пыля,
в пути, что крив и злачен...
Да будет пухом им земля!
Простим их и оплачем!
|
Гитарист кладет гитару на «труп» Пустого
|
Гитарист:Финита ля комедия... Тс-с-с-с-с...
|
Прижимая палец к губам, Гитарист на цыпочках покидает сцену.
|
Занавес
|
| | |
1. Чем определяется документальный материал и художественный материал сценария?
2. Что такое метафора?
3. Что такое развернутая метафора?