Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА



2015-12-15 730 Обсуждений (0)
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Драматургия театрализованного действа содержит в себе два рода информации: документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную). На ассоциативном пересечении информации того и другого вида рождается художественный прием(сценарный ход). Художественный прием тесно связан с художественным образом идеи и является ее действенным воплощением. Следует добавить, что художественный прием единствен для каждого конкретного театрализованного действа...

В приведенном ниже фрагменте сценария показано, как может выглядеть театрализованное открытие детской спортивной олимпиады, в котором, как и в любом другом вступлении к театрализованному действу, художественный прием задается наряду с темой и жанром.

В данном случае избранным художественным приемом служит появление персонажей, связанных с мифологией и историей античной Греции и передача ими славной эстафеты от древних героев юным представителям современной физической культуры и спорта.

 

 

«Пять олимпийских колец»

 

Звучат «Торжественные фанфары» И. Глазунова.

На сцене Дворца спорта появляются античные герои

 

Зевс: Я – Зевс-Громовержец, владыка античного мира, хозяин Олимпа, откуда мне многое видно. Мне боги хвалу воздают, и для множества смертных мое повеленье слывет непреложным законом!
Геракл: Я – славный герой, легендарная личность в Элладе. Мне имя Геракл, если кто-то об этом не помнит. Двенадцать великих, невиданных подвигов в мире свершил я, и эллины лавром меня увенчали!
Одиссей: Меня Одиссей Хитроумный собратья прозвали за ум и сноровку в отчаянной битве за Трою. Я на ногу скор, и в гимнастике ловок изрядно, и метко из лука я цель поражал не однажды!
Зевс: Ну что же, я вижу достойных сподвижников рядом! И вот что скажу вам, герои, без долгих раздумий: да будет долина Олимпии древней отныне прародиной игр олимпийских и летних, и зимних, чтоб вечные споры, кто телом и духом превыше, не в смертном бою, а в спортивном велись поединке. Что скажешь, Геракл?
Геракл: По душе мне решенье такое!
Зевс: А ты, Одиссей?
Одиссей: Повеленья не знаю мудрее!
Зевс: Тогда я огонь возжигаю священный по праву и новые игры рожденными провозглашаю!
  Зевс зажигает олимпийский факел. Музыка. На сцене появляются группы юных спортсменов, делающие ритмические упражнения  
Зевс: Вот это по-нашему! Любо взглянуть на такое! Не будет отныне средь греков трусливых и хилых!
Геракл: Достойная смена! Им подвиги новые станут ступенями к славе!
Одиссей: И боги их примут в объятья!
Зевс: Пусть будут отныне упруги, как лук Одиссея, сильны и точны, как могучая хватка Геракла тела и движенья гостей олимпийской арены! Иным поколеньям отныне хранить, умножая, из праздников праздник, бессмертный порыв к совершенству!
Геракл: Несите огонь достославный сквозь тысячелетья!
Одиссей: Раздуйте от искр олимпийских высокое пламя!

 

Музыка.

На сцене появляются танцевальные спортивные группы.

На площадке - Ведущие, наши современники

 

Юноша: Как отзвук той большой олимпиады, мы начинаем славный праздник наш! И всем гостям мы бесконечно рады, пришедшим к нам!
Девушка: Как золотой мираж, огни цветут! Да будут вечно юны сердца у вас для стартов и наград! Горят глаза! Взволнованны трибуны! Звучи, оркестр! И появись, парад!

 

Музыка.

Начинается торжественное шествие юных спортсменов

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое художественные прием?

2. Для чего служит художественный прием?

3. В какой части сценария задается художественный прием?

 

МОНТАЖ В ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО

ДЕЙСТВА

 

Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом – организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств – форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный – в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом – организацию слова во времени (проза), а поэтического слова – как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.

Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа.

С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа.

Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный.

Иллюстративный монтаж есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

Контрастный монтаж есть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.

Ассоциативный монтаж есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.

Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.

 

 

Параллельный монтаж Последовательный монтаж
А + отдельные Б драматургические + модули В ось времени отдельные драматургические модули А + Б + В ось времени

 

Наглядным примером последовательного иллюстративного монтажа может послужить фрагмент сценария театрализованного тематического вечера, посвященного юбилею Дворца культуры.

В данном случае, художественный материал, а именно стихи в исполнении актеров, монтируется с результатом активизации зрителей в виде угаданного и прозвучавшего слова и с представлением документальных героев и их появлением на сцене.

 

 

«Кто ты будешь такой?»

 

Актеры:

- А теперь наши загадки залу! Друзья, вы должны угадать профессию работника нашего Дворца, название которой рифмуется с последним словом второй строки загадки.

- Кто он есть, чей нрав усидчив,

глаз наметан и остер?

- Кто суров и не обидчив?

Ну, конечно же ...

Голос из зала: Вахтер!

Актеры:

- Совершенно верно!

- Мы приглашаем на сцену верных вахтеров нашего Дворца...

 

На сцене – Вахтеры

 

Актеры:

- Кто для нас льет свет в окошко?

Кто любезен и красив?

- Ну, подумаем немножко...

Как зовут его ...

Голос из зала: Кассир!

Актеры:

- Правильно!

- Мы приглашаем не сцену ...

 

На сцене – Кассир

 

Актеры:

- Кто ведет усердный счет,

как его бы ни пугал ты?

- И за то ему почет!

И зовут его ...

Голос из зала: Бухгалтер!

Актеры:

- Превосходно!

- Мы приглашаем на сцену ...

 

На сцене – Бухгалтер

 

Актеры:

- А кому-то чистота –

и натура, и привычка.

Как зовется дама та?

Ну, конечно же, ...

Голос из зала: Техничка!

 

На сцене – Технички

 

Актеры:

- От гвоздя до робы ватной,

от олифы до мимоз,

кто добра хозяин знатный?

Как зовут его?...

Голос из зала: Завхоз!

- Мы приглашаем на сцену ...

 

На сцене - Завхоз

 

Актеры:

- Кто на сцене вечный житель,

хоть и вовсе не артист?

- Назовите!..

Голос из зала: Осветитель!

- А еще, друзья?..

Голос из зала: Радист!

Актеры:

- Замечательно!

- Мы приглашаем на сцену...

 

На сцене - Осветитель и Радист

 

Актеры:

- Деревянных дел охотник

будет кто? Конечно ...

Голос из зала: Плотник!

Актеры:

- Кранам он и бог, и кесарь.

Кто же он? Конечно...

Голос из зала: Слесарь!

Актеры:

- Совершенно верно!

- Приглашаем на сцену ...

 

На сцене - Плотник и Слесарь

 

Актеры:

- Чародей экрана, ибо

он - волшебник, не охальник...

И за то ему спасибо!

Кто же он?

Голос из зала: Киномеханик!

Актеры:

- Приглашаем на сцену ...

 

На сцене – Киномеханик

 

Актеры:

- Кто в друзья избрал из нас

холст, палитру и треножник,

чтобы радовали глаз?

Отвечайте-ка...

Голос из зала: Художник!

Актеры:

- Приглашаем на сцену ...

 

На сцене – Художник

 

Актеры:

- Кто, в культуре наторевши,

есть искусству верный друг?

Кто, не спавши и не евши,

горы двигает?

Голос из зала: Худрук!

Актеры:

- Приглашаем на сцену ...

 

На сцене – Художественный руководитель

 

Актеры:

- Кто ведет вперед культуру,

направленья зная вектор,

по науке, а не сдуру...

Угадайте-ка?

Голос из зала: Директор!

Актеры:

- На сцену приглашается ...

 

На сцене - Директор

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что служит материалом и как этот материал организуется в различных видах искусства?

2. Что является материалом и методом его организации в драматургии театрализованного действа?

3. Что представляет собой формула монтажа?

4. Какие виды монтажа используются при написании сценария театрализованного действа?

 



2015-12-15 730 Обсуждений (0)
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (730)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)