Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии



2015-12-15 2340 Обсуждений (0)
Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания

Названная тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологи­ческой науке, ее методологических основах, основных про­блемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с юридическими науками.

Чтобы составить правильное представление о криминоло­гической науке, следует исходить из существования двух на­правлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профи­лактического).

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступлений, жертва преступного посягательства) следует иметь в виду и иные во­просы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, со­ставляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических ис-20

следований, прогнозирование преступности). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминоло­гии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений — пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов.

Важное значение имеет вопрос о методологических осно­вах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерно­стях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические катего­рии, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее при­чин, личности преступника и методов предупреждения пре­ступлений.

Чтобы составить себе правильное представление об изу­чаемой науке, надо сопоставить ее с юридическими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны прежде всего характер криминологии как науки; соотношение криминологии с различными отраслевыми юри­дическими науками, в особенности с уголовным правом, ины­ми общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применя­ются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки (в т.ч. и юридические) выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть ус­воены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.

Кроме того, обучающиеся должны сами выявить истоки и этапы становления и развития криминологии как науки, попы­таться раскрыть основные криминологические теории.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Понятие и предмет криминологии. Соотношение крими­нологии и юридических наук.

2. История криминологии. Развитие криминологии в России.

3. Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста. Влияние криминологии на практику воздействия

на преступность.

4. Когда возникла криминология? Чем было вызвано форми­рование этой науки? Какие задачи стоят перед криминоло­гией?

5. Кому из философов древности принадлежат наиболее зна­чимые криминологические идеи?

6. Какой политик одним из первых успешно провел широко­масштабный криминологический эксперимент?

 

7. Какова была основная черта практики воздействия на пре­ступность на ранних этапах истории человеческого обще­ства? Какое влияние на эту практику оказала криминоло­гическая мысль?

8. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследова­ния Ч. Ломброзо и его последователей?

9. Каким было отношение к криминологии в России в начале

XX в.? 1G. Как развивалась криминология в нашей стране в XX в.?

11.В чем заключается научное и практическое значение кри­минологии?

12.Как вы понимаете тезис Платона о том, что «преступность — болезнь общества»?

13.Э. Дюркгейм рассматривал преступность как социальную норму. Оцените корректность такого понимания преступно­сти. Означает ли это, что преступность — вечное явление?

14.Охарактеризуйте антропологическую концепцию Ч. Лом­брозо.

15.Какие изменения претерпела теория Ч. Ломброзо в иссле­дованиях его последователей (Э. Ферри,. Ш. Глюк)?

16.Имеет ли антропологический подход к анализу преступно­сти какую-либо научную и практическую ценность?

17.В чем сущность теологического подхода к пониманию преступности?

18.Имеет ли теологический подход в криминологии научную

и практическую ценность?

Задание 1

Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории на тему «Что такое криминология?'».

Задание 2

В литературе можно встретить различные определения криминологии:

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма

Задание 3

Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:

- принцип историзма:

- диалектический закон единства и борьбы противополож­ностей;

- философские категории явления и сущности;

- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимоза­висимости явлений.

Задание 4

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам правильным

(ответ обоснуйте)?

Криминология — часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотде­лимо от учения о преступлении и уголовной ответственности. Криминология есть наука юридическая. Криминология как наука сочетает в себе право и социо­логию.

По своим задачам, приемам и методам исследования кри­минология — это социология; по специфичности круга изу­чаемых явлений — это криминальная судебная социология.

Задание 5

Покажите на конкретных примерах значение криминоло­гии для практической деятельности различных служб и под­разделений органов внутренних дел.

Задание 6

Раскройте состояние криминологической науки в России в современный период.

 

 

Тема 3-4. Преступность и ее характеристики. Детерминанты преступности

Методические указания

При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности с классо­вых позиций. Подобный ограниченный подход, господство­вавший в криминологии до недавнего времени, не давая полно­го представления о преступности как явлении, имеющем более широкую «общечеловеческую» социальную основу, приводит к сомнительным выводам о временном характере преступности и ее неизбежном «отмирании» в будущем, дезориентирует в оп­ределении перспектив борьбы с этим явлением.

Для понимания преступности необходимо правильно ра­зобраться в сложном соотношении преступности и преступле­ний. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием как особая форма социального поведения людей, проявление социальной пато­логии, отличающееся тем, что свойственно отдельным пре­ступлениям и их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как про­является каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении.

Рассматривая основные показатели преступности, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность де­ления на количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует

наполнить конкретным содержанием, использовать данные, содержащиеся в последних публикациях.

Применительно к вопросу о латентной преступности важ­но усвоить: что входит в это понятие; каково социологическое и криминологическое значение данного явления, соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выяв­ления и измерения латентности.

Обращаясь к социальным последствиям преступности, не­обходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, возможности и пути установления «цены преступности».

Кроме того, необходимо изучить (показать) тенденции развития преступности в России; уметь давать криминологи­ческую характеристику российской преступности в целом на современном этапе.

Задание 1

Вам предложили выступить в студенческой аудитории на философском факультете и рассказать, что такое преступность.

Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории. Присутствующие на занятиях студенты задают вопросы выступающему.

Задание 2

Ознакомьтесь с отчетами о зарегистрированных преступ­лениях (форма № 1) и лицах, совершивших преступления (форма № 2), и определите, какие характеристики (показатели) преступности отражаются в этих статистических документах.

Задание 3

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 пре­ступлений. Его население — 410 тыс. В городе «Б» за этот же период зафиксировано 910 преступлений. Население здесь со­ставляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого го­рода в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

Задание 4

Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфе­ре экономической деятельности.

Задание 5

В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совер­шивших преступления. Ее население;— 850 тыс., из них 200 тыс. — дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в тече­ние того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. чело­век, из них 80 тыс. — дети, не достигшие 14 лет (малолетние).

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 6

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений об­ладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объ­ясните почему: статьи 105, 126, 131, 150, 151, 157, 158, 159, 160, 161, 165, 219, 256, 258, 290, 291 УК РФ.

 



2015-12-15 2340 Обсуждений (0)
Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1-2. Понятие, предмет, метод и задачи криминологии. История российской криминологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)