Проверка состояния бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета в организации – это система построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о ее хозяйственной и финансовой деятельности и осуществления контроля за рациональным использованием всех ресурсов и средств. Данная система включает ряд организационных аспектов: выбор формы учета, составление рабочего плана счетов, разработку графика документооборота, наличие учетных регистров; соответствие лица, занимающего должность главного бухгалтера, предъявляемым требованиям; реализация прав, выполнение обязанностей и возложение ответственности на главного бухгалтера согласно законодательству Республики Беларусь. На начальном этапе проверки все проверяющие уточняют наличие и утверждение учетной политики, проверяют, соответствует ли она Закону Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007 г. № 302-З) «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – закон о бухгалтерском учете) и соблюдается ли проверяемой организацией. Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета и установленный порядок их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Учетная политика организации должна соответствовать требованиям, представленным в табл. 10.
Таблица 10. Требования, предъявляемые при формировании
Проверяющие должны установить, формирует ли главный бухгалтер организации учетную политику в соответствии с нормативными актами и утверждается ли она руководителем организации путем издания приказа, распоряжения и др. Особое внимание уделяется тому, как оформляются вносимые изменения в учетную политику при следующих обстоятельствах: · при изменении действующего законодательства; · с появлением новых нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет; · при смене собственников; · при реорганизации юридического лица; · при переходе к использованию других способов ведения бухгалтерского учета. В ходе проверки состояния бухгалтерского учета организации необходимо изучить все аспекты учетной политики, т. е. выяснить, заложены ли в учетной политике многовариантность соответствующих способов и методов ведения учета, предусмотренных законодательством, представленных в табл. 11.
Таблица 11.Способы и методы ведения бухгалтерского учета
Продолжение табл. 11
Окончание табл. 11
Далее необходимо провести экспертизу состояния учета и отчетности, для чего следует получить информацию о субъекте в целом, по наиболее важным вопросам отражения операций, обусловить объем учетной документации, установить соответствие системы учета предъявляемым требованиям, тождественность данных аналитического учета данным синтетического и формам отчетности по ключевым счетам, изучить действенность системы внутреннего контроля и определить степень доверия ее результатам. При проверках состояния бухгалтерского учета следует обратить внимание на наличие уплаченных экономических санкций за нарушения налогового законодательства и невыполнение договорных обязательств; случаев приобретения без особой потребности сложной бытовой техники; сдачи в аренду производственных площадей и оборудования по заниженным ценам; фактов отвлечения оборотных средств на закупку больших партий медленно реализуемых товаров; предоплаты или первоочередной оплаты с частными коммерческими структурами при имеющейся задолженности с отечественными товаропроизводителями и др. Оценивая состояние бухгалтерского учета, проверяющий дает рекомендации по выбору учетной политики на основе анализа текущего финансового состояния организации, существующих способов и методов ведения бухгалтерского учета и эффективности их применения организацией, изменений действующего законодательства, влияющего на те или иные аспекты учета, перспектив развития субъекта в будущем. В соответствии с законом о бухгалтерском учете и отчетности достоверность данных бухгалтерского учета подтверждается информацией, полученной в результате проведенных инвентаризаций активов и обязательств. Порядок организации и проведения инвентаризации определен инструкцией по инвентаризации активов и обязательств от 30 ноября 2007 г. № 180. Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Инвентаризация активов и пассивов бухгалтерского баланса должна проводиться в случаях, показанных на рис. 14. Проверяющему необходимо убедиться, оформляется ли проведение инвентаризации приказом (распоряжением) руководителя организации. Большое внимание уделяется проверке организации забалансового учета и архива бухгалтерских документов, существования в организации альбомов унифицированных первичных учетных документов, наличия случаев приспособления учетных регистров взамен отсутствующих и т. д. В ходе проверки состояния бухгалтерского учета может быть выявлен ряд нарушений и злоупотреблений: отвлечение оборотных средств на закупку больших партий медленно реализуемых товаров; предоплата или первоочередная оплата с коммерческими структурами при наличии задолженности с отечественными товаропроизводителями и т. д. Оценивая состояние бухгалтерского учета, проверяющий дает рекомендации организации по выбору учетной политики на основе анализа текущего финансового состояния организации; существующих способов и методов ведения бухгалтерского учета и эффективности их применения.
Рис. 14. Случаи проведения инвентаризации имущества организации Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности налагается штраф в размере от 4 до 20 базовых величин. Уничтожение бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения, либо их сокрытие, либо иное нарушение правил их хранения влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин. Нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов влечет наложение штрафа в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах. Указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях влечет наложение штрафа в размере до 10% суммы соответствующих хозяйственных операций. По результатам ревизии организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности составляется акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности. По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной). Во вступительной части отражается следующая информация: наименование документа; место и дата его составления; основание назначения ревизии; дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт ревизии; даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов указывается их период); ревизуемый период; должности и фамилии работников ревизуемой организации, обязанных в соответствии с нормативными и инструктивными материалами, регулирующими вопросы контрольно-ревизионной работы, подписывать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии; наименование и местонахождение ревизуемой организации; наличие Книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной ревизии; кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки); какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким способом (сплошным или выборочным) и за какой период проверены. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте ревизии выявленные нарушения. Затем приводятся краткие данные о ревизуемой организации, ее организационной структуре и видах деятельности. Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наименованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии. Построение исследовательской части акта ревизии строго не регламентировано. Результаты ревизии в ней должны быть изложены в следующем порядке: · наименование закона, инструкции, указа и т. д.; · ФИО должностного или материально ответственного лица; · дата, период и место нарушения; · способ выявления нарушения (инвентаризация, арифметическая проверка и т. п.); · причины и условия, способствующие нарушению и вызвавшие его; · последствия нарушения (размер вреда); · меры по недопущению нарушений в будущем. В акт ревизии должны включаться только факты, достаточно проверенные и обоснованные, содержащие элементы нарушений и свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации. В нем должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения установленных фактов. В исследовательской части акта ревизии должны быть указаны: · место, время и характер совершенного экономического правонарушения; акты законодательства, требования которых нарушены;установленная актом законодательства ответственность; заданный вид нарушения; · факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов; · факты сокрытия или несвоевременного перечисления причитающихся бюджету платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного контроля; · установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам; · размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений; · должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности ревизуемой организации; · иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении. Не допускается включение в акт ревизии различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности ревизуемой организации. При проведении ревизии члены ревизионной группы обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Результаты ревизии должны излагаться в акте на основе: · проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у ревизуемых организаций документов и материалов или полученных в результате использования приемов документального контроля; · фактических проверок в действительности совершенных операций; · итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным проведенных в процессе ревизии инвентаризаций материальных ценностей; · проведения контрольных обмеров, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции; · данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции республиканским стандартам и стандартам организации, а также других данных, вытекающих из заключений специалистов или экспертов, привлекаемых к проведению ревизии. После изложения исследовательской (результативной) части акта ревизии перечисляются все приложения к нему с указанием количества листов (промежуточные акты, разовые акты, накопительные ведомости, акты инвентаризаций и инвентаризационные описи, бухгалтерские документы и другая документация, подтверждающая факты нарушений, злоупотреблений и бесхозяйственности, отмечаемые в акте ревизии). По результатам проведения аудиторской проверки составляется аудиторское заключение.
6.4. Цель и задачи проверки учредительных документов
Целью проверки учредительных документов и формирования уставного фонда является подтверждение законных оснований функционирования организаций, правильности и полноты расчета с учредителями и установление соблюдения нормативных правовых актов Республики Беларусь. Задачи, решаемые в ходе проверки, следующие: · подтверждение юридического основания на право функционирования организации; · проверка правильности формирования уставного фонда организации; · проверка правильности и полноты промежуточных и окончательных расчетов с учредителями; · проверка достоверности бухгалтерской отчетности в части величины и структуры уставного фонда. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решать вышеуказанные задачи. 6.5. Источники информации и последовательность Источниками информации проверки учредительных документов и формирования уставного фонда являются: · учредительные документы (учредительный договор, устав), зарегистрированные изменения в учредительных документах; · протоколы собраний учредителей, выписки из годового собрания акционеров, протоколы собрания акционеров, учредителей; · решения совета директоров; · переписка с учредителями и акционерами; · свидетельство общереспубликанской регистрации; · документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество; · свидетельство о регистрации в органах статистики; · документы, подтверждающие доли учредителей в уставный фонд в денежной и неденежной формах; · экспертная оценка неденежных вкладов в уставный фонд; · материалы предыдущих проверок, ревизий; · бухгалтерская и статистическая отчетность и др. При проверке учредительных документов и формировании уставного фонда необходимо устанавливать: · структуру управления организации и полномочия руководителей всех уровней при принятии управленческих решений; · своевременность внесения изменений в учредительные документы; · виды экономической деятельности организации; · наличие соответствующих документов и сведений об учредителях; · размер уставного фонда и доли каждого учредителя; · соотношение размера уставного фонда и чистых активов; · адекватность метода оценки вносимых учредителями долей в уставный фонд в неденежной форме; · своевременность внесения учредителями своих долей; · в каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный фонд; · правильность оформления документации по взносам; · правильность начисления дивидендов учредителям; · правильность начисления налогов; · правильность оформления бухгалтерской документации и соответствия бухгалтерских проводок; · случаи возврата учредителю неденежного вклада в уставный фонд, если таковые имелись; · правильность ведения учетных регистров; · достоверность бухгалтерской отчетности. Размеры уставных фондов определены Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования». В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. За непредоставление в регистрирующий орган документов, требующих для внесения изменений и дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в случаях и сроки, установленные законодательством, налагается штраф в размере от 10 до 50 базовых величин.
Тема 7. РЕВИЗИЯ (АУДИТ) КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
План 1. Цель, задачи и информационное обеспечение ревизии и аудита денежных средств и денежных документов, находящихся в кассе организации. 2. Методика проверки денежных средств в кассе и денежных документов. 3. Цель, задачи и информационное обеспечение ревизии и аудита операций по счетам в банках. 4. Методика проверки операций по счетам в банках и меры ответственности за выявленные нарушения. 7.1. Цель, задачи и информационное обеспечение ревизии
В современных условиях организации вступают во взаимоотношения друг с другом при совершении хозяйственных операций. Взаимосвязи являются необходимым условием для обеспечения непрерывности кругооборота средств, имеющихся в каждой организации. Следовательно, контролю за наличием и движением денежных средств, находящихся в кассе организации, уделяется пристальное внимание со стороны учреждений коммерческих банков, государственных контролирующих органов, работников ведомственных контрольно-ревизионных служб. Целью ревизии (аудита) операций по движению денежных средств, находящихся в кассе, является проверка соблюдения действующих нормативных правовых актов о состоянии порядка приема и использования денежных средств. Основными задачами ревизии (аудита)денежных средств и документов в кассе являются: · проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка; · проверка соблюдения нормативных правовых актов по ведению кассовых операций в Республике Беларусь и кассовой дисциплины; · соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы; · соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег; · контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка и от реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет; · соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на хозяйственные нужды и другие расходы; · проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций. Для качественного проведения ревизии и аудита кассовых операций необходимо руководствоваться следующими источниками информации: · договорами о полной материальной ответственности; · должностной инструкцией кассира; · договором с обслуживающим банком; · чековой книжкой; · кассовой книгой; · учетной политикой организации; · графиком инвентаризаций денежных средств и денежных документов; · книгой кассира-операциониста; · журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; · приходными кассовыми ордерами; · расходными кассовыми ордерами; · отчетами кассира; · выписками банка; · инвентаризационными материалами; · учетными регистрами по счету 50 «Касса»; · Главной книгой, Бухгалтерским балансом (второй раздел «Оборотные активы»); · Отчетом о движении денежных средств; · статистической отчетностью и др.; Проверка кассовых и банковских операций осуществляется специалистами обслуживающего банка, ведомственными ревизорами и аудиторами по данным счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Данные операции проверяются, как правило, сплошным способом.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2123)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |