Вопрос. Сознание как высшая ступень развития психики. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. (Маклаков А.Г.) Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. (Столяренко Л.Д. С. 220) Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. (уч-к Нурковой В.В., Березанской Н.Б. С. 91) Функции сознания. (Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2003. – 672с. – С.221.)
Основная функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении из результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Выделяют следующие свойства сознания( С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания): - построение отношений, - познание и - переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания – это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С.Л. Рубинштейн).
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Функции сознания:1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание. Особенности сознания: - Категоричность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем; - Отражение существенных,наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; - Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; - Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; - Сознание – концептуальная модельсобственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе - Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики. - Первая его характеристика содержится в самом понятии «сознание», включающим в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят решающие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания — ощущения и восприятия, память, воображение, мышление. С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого опыта. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных и опосредованных знаний. Воображение позволяет строить модели, предвидеть будущее. - Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на себя. Он производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек и осуществляется в процессе формирования его самосознания. - Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит как формирование целей деятельности, так и формирование волевых решений, вносятся нужные коррективы и т.п. Всякое нарушение по каким-либо причинам возможности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания. - Четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, в котором отражены разные отношения, в которые он вовлечен. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. При некоторых заболеваниях нарушения сознания возможно расстройство в сфере чувств и отношений. - Функционально-психологическая – ощущения, восприятие дают чувственную картину мира; память – образ прошлого; мышление – интеллектуальные продукты; воображение – образные модели будущего.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |